Смекни!
smekni.com

АС Пушкин Поэт и любовь (стр. 2 из 3)

Зевай и ты.

Фауст. Сухая шутка!

Найди мне способ как-нибудь

Развеяться.

Мефистофель. Доволен будь

Ты доказательством рассудка.

В своём альбоме запиши:

Скука – отдохновение души.

Я психолог… о, вот наука!..

Скажи, когда ты не скучал?

Подумай, поищи. Тогда ли,

Как над Вергилием дремал,

А розги ум твой возбуждали?

Тогда ль, как погрузился ты

В великодушные мечты,

В пучину тёмную науки?

Но – помнится, тогда со скуки,

Как Арлекина из огня

Ты вызвал, наконец, меня.

Я мелким бесом извивался,

Развеселить тебя старался,

Возил по ведьмам, по духам,

И что же? Всё по пустякам!

Желал ты славы - и добился, -

Хотел влюбиться - и влюбился.

Ты с жизни взял возможну дань,

А был ли счастлив?

ФАУСТ. Перестань!

Не растравляй мне язвы тайной.

В глубоком знанье жизни нет.

Я проклял знаний ложный свет.

А слава, луч её случайный

Неуловим. Мирская честь

Бессмысленна, как сон…

Но есть прямое благо: сочетанье

Двух душ…

Фауст и Мефистофель уходят.

ПУШКИН. Но есть прямое благо: сочетанье двух душ…

Цветок засохший, безуханный

Забытый в книге, вижу я.

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя.

Где цвёл? Когда? Какой весною?

И долго ль цвёл? И сорван кем?

Чужой, знакомой ли рукою?

И положён сюда зачем?

И жив ли тот , и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

Я не хочу,о други, умирать!

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать,

И ведаю, будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И, может быть, на мой закат печальный

Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

ВЕДУЩАЯ. Пушкин увидел улыбку любимой только в начале декабря, когда, наконец, была открыта дорогу на Москву после длительного карантина. Он встретил Наталью Николаевну, и не было для него более счастливых мгновений. Однако почему поэт писал: «И может быть, на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной…»? Может, это предчувствие своей будущей трагической судьбы?..

ПУШКИН. 16 февраля, за два дня до свадьбы, в доме Павла Нащокина я встретился с молодой певицей из московского цыганского хора.

Выходят цыгане.

ТАНЯ. Позолоти ручку, Александр Сергеевич, нагадаю тебе судьбу твою. Ждёт тебя невеста красивая свадьба счастливая, а жизнь унылая… Будешь страдать и писать, а потом дорога тебя ждёт ранняя... Эх! Жизнь моя цыганская! Спляши со мной – развеешься

Звучит музыка. Исполняется цыганский танец.

ВЕДУЩАЯ. Много лет спустя цыганка Таня, Вспоминая об этом вечере, рассказала, как Поэт, очнувшись от мыслей, попросил её спеть…

ТАНЯ. Говорю я ему, Александр Сергеевич, дай вам Бог… Только на сердце у меня самой не весело. И думая об этом, запела я Пушкину песню…(Поёт).

Ах, матушка, что так в поле пыльно,

Государыня, что так пыльно?

Кони разыгралися…

А чьи-то кони, чьи-то кони?

Кони Александра Сергеевича…

Пою я, а на сердце грусть-тоска. Как вдруг слышу: зарыдал Пушкин. Подняла я глаза, а он рукой за голову схватился и говорит: «Ах, Эта песня всё во мне перевернула, она мне не радость, а большую потерю предвещает!..»

Цыгане с пенями уходят.

ВЕДУЩАЯ. 18 февраля 1832 года – свадьба. Венчались Пушкин и Гончарова в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот…

Звучит духовная музыка. Пушкин и Натали принимают поздравления.

ВЕДУЩАЯ. В ту пору известная всему высшему свету Долли Фикельмон, внучка Кутузова и жена австрийского посланника, имела славу предсказательницы. Она вела дневник. И после первого приёма, сделанного семьёй Пушкиных, записала в него следующее (читает): «Жена его, Пушкина, прекрасное созданье, но это меланхолическое и тихое выражение лица похоже на предчувствие несчастья. Лица мужа и жены не предсказывают ни спокойствия, ни тихой радости в будущем. У Пушкина видны все порывы страстей, у жены – вся меланхолия отречения от себя… Поэтическая красота госпожи Пушкиной проникает до самого моего сердца. Есть что-то воздушное и трогательное во всём её облике. Эта женщина не будет счастлива. Голова её склоняется и весь облик говорит: «Я страдаю». Но какую же трудную ей предстоит нести судьбу – быть женой поэта, и такого поэта, как Пушкин…»

ПУШКИН. Я женат - и счастлив: одно желание моё, чтоб ничего в жизни не изменилось, лучшего не дождусь…

Исполнились мои желания, Творец

Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец…

Пушкин опять усаживает Гончарову перед художником.

ВЕДУЩАЯ. Первое время жизнь Александра Сергеевича и Натали казалась безоблачной. Брюллов рисовал портрет счастливой жены. Пушкин давал советы. И всё происходило в Царском Селе, куда переехала молодая семья после свадьбы. Там же находился императорский двор.

Александр Сергеевич чувствовал себя счастливым, но вскоре жизнь осложнилась. Всё сильнее сжималось кольцо светской вражды, всё более ужесточался контроль со стороны царя и Третьего отделения, продолжались грубые нападки официальной критики. В это время поэт особенно глубоко задумался о справедливости устройства государства Российского. Своими мыслями он делился с Вяземским, цитировал «Стансы», напоминающие о славных днях правления Петра I.

Пушкин.

В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлек сердца,

Но нравы укротил наукой,

И был от буйного стрельца

Пред ним отличен Долгорукой.

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье,

Не презирал страны родной,

Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд,

Во всем будь пращуру подобен:

Как он, неутомим и тверд,

И памятью, как он, незлобен…

Ведущая. Царь с помощью Бенкендорфа быстро развеял эти иллюзии. Он назначает поэта камер-юнкером, чтобы постоянно видеть при дворе его прекрасную жену. Этот чин, даваемый неумудренным жизнью юношам, ужасно оскорбил Александра Сергеевича. Но это было только начало. Бенкендорф потребовал, чтобы до напечатания своих произведений поэт обязательно представлял их императору на высочайшую цензуру. Чтоб он прекратил публичные чтения неблагонадежных стихов. Чтоб он внес в тексты те изменения. которые полагают необходимыми царь и Третье отделение.

Мойка, Невский, Морская, Миллионная, Зимний дворец… Здесь метался Пушкин. Нева лежала закованная февральским льдом, и Медный всадник застыл на вздыбленном коне. А рука поэта выводила на страницах драмы «Борис Годунов» всадника без царя и рядом писала:

Всегда народ к смятенью тайно склонен.

Так добрый конь грызет свои бразда…

Ну что ж? Конем спокойно всадник правит…

Но конь порой сбивает седока…

Александр Сергеевич словно предчувствовал, что время выбьет из самодержавного седла коронованного тирана. Но это время где-то далеко впереди. А тогда… Прекрасная Натали дарила нежные и добрые улыбки. А вместе с тем уже близка развязка. Все оборачивалось против Пушкина, все толкало его к гибели: ненависть светского общества, чрезмерное внимание Николая к красоте Натали, наглые ухаживания Дантеса, подлость и грязь…

Входят Пушкин и Данзас.

Данзас. Ты настаиваешь на этих условиях?

Пушкин. Разумеется

Данзас. Это очень жестокие условия: барьер десять шагов. Смертельные, я бы сказал.

Пушкин. Это ничего не меняет.

Данзас. Твои условия приняты. И Дантес ждет тебя… На черной речке…

Уходят. Звучит выстрел. Данзас возвращается.

Данзас. Пушкин стрелялся с Дантесом. Рана поэта оказалась смертельной. Умирая, Александр Сергеевич испытывал величайшие муки. Но несмотря на это, думал о других, и прежде всего – о семье. Он отдал мне последние распоряжения, снял с руки кольцо и попросил принять его на память. Простился с близкими и нашел в себе силы сказать слова утешения Наталье Николаевне.27 января 1837 года поэта не стало.

Ведущая:

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царевы над мертвым певцом

Почетную дробь выводили.

Такой уж почет, что ближайшим друзьям –

Нет места. В изглавьи, в изножьи,

И справа, и слева – ручищи по швам –

Жандармские груди и рожи.

Не диво ли – и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то на что-то, на то что-то похож

Почет сей, почетно - да слишком!

Гляди, мол, страна, как молве вопреки,

Монарх о победе печется!

Почетно – почетно – почетно – архи-

Почетно, - почетно – до черту!

Кого ж это так – точно воры вора

Пристреленного – выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора –

Умнейшего мужа России.

(М. Цветаева)

Через полтора столетия Марина Цветаева напишет: «Нет. Гончарова просто роковая женщина, то пустое место, вокруг которого сталкиваются все силы и страсти. Смертоносное место – как Елена Троянская повод, а не причина войны, так и Гончарова – не причина, а повод смерти Пушкина, с колыбели предначертанной. Тяга Пушкина к Гончаровой – это тяга гения к нулю. Он хотел нуль, потому что сам был все. А судьба выбрала самое простое и верное орудие смерти – красавицу».

У могилы Н. Н. Пушкиной

«Здесь похоронена Ланская…»

Снега некрополь замели.

А слух по-прежнему ласкает

святое имя – Натали.

Как странно, что она – Ланская.

Я не Ланской цветы принес,

а той, чей образ возникает