Автор: Грибоедов А.С.
Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” явилась выдающимся явлением в русской литературе 20-х годов XIX века. Значение этого произведения сразу же оценили современники, хотя после написания комедия была запрещена к печати цензорами, усмотревшими в грибоедовских стихах критику московского дворянства, его устоев и нравов. Но комедия с радостью была принята декабристами, которые почувствовали ее революционный пафос.
Грибоедов представил в комедии картину нравов своего времени, то есть 10-20-х годов XIX века, поэтому Москву этого периода принято называть “грибоедовской”.
Большую роль в изображении картины нравов эпохи играют женские образы. Они, так же как и мужские, влияют на развитие и развязку общественного конфликта комедии. Женщины в пьесе - представительницы “века минувшего”, поэтому они обладают такими же качествами, как и мужчины.
Главной героиней комедии является Софья, дочь Павла Афанасьевича Фамусова, управляющего в казенном месте. Она умна и хорошо воспитанна, как большинство богатых московских девушек того времени. Воспитанная на французских романах, она составила в своем уме облик идеального героя “своего романа”. Молчалин как будто специально создан для этой роли: “услужлив, скромненький, в лице румянец есть”. Софья достаточно умна и понимает, что с таким мужем она сможет руководить семьей и домом. Ей гораздо спокойнее будет с безмолвным “мужем-мальчиком, мужем-слугой” Молчаливым, чем с резким обличителем Чацким или с полковником Скалозубом, который “слова умного не выговорил сроду”. Софье будет легче последовать примеру Натальи Дмитриевны, которая распоряжается своим мужем как хочет.
Отдельный разговор - служанка Лиза. Она сохраняет традиционное амплуа для классицистической комедии — она субретка, молодая горничная, помогающая своей госпоже в делах сердечных. Лиза искренне любит свою хозяйку и помогает устраивать встречи с Молчаливым. Но последний влюблен в Лизаньку, та же, узнав об этом, все же продолжает помогать своей госпоже, а сама говорит про себя:
А я... одна лишь я любви до смерти трушу.
Яркая представительница самой старшей части московского общества - Анфиса Ниловна Хлестова, свояченица Фамусова. Это отпечаток екатерининского века с “арапкой-девкой и собачкой”, которых она ставит на один уровень. Хлестова вершит общественный суд, потому что являет собой старшую часть общества вместе с сестрой Прасковьей. Все спрашивают ее совета, делают все с оглядкой на нее и пытаются подслужиться, дабы получить хорошую должность или повышение по службе.
Все остальные женские образы являют собой особый пласт типичных московских барынь. Они таскаются по балам и званым вечерам, чтобы выдать замуж своих незадачливых многочисленных дочерей, охотно сплетничают, без устали всех обсуждают и судят. В комедии дамы являются главными распространителями новости о безумии Чацкого. Все сразу поддаются сплетне, как гипнозу.
Князь же и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми, типичными московскими девицами, умеющими, по словам Фамусова, “себя принарядить тафтицей, бархатцем и дымкой”, также типичны. Тугоуховские -обедневший княжеский род, и поэтому князю и княгине нелегко выдать своих шесть дочерей замуж:
К нам на вечер, в четверг, проси скорее
Натальи Дмитриевны знакомого: вон он!
Они таким образом стараются набрать женихов для своих дочерей.
Наталья Дмитриевна- московская модница с “мужем-мальчиком,
мужем-слугой”, который слушается ее во всем и которым она вертит как хочет. Дополняют картину женского общества графиня-бабушка с внучкой-сплетницей, старой девой, вечно всем недовольной: “Зла в девках целый век, уж бог ее простит”. Все это женские образы, характерные для “грибоедовской Москвы”. Все они похожи: речь их изобилует галлицизмами, они все до единой сплетницы, а главное что их объединяет — чрезмерная любовь к мундиру и особенно к военным: “И в женах, в дочерях к мундиру та же страсть”. Их портреты очень схожи друг с другом.
Кроме главных женских персонажей, в комедии присутствуют также и внесценические. Это Прасковья Федоровна, княгиня Власова, Татьяна Юрьевна, которая “балы дает нельзя богаче”, а также княгиня Марья Алексевна, которую так боится даже Фамусов. Все эти героини, казалось бы, не столь уж и нужные, играют большую роль в изображении картины московского общества, они расширяют и дополняют ее. Введение внесценических персонажей в пьесу подчеркивает типичность сценических и делает изображение более обширным и рельефным.
Женские образы влияют и на развитие конфликта в произведении, на завязку, кульминацию и развязку. Все это делает их роль в пьесе значительной.