Рентоориентированность власти, деятельность которой подчинена текущей конъюнктуре, и ее зависимость в принятии хозяйственных решений от отраслевого лоббизма обусловливают отсутствие стратегических подходов в развитии промышленности с подменой формально задекларированных стратегических целей всей отрасли на фактически поддерживаемые конъюнктурные цели отдельных лоббистских бизнес-групп. Именно этот факт является едва ли не основной причиной технологической и структурной деградации отечественного производства, и без его устранения нет оснований надеяться на улучшение состояния промышленности в будущем.
Невозможность реализации в промышленности долгосрочных стратегий развития и положительных структурных изменений следует связывать также с влиянием на отрасль политических циклов и политической конъюнктуры, временной лаг существования которых в разы уступает периоду, необходимому для достижения стратегических задач. Непримиримость политических оппонентов, которые ведут борьбу за получение власти в следующем политическом цикле и поддерживаются конкурирующими бизнес-группировками, кардинальные расхождения во взглядах политиков на существование страны и ее экономическую модель обусловливают постоянную неопределенность перспектив промышленности. Отсутствие преемственности власти в принципах и направлениях развития страны, нежелание оппонентов находить компромиссы в своих позициях для достижения блага всего общества приводят к тому, что приход новой властной команды (начало нового политического цикла) сопровождается прямой отменой или приостановкой выполнения значительного количества решений, принятых предшественниками, в том числе и тех, которые определяли формирование текущей и перспективной ситуации в промышленности.
Высокая угроза потерять власть в следующем политическом цикле определяет такой тип поведения украинских чиновников, который в экономической теории квалифицируется как стратегия "быстрой наживы", когда власть стремится получить во время своей каденции наибольшие для себя выгоды и объемы ренты. В то же время она проводит политику социального популизма, которая, с одной стороны, ставит цель расширить круг сторонников на следующих выборах, а с другой — является следствием давления политических оппонентов власти, представляющих ее социальные достижения как результат своей борьбы за благосостояние граждан и также используют этот аргумент в борьбе за власть. К сожалению, в украинских реалиях чрезмерная зависимость власти от политических циклов и социального популизма пагубно отражается на состоянии промышленности и ее структуре. Ограниченные государственные ресурсы направляются не на стимулирование, модернизацию и переструктурирование производства как основу для будущего роста дохода, а на продуцирование потребительских настроений, что усиливает незаинтересованность работников в повышении производительности своего труда и патернализм в отношениях между властью и населением. В то же время не подкрепленное ростом производства повышение доходов, в том числе за счет эмиссионных источников или заимствований, приводит лишь к раскручиванию инфляции, следствием которой являются стагнация и сокращение производства в краткосрочном периоде, увеличение долгового бремени страны с ограничением ресурсов для производственной деятельности в средне- и долгосрочной перспективе.
Подводя итоги, можно утверждать, что деструктивные явления в отечественной промышленности следует связывать, прежде всего, с деградацией и неэффективностью самого государства как института. Последнее не может выступать экзогенно по отношению к экономике, поскольку создаваемые им формальные правила определяют поведение и мотивацию субъектов хозяйствования, вследствие чего формируются структурные, технологические и организационно-управленческие характеристики производства.
Связь между институтами и уровнем промышленности является диалектической. Как институты влияют на качество промышленного развития, так и сам уровень промышленности обусловливает объективное существование тех или иных институтов. Мы склоняемся к мысли, что большинство факторов конкурентоспособности "промышленно зависимы", то есть при фокусировании внимания государства на развитии промышленности и изменении в лучшую сторону ее характеристик будет расти качество институтов, которые определяют факторы конкурентоспособности, с соответствующим повышением уровня последних. В результате уделения внимания лишь усилению отдельных факторов конкурентоспособности, без учета развития производства, не удастся получить стойкий положительный эффект, поскольку качественные институты, которые будут их определять, не востребуются отсталой промышленностью и со временем деградируют.
Специфические особенности украинского государства при формировании его политики в промышленности делают неопределенным и проблематичным существование последней в перспективе, консервируют ее структурную и технологическую отсталость. Это следует связывать, прежде всего, с принципами формирования власти в Украине, государственной бюрократией и организацией процесса управления промышленностью.
К перечню недостатков отечественной власти и бюрократии можно отнести: оторванность от граждан и неподотчетность обществу; инициирование псевдореформ, перераспределительную активность и рентоориентированное поведение, зависимость управленческих решений от лоббистского влияния и политических циклов; отсутствие стратегических целей и подходов в управлении экономикой с их подменой собственными конъюнктурными целями или целями лоббистских групп; распределение управления промышленностью между рядом министерств и ведомств при частичном дублировании их функций, коллективной безответственности последних за состояние отрасли, отсутствии единого политико-формирующего и координирующего ее развитие органа, отсутствии органа, который бы контролировал достижение нормативно определенных целей развития отрасли и степень выполнения поставленных задач, и др.
Перечисленные недостатки являются основой для определения направлений реформирования украинской власти и совершенствования системы управления промышленностью. Однако главная сложность состоит в том, что власть априори не способна самостоятельно себя изменить без существования таких ее неэкономических характеристик, как политическая воля и желание что-либо менять вообще в пользу общества.
Допуская вероятность существования у власти фактора политической воли к изменениям и реформам (а не их имитации), осуществляемым по принципу "государство для рынка, а рынок для людей", а не "люди для рынка, а рынок для государства", можно сформулировать ряд рекомендаций в отношении выработки соответствующей стратегии преобразований. Эти рекомендации должны обеспечить как общие институциональные изменения, которые будут минимизировать использование государственной власти только в частных интересах, так и специфические изменения в организации и управлении промышленностью. Что касается этапности и последовательности этих изменений, то в данном случае мы поддерживаем позицию и аргументы академика РАН В. Полтеровича, который отмечал, что общие и специфические изменения должны происходить параллельно, а не следовать друг за другом (сначала общие, а потом специфические), как рекомендует большинство международных организаций, поскольку общие институциональные изменения будут стимулироваться изменениями в производстве и его качественным ростом.
Не останавливаясь детально на рекомендациях, касающихся общих изменений (поскольку они достаточно полно разработаны в работах как отечественных, так и зарубежных ученых), лишь отметим, что их содержание сводится к введению механизмов минимизации возможностей госаппарата в создании преференций избранным с лишением чиновников права принимать хозяйственные решения по собственному усмотрению, судебной защиты граждан от произвола власти, общественного контроля за властью со стороны СМИ и институций гражданского общества с обнародованием полной информации о принятых решениях и расходовании государственных средств.
Модернизация системы управления промышленностью должна происходить по таким направлениям:
— введение принципов проектного управления в разработку и проведение промышленной политики, которая должна осуществляться из единого управленческого центра; установление ответственности органов власти за ее результаты и их соответствие поставленным целям и задачам, которые следует формулировать исходя из конкретных количественных параметров-индикаторов (экономических, структурных, технологических, социальных, экологических и т. д.), а не в форме "туманных" декларативных выражений (например,"... создание современного производства ..." и др.);