Смекни!
smekni.com

О доблестях, о подвигах, о славе (стр. 10 из 12)

Устойчивый в «Житии» мотив телесной наготы не только реалия тюремного быта, но и символ обнаженной души, неподдельной искренности чувств. Повествование постоянно сопровождают авторские ремарки типа «ох, горе мне», «увы мне, грешному». Традиционная в агио­графии сцена искушения святого блудницей для Авваку­ма интересна не тем, как герой преодолевает зов плоти (положил руку на пламя свечи), а тем, что он пережива­ет в процессе грехопадения и нравственного возрожде­ния. Автор показывает внутренний мир человека, дает психологическое описание героя, которому «горко бы­ло» впасть в искушение, «зело скорбен» пришел он до­мой, «падох на землю на лицы своем, рыдаше горце», до полуночи «плакався» пред образом, «яко и очи опухли». Акцентируя внимание на глаголах внутреннего действия, словах экспрессивно-эмоционального характера, Аввакум создает особую лирическую атмосферу — ат­мосферу сопереживания, что отражает близость как ав­тора к герою, так и героя к читателю.

Схематизм и безликость неприемлемы для писателя, когда он рисует образ своей верной спутницы Анастасии Марковны, многие годы делившей с ним все тяготы жиз­ни. Образ жены он раскрывает через действие, яркие диалогические сцены. Во время бури на Тунгуске, когда дощаник «налилъся среди реки полон воды, и парус изорвало, — одны полубы над водою, а то все в воду уш­ло», она, простоволосая, «на полубы из воды робят кое-как вытаскала», пока Аввакум, «на небо глядя», кри­чал: «Господи, спаси! Господи, помози!» Когда, возвра­тившись в Москву, муж мучительно делал выбор между семейным покоем и служением вере («Жена, что сотво­рю? Зима еретическая на дворе; говорить ли мне, или молчать? Связали вы меня!»), именно Анастасия Мар­ковна благословила его на трудный путь: «...деръзай ироповедати слово Божие по-прежнему, а о нас не ту­жи... Поди, поди в церковь, Петровичь, — обличай блуд­ню еретическую!» Образ Марковны исторически, соци­ально и психологически конкретен, он не очищен от сом­нений и колебаний. «Долъго ли муки сея, протопоп, будет?» — «пеняет» она мужу, когда силы покинули ее во время многодневного перехода по льду Нерчи-реки.

«Житие» насыщено сатирическими портретами вра­гов Аввакума, прежде всего его идейных противников — патриарха Никона и сторонников церковных нововведе­ний. Нарушая закон евангельского всепрощения, Аввакум грозил мучителям: «Воли мне нет, да силы — перере­зал бы... мирских жрецов всех, что собак... развешал бы по дубью». Страстный правдоискатель и народный заступ­ник, он был убежден, что за «мирскую правду... подобает душа своя положить», с горечью признавая: найти правду можно лишь в огне или в тюрьме, — и доказал это своею жизнью, где не было расхождения между словом и делом.

Появление «Жития» — закономерный результат раз­вития автобиографического начала в русской литературе, где предтечами Аввакума выступают Владимир Мономах и Иван Грозный. Новаторство Аввакума сказалось в том, что он написал не публицистическое сочинение с вкрап­лением автобиографических элементов, а цельное жизне­описание. Причем автор-герой «Жития» — сын сельско­го священника-пьяницы, а не представитель княжеского или царского рода. Это свидетельствовало о демократиза­ции литературы и эмансипации творческой личности.

Новый тип святой представляет «Житие Ульянии Осорьиной». Дочь ключника, рачительная хозяйка, лю­бящая жена и мать — Ульяния совершает свой подвиг в миру. Она так занята работой по дому, воспитанием детей и заботой о стариках, родителях мужа, что ей и помо­литься некогда. Тяжелая женская доля приравнивалась к подвигу авторитетных святых, служение ближним воз­водилось в идеал поведения человека. Образ святой до­стоверен, согрет искренним чувством любви, так как ав­тор жития — сын Ульянии, хорошо знавший особенности характера и историю жизни своей матери.

О наметившемся интересе литературы XVII века к «маленькому человеку» можно судить по «Повести о Го­ре-Злочастии». Ее герой— безымянный Молодец, през­ревший родовые устои жизни и заветы отцов и поэтому впавший в «наготу и босоту безмерную». Русского греш­ника, пропившегося до «гуньки кабацкой», автор ставит в один ряд с Адамом и Евой, которые нарушили «запо­ведь Божию, вкусили плода виноградного». Обращение к библейской истории грехопадения первых людей должно было подчеркнуть всеобщий и вечный характер изобра­жаемого в «Повести». «Срам» мешает «блудному сыну» вернуться в отчий дом, и герой идет «на чюжу страну», где своим умом и трудом наживает большое состояние, следуя советам «добрых людей»: «Не буди ты спесивъ.. покорися ты другу и недругу, поклонимся стару и молоду... не лети ты межь други и недруги... держися истин­ны с правдою».

Сгубило Молодца «гнило слово похвалное». Горе, явившись в образе архангела Гавриила, убедило его в том, что семейное счастье и богатство таят опасность («быть тебе от невесты истравлену... из злата и сребра быть убитому»), а истинное блаженство — быть пьяным и нищим: «Да не бьютъ, не мучатъ нагих-босых и из раю нагихъ-босых не выгонятъ». Судьба Молодца не родо­вая, а индивидуальная судьба человека, «горькая» и «злочастная». От этой «злой доли», персонифицирован­ной в образе Горя, своеобразного двойника героя, нельзя скрыться: «Молодецъ полетел сизым голубем, а Горе за нимъ серым ястребом... Пошелъ Молодец в море рыбою, а Горе за ним с щастыми неводами». Оно идет с ним по дороге жизни «под руку под правую, научает Молодца богато жить, убити и ограбить». Только высокие стены монастыря спасают героя от Горя-Злочастия, при этом монашество для Молодца — вынужденный поступок.

Герой «Повести» — человек, отвергающий этические нормы рода и естественную потребность его продолже­ния. Однако этот бродяга, пьяница и хвастун, в полном смысле слова «падший человек», пользуется сочувстви­ем автора. Читатель также сопереживает герою, попы­тавшемуся жить своим умом, но заблудившемуся в лаби­ринте мира.

Для литературы XVII столетия характерен процесс социальной дифференциации, деления ее на официаль­ную, культивировавшую новые формы поэзии и драма­тургии, и демократическую, близкую к фольклору, сати­рически заостренную. Появление сатиры — одна из ос­новных примет литературного процесса XVII века. Оно было связано с обострением классовых противоречий в стране, с открытием внесословной ценности человека, а также с потребностью в обобщении опыта сатирического изображения, накопленного в фольклоре и литературе предшествующих столетий.

Русская сатира уже в период становления носила не отвлеченно-морализаторский характер, а была социально острой, поднималась от обличения частных злоупотреб­лений властью до критики основ существующего миропо­рядка. Объектами сатирического изображения станови­лись как общечеловеческие пороки (лень, пьянство), так и социальные, исторически обусловленные (продажность судей, безнравственность и лицемерие духовенства, обни­щание народа и спаивание его в «царевых кабаках»). Соз­датель «Повести о бражнике» подвергал сомнению даже догматы христианской церкви, изображая апостолов и святых великими грешниками, недостойными пребыва­ния в раю. Им противопоставлен бражник, который «вся­ким ковшем» выпитого им вина прославлял Бога, а не прелюбодействовал, как царь Давид, никого не убивал, как апостол Павел, не отрекался от учителя, как апостол Петр. Бражник свято верит в евангельскую заповедь: «друг друга любляй, а Бог всех любит», и она открывает перед ним двери рая, где ему уготовано лучшее место. Показывая нравственное превосходство пьяницы над праведниками, «Повесть» заставляла сомневаться в пра­вомерности культа святых, почитаемых христианской церковью.

Авторами сатирических произведений в XVII в. были выходцы из посадской среды, крестьянства и «плебей­ской» части духовенства, поэтому так часто они использо­вали для своих сочинений жанры деловой письменности и фольклора. Сказочная традиция сильна в сатирической «Повести о Шемякином суде», где действие происходит в «некоих местах»; легко узнаваемы как сказочные типы герои «Повести» — безымянные братья, бедный и бога­тый; сам мотив обмана судьи хорошо известен в мировом фольклоре. Трижды бедняк преступает закон: калеча чу­жую лошадь, случайно убивая младенца, а затем старика. И в суде его ждут три приговора, которые служат зеркаль­ным отражением совершенных им преступлений, что ха­рактерно для судебной практики XVII века, где за убийст­во полагалась смерть, за поджог — сожжение и т. п. Со­гласно решению судьи бедняк должен владеть лошадью, пока у нее не вырастет новый хвост, жить с попадьей, по­ка та не родит ребенка, испытать судьбу, встав под мос­том, откуда на него должен прыгнуть сын убитого. Понятно, почему все три истца откупаются от бедняка и он ста­новится богатым. Неправедный судья Шемяка, чье имя «•тало нарицательным, оправдал виновного, так как тот во время суда показывал ему узелок, однако вместо золота в узелке оказался камень. Шокирующая своей неожидан­ностью развязка— примета новеллистического сюжета, своеобразие которого заключается в том, что три новел­листические сюжетные линии (три преступления бедня­ка) связываются в один сюжетный узел сценой суда.