Смекни!
smekni.com

О доблестях, о подвигах, о славе (стр. 11 из 12)

Главным объектом сатиры в «Повести о Шемякином суде» является не судья-взяточник, не изъяны законода­тельной системы, но мир, который словно вывернут на­изнанку, мир, где преступник может быть оправдан и вознагражден. Образ бедняка нельзя толковать только как образ неудачника, которого преследуют несчастья. Есть и его вина в случившемся. Следует задуматься над тем, почему «богатый постоянно ссужал бедняка, но тот по-прежнему жил скудно». Невольный грех бедняка — убийство младенца и старика — готов стать осознанным актом, когда герой замышляет самоубийство или грозит судье камнем, завязанным в узелок, поэтому оправда­тельный по своей сути приговор суда не столько комиче­ская развязка сюжета, сколько трагикомическая. Это следствие нравственного нездоровья общества, алогизма законов, по которым оно живет.

В литературе XVII века устанавливаются новые отно­шения между историческим и вымышленным. С одной стороны, историческое повествование дорожит докумен­тальной точностью изображения, будь то события Смут­ного времени или борьба казаков за крепость Азов. С дру­гой стороны, историческая проза этого времени обретает публицистическую заостренность, начинает отражать ав­торский, подчас далекий от официального, взгляд на ис­торию. В «Сказании» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына предстает широкая картина «на­строений» в Русском государстве периода Смуты. Это самозванщина и польско-литовская интервенция, междо­усобицы и голод. Умерших от голода так много, что их тела, как дрова, везут на телегах; люди пытаются ук­рыться от разбоя в «дебрях непроходимых»; в условиях военного времени в стране свирепствуют эпидемии, осо­бенно в осажденных врагом городах.

Большая часть книги посвящена героической оборо­не Троице-Сергиева монастыря (1608—1610). С былин­ным размахом Авраамий Палицын описывает ратные подвиги Анания Селевина, бой между русским воинст­вом и литовскими гетманами, однако не чуждается и изображения военных будней. Автор рассказывает, как поляки ведут подкоп и в ожидании штурма пируют, а «литва» совершает набеги на монастырский огород. Тро­ицкая обитель для Авраамия Палицына — форпост Рус­ской земли, сдерживающий удар интервентов по «царст­вующему граду» Москве. Он уверен в победе русских, ведь на стороне осажденных «небесное воинство» во гла­ве с Богородицей и Сергием Радонежским.

Исторические повести в XVII веке начинают допол­няться вымышленными сюжетными ходами; факты рус­ской истории соединяются с мотивами сказок и легенд (цикл повестей о начале Москвы, об убиении царевича Димитрия и др.). «Повесть о Тверском Отроче монасты­ре» рассказывает, как невеста в день свадьбы отвергает своего жениха и неожиданно для всех выходит замуж за другого. Потрясенный изменой, Григорий становится от­шельником, основывает Отроч монастырь, но не в силах забыть любимую, вскоре умирает. Любовь объединяет героев «Повести», однако одним она приносит счастье, другим — страдания. В сложившейся драматической си­туации, когда двое мужчин влюблены в одну женщину, никто не виноват, поэтому в «Повести» тема любви пере­растает в тему судьбы, обретает философское звучание. Светский характер произведения подчеркивает то, что причиной основания Отроча монастыря является не бла­гочестие героя, а его несчастная судьба.

В «Повести о Савве Грудцыне» вымышленный лю­бовный сюжет прочно вписан в исторический контекст эпохи. Савва Грудцын — купеческий сын, герой своего времени, ибо XVII столетие — «золотой век» русского купечества. Широки географические рамки перемеще­ний Саввы, что отражает идущий в XVII веке процесс ос­воения новых земель, борьбу купечества за новые рынки сбыта, а также растущую активность литературного ге­роя, который находится в беспрерывном движении, ме­няя не только место пребывания, но и социальный ста­тус (купец — солдат — монах). Отец Саввы, родом из Ве­ликого Устюга, во время Смуты переезжает вместе с семьей в Казань, распространяя свою торговую деятель­ность до самой Персии. Пройти испытание любовью к за­мужней женщине, жене друга отца Бажена Второго, Савве суждено в Орле, городе, расположенном на Каме. Позднее герой участвует в исторически достоверной вой­не за Смоленск (1632 г.), а в конце жизни постригается н московском Чудовом монастыре.

«Повесть о Савве Грудцыне» являет собой синтез вы­мышленного и реального. Герой продает душу дьяволу, чтобы вернуть любовь женщины, но в основе всепогло­щающей страсти лежат вполне реальные причины: для женщины — это неравный брак (она молодая жена пре­старелого купца), для Саввы — это первая, поэтому та­кая пылкая, любовь, запретное, а потому еще более же­ланное, чувство. Средневековый сюжет о раскаявшемся грешнике лишается однозначного церковно-дидактического звучания. Не случайно исследователи определяют жанр произведения как светскую повесть, первый опыт русского романа.

Первым из европейских стилей, представленных в рус­ской культуре, было барокко. Родиной барокко считается Италия; классической страной, где барокко достигло вер­шины в своем развитии, — Испания. На Русь барокко при­шло из Польши через посредничество Украины и Белорус­сии. Если на Западе оно противостояло ренессансу в по­пытке реставрации средневековья, то в русской культуре барокко сменило средневековье и приняло на себя функ­ции ренессанса. Оно содержало оптимистический пафос и просветительскую направленность, утверждая, что жизнь человека — не сон разума и юдоль страданий, а увлека­тельное путешествие с целью познания и «пиршество» удо­вольствий. Барокко сформировало в русской литературе новый тип героя— ловца Фортуны, любознательного и предприимчивого человека, умеющего противостоять уда­рам судьбы и наслаждаться радостями жизни. Эти черты в петровское время воплотятся в русском дворянине Фроле Скобееве, живущем по принципу «буду полковник или по­койник», в российском матросе Василии Корнетском, су­мевшем добиться богатства и власти.

Барокко возникло на Руси в то время, когда на Запа­де утверждало свои позиции искусство классицизма, по­этому граница между этими стилями в русском искусстве была размыта, условна. Русское барокко прославляло разум, науку и образование. Один из первых просветите­лей и поэтов барокко в России, Симеон Полоцкий (1629— 1680), собрал вокруг себя кружок писателей-професси­оналов, вместе с учеником Сильвестром Медведевым меч­тал об учреждении в Москве университета. Другой его сподвижник Карион Истомин возглавил работу Печатно­го двора, где издал свои «Буквари».

При всей элитарности барочное искусство было обра­щено к народу, служило целям его образования и воспита­ния. В поэтическом сборнике Симеона Полоцкого «Вер­тоград многоцветный» содержалось более тысячи назва­ний, причем под одним заглавием мог идти целый цикл стихотворений, посвященных разным темам: от строения вселенной до описания драгоценных камней, а сам сбор­ник походил на энциклопедический словарь, где сти­хи располагались по тематическим рубрикам, а внутри них— по алфавиту названий. На букву «С», например, шли стихи, обличающие, часто на исторических приме­рах, человеческие недостатки («Сквернословие», «Ску­пость»), толкующие нравственные понятия («Слава», «Совесть»), знакомящие с библейскими героями и сюже­тами («Соломон»), с экзотическими животными («Скорпий») и природными стихиями (землей, воздухом, водой и огнем). Разные по жанрам, темам, источникам стихо­творения были связаны авторским замыслом — показать многообразие мира в его единстве. Таким образом, книга начинала напоминать музей «раритетов» и «курьезов» природы, коллекцию людей разных сословий и профес­сий, обладающих достоинствами и пороками. Насыщаясь научным и публицистическим материалом, исторически­ми и географическими сведениями, поэзия барокко стре­милась выйти за границы литературы.

Излюбленный постулат барокко: жизнь есть сцена, а люди — актеры, в немалой степени способствовал разви­тию драматургии и рождению русского театра. Новой го­сударевой «потехой» стал придворный театр царя Алек­сея Михайловича, возникший в 1672 году. Первые пьесы на русской сцене — пьесы на библейские и исторические сюжеты: «Артаксерксово действо», «Иудифь», «Темир-Аксакове действо» и др. Связанные с искусством декламации и сценического действия, музыки и танца, театральных костюмов и декораций, они были носителя­ми новой культуры, светской по своему характеру.

Симеон Полоцкий получил известность как автор «Комедии» о блудном сыне и «Трагедии» о царе Навухо­доносоре. Написанная на евангельский сюжет, «Коме­дия» содержала конфликт, типичный для России второй половины XVII века, когда «дети», тяготясь родитель­ской опекой, не хотели в «послушании живот свой кон-чати», а мечтали «весь мир посещати». Лишившись в чужих краях богатства, блудный сын, чтобы не про­пасть, вынужден вернуться под родительский кров.

Юным се образ старейших слушати,

На младый разум свой не уповати, —

поучает автор, адресуя этот «урок» прежде всего тем, кто поверхностно, в уродливой форме осваивал западноевро­пейскую культуру. Небольшой объем пьесы, простота композиции, условность места действия, малое число персонажей, безымянных с целью усиления художественного обобщения, отсутствие аллегорических фигур — псе это сближало «Комедию» с популярными в то время школьными драмами и обеспечило ей успех. В 1685 году пьеса вышла в Москве отдельной книжкой, где текст со­провождали многочисленные иллюстрации. «Трагедия» о царе Навуходоносоре — инсценировка библейского рас­сказа из Книги пророка Даниила — была посвящена про­блеме нравственного облика правителя, позднее зани­мавшей А. П. Сумарокова в «Димитрии Самозванце» и Л. С. Пушкина в «Борисе Годунове». «Трагедия» обличала царя-тирана и утверждала идеал мудрого и справедливого правителя, каким для Симеона Полоцкого являлся Алексей Михайлович.

Барокко укоренило в русской литературе поэзию, обогатив ее новыми стихотворшыми формами. Поэзия Симеона Полоцкого и его учеников поражает жанровым многообразием. Диапазон форм предельно широк: от приветствий в адрес монархов до эпиграмм, надписей к изображениям и азбук в стихах. Барокко раскрепостило поэта, освободив от жестких жанровых канонов средне­векового искусства, дало ему большую свободу в выборе формы произведения, создало условия для поэтического эксперимента. Однако в процессе развития барочная форма стала преобладать над содержанием. Создание необычных стихотворений превратилось в словесную иг­ру. Поэты барокко соревновались в сложении фигурных стихов в виде креста или сердца, ввели в моду «леонин­ские» стихи с рифмующимися полустишиями, которы­ми, например, написано стихотворение