«Тело красно» Симеона Полоцкого:
Красное тело зрети весело;
егда растлится, мерзко явится...
Не люби тела и будеть цела
душа конечно поживетъ вечно.
При сравнении с искусством средневековья и классицизма литература русского барокко кажется далекой от строгих норм и канонов, однако и в ней можно найти устойчивые, повторяющиеся темы, мотивы и образы. Прославляя просвещенного монарха, поэты уподобляли его орлу или солнцу, а Россию — небу. Симеон Полоцкий утверждал: «Вся ны, яко солнще, царь наш согревает, блюдет, освещает, як отец, пи'тает». Сильвестр Медведев, мечтая обрести в царевне Софье покровителя науки и просвещения, обыгрывал значение, скрытое в имени правительницы:
Мудрости бо ти имя подадеся,
богом Софиа мудрость наречеся.
Тебе бо слично науки начати,
яко премудрой оны: совершати.
Позднее эти идеи, стилистические формулы и приемы будут усвоены литературой русского классицизма, которая в отличие от Запада больше опиралась на художественное наследие барокко, чем боролась против него. Таким образом, между литературой Древней Руси и литературой нового времени не существовало пропасти. Отношения между ними можно определить как активный и продуктивный творческий «диалог». В сознании русских писателей нового времени средневековая литература — «нравственный оплот и святая святых будущего многомиллионного народа» (Д.Н.Мамин - Сибиряк). Движение отечественной литературы от XI к XVIII веку убеждает нас в том, что русское средневековье — это время становления того духовного потенциала, который, реализуясь, позднее явит таланты Ломоносова и Державина, Пушкина и Достоевского, Бунина и Булгакова, поможет русской литературе не только догнать европейские, но и стать безусловным лидером мирового процесса художественного творчества.