Смекни!
smekni.com

О доблестях, о подвигах, о славе (стр. 8 из 12)

XV век в истории русской литературы ознаменован растущим интересом к беллетристическому чтению, к жанру историко-легендарной повести, особенно той ее разновидности, где главной проблемой является вопрос о характере власти и нравственном облике правителя. Эта свойственно, например, «Повести о мутьянском воеводе Дракуле», созданной в конце XV века дьяком Федором Курицыным. Известный еретик и крупнейший дипло­мат, он возглавлял в 80-е годы русское посольство в Венгрию и Молдавию. Там он мог услышать предания о Дракуле и использовать их в своей повести.

На первый взгляд, произведение — типичная историче­ская повесть. У героя повести есть реальный прототип — правитель Румынии XV века Влад, по прозванию Цепеш («сажатель на кол») или Дракула (то есть «Дьявол»), о жестокости которого в Европе ходило много легенд. «По­весть о Дракуле» — оригинальная обработка одного из «бродячих сюжетов» мировой литературы, отличающая­ся от немецких и венгерских произведений на эту тему.

Написанная в форме посольской «отписки», повесть состоит из ряда рассказов, похожих на исторические анек­доты, в основе которых лежит диалог. Судьба того, кто полет беседу с Дракулой, мудрым, не терпящим обмана и лицемерия правителем, часто зависит от его находчивос­ти и смелости. Одним из главных мотивов повести является мотив испытания, «соревнования умов», ибо жесто­кость в Дракуле сочетается с остроумием, его речи зага­дочны, иносказательны. Прежде чем сжечь нищих, он спрашивает их, хотят ли они стать «беспечальными» и пив чем не испытывать нужды, подразумевая, что толь­ко смерть может избавить человека от всех бед и забот.

Грозный владыка искореняет зло в своей земле, в ка­кой бы форме оно ни встречалось: ленивой жене, чей муж ходит в рваном платье, по его приказу отрубают ру­ки; он велит казнить воинов, раненных в спину, а послам, не снявшим перед ним шляпы, прибить их к головам; сжигая нищих и калек, Дракула делает свое государство богатым, а народ здоровым.

Ученые по-разному определяли идейный смысл «По­вести о Дракуле»: одни видели в ней осуждение тира­нии, усматривая в «шутках» Дракулы отрицание самого принципа нравственной нормы, другие — апологию сильной власти. Существование столь противоположных мнений объясняется тем, что «Повесть» — произведение беллетристики, а не публицистики, где автор прямо вы­сказывает свое отношение к герою. «Повесть» выносила на всенародное обсуждение вопрос о том, каким подобает быть русскому государю, милостивому или «грозному», вопрос, который станет одним из главных в русской пуб­лицистике грядущего столетия.

* * *

XVI столетие — век торжества идеи централизации русских земель вокруг Москвы, образования многонаци­онального по своему характеру государства, которое по своим размерам начинает превосходить Священную Рим­скую империю, Францию, Англию, Испанию — могуще­ственные европейские державы того времени. Возникает и крепнет уверенность в том, что Московское государство превращается в центр всего православного мира. В связи с завоеванием Османской империей Византии и порабо­щением южнославянских стран, а также в связи с ростом национального самосознания русского народа складыва­ется концепция «Москва— третий Рим», афористически сформулированная в послании старца Филофея на звездочетцев, немецких астрологов: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти» (два Рима — это пав­шие Римская и Византийская империи, преемницей ко­торых мыслится Московское государство).

На XVI век приходится небывалый расцвет публи­цистики, что объяснялось остротой социально-политиче­ской борьбы эпохи. Ее реформаторский дух в условиях, когда Русская земля «замешалася» и «старые обычаи поисшаталися», сказался в стремлении сделать решение государственных проблем предметом дискуссии. Рус­ская литература XVI столетия находилась в поиске но­вых форм и средств воздействия на общественное созна­ние. Обновление жанровой системы во многом шло за счет размывания границ между художественной и деловой прозой, широким использованием жанров монас­тырского устава и духовной грамоты, дипломатического послания и церковного постановления. Их документаль­ная форма легализовала появление публицистического вымысла, политических легенд.

В недрах русской публицистики стали складываться авторские стили, что ослабляло диктат единого для пи­сателей жанрового канона, сдерживающий развитие ли­тературы. Стиль сочинений главы «воинствующей церк­ви» Иосифа Волоцкого (ум. 1515) деловит и директивен, а главная задача творчества писателя — защита инсти­тута монашества и привилегий церкви. Главный идей­ный противник Иосифа — Вассиан Патрикеев (ум. после 1531), известный государственный деятель, ставший мо­нахом по неволе, обращает острие сатиры против монас­тырей, владеющих землями и живыми душами.

Самое яркое и сложное явление в русской публицис­тике XVI века — творчество Ивана IV Грозного (1530— 1584). Стиль посланий царя не прост, богат контраста­ми. В нем сталкиваются разные языковые стихии, пря­мо противоположные чувства: искренность и лицедей­ство, изысканность речи и грубая брань. Если Иосиф Волоцкий был способен менять стиль от послания к по­сланию в зависимости от адресата, то у Ивана .Грозного эти изменения происходят в пределах одного произведе­ния. Послание в Кирилло-Белозерский монастырь игу­мену Козьме «с братией» (1573) царь открывал в уничи­жительном для себя тоне: «Увы мне, грешному! Горе мне, окаянному! Ох мне, скверному! Кто я такой, чтобы покушаться на такое величие?» — вспоминая, что когда-то он думал о пострижении в этом монастыре, пытал-ел организовать опричнину наподобие монашеского ор-дона. От роли «пса смердящего», худшего из грешников Иван Грозный резко переходил к обличению монастырских порядков: «А над гробом Воротынского церковь Поставили — над Воротынским-то церковь, а над чудотворцем (Кириллом) нет.» Царя беспокоило, что ссыль­ные бояре пользуются в монастыре свободой и имеют привилегии. По его словам, и десятый холоп в келье Боярина Шереметева ест лучше братии, которая обедает в трапезной. Иван Грозный опасался превращения мо­настырей в оплоты боярской оппозиции. Вот почему он обращался к воспоминаниям о прошлом, когда в монас­тыре царил строгий устав. Ему, опоздавшему к ужину в летнюю пору, когда не отличить дня от ночи, келарь от­казал в еде, с достоинством заявив: «... сейчас ночь, взять негде. Государя боюсь, а Бога надо больше боять­ся». В конце послания прорывается гнев царя, которого беспокоят «злобного ради пса Василья Собакина», «бесо­ва сына Иоанна Шереметева», «дурака и упыря Хабаро­ва» — опальных и ссыльных бояр.

Яркие приметы стиля Ивана Грозного — наличие бранной лексики («собацкий сын», «пес смердящий», «злобесный разум»), использование иронии, диалогичность структуры посланий, куда царь включает «чужую речь», приводит аргументы противников. В своих сочи­нениях, «кусательных» по стилю, он умело парирует об­винения в жестоких расправах над боярской оппозицией, сам обвиняя бояр и в желании безраздельно властвовать в стране, и в смерти первой любимой жены — Анастасии Романовны Захарьиной, и в непочтительном отношении к царскому роду: для него мучительно воспоминание дет­ства, когда боярин положил ногу в сапоге на кровать, где когда-то спали родители. Один из немногих писателей средневековья, Иван Грозный использует в публицисти­ческих целях автобиографические элементы, причем имеющие психологическую подоснову, касающиеся жиз­ни человеческого сердца.

Неровность, дисгармоничность стиля царя не следует рассматривать как проявление невежества, необразован­ности Ивана Грозного. Воспитателями его были выдаю­щиеся книжники XVI в. — поп Сильвестр и митрополит Макарий, причастные к созданию монументальных па­мятников той эпохи, «Домостроя» и Великих миней четиих. Современники Ивана Грозного, и русские, и ино­земцы, свидетельствовали, что царь был «в словесной премудрости ритор, естествословен и смышлением быстроумен», «в мудрости никим побежден бысть». Иван Грозный не был профессиональным писателем, его обра­щение к публицистике — одна из форм борьбы с инакомыслием. Царь верил в то, что слово так же действенно, как приказ и террор. В своем творчестве он не считался с литературными нормами и во многом опередил эпоху.

Литература XVI века в связи с процессом централиза­ции русских земель и государственной власти стремилась снести в своды произведения предшествующих столетий, чтобы подытожить пройденный ею путь, и в этом плане она носила собирательный, обобщающий характер. Ини­циатором одного из крупнейших литературных пред­приятий эпохи стал митрополит Московский и всея Руси Макарий. Итогом многолетней работы созданной им «ли­тературной академии» явились 12-томные Великие ми­неи четий. В них были включены не только памятники агиографии, но и «все чтомые книги, яже в Русской зем­ле обретаются». Минеи четий митрополита Макария ста­ли своего рода энциклопедией русской книжности, пред­назначенной для «душеполезного чтения», а совместная работа писателей по составлению свода сыграла огром­ную роль в ликвидации раздробленности в культурной жизни страны.

С деятельностью «ученой дружины» митрополита Макария связана история создания «Повести о Петре и Февронии Муромских», автором которой был известный церковный писатель и публицист XVI века Ермолай (в монашестве Еразм). Написанная по заказу митрополита Макария «Повесть», несмотря на огромную популярность муромских святых, канонизированных на церковном со­боре 1547 года, не была включена в состав Великих ми­ней четиих, ибо ее содержание резко расходилось с тра­диционными нормами житийного канона. Вместо рели­гиозных подвигов святых здесь рассказывалась история любви крестьянской девушки из Рязанской земли и му­ромского князя. Причем именно в этой земной любви ав­тор видел высшую ценность жизни, способную преодо­леть все социальные преграды и церковные условности.