Смекни!
smekni.com

О доблестях, о подвигах, о славе (стр. 1 из 12)

«О доблестях, о подвигах, о славе...»

Каждый русский человек независимо от того, в какую эпоху он живет, осознает себя частью большого целого интересуется и своим родословным древом, и тем, «откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля». Процесс формирования исторической памяти невозможен без обращения к истокам русской литературы, однако сопряжен с большими трудностями.

Словесное искусство средневековья — это особый мир, во многом потаенный для современного человека. У него свои система художественных ценностей и законы литерного творчества, формы произведений. Изучение начального периода в истории отечественной словесности сравнимо с хождением в «землю незнаемую», причем освоить художественное пространство средневековой лите­ратуры может лишь посвященный в его тайны, познавший его специфические черты.

Древнерусская литература — это литература русского средневековья, которая прошла в своем развитии долгий семивековой путь, от XI к XVII веку. В период формиро­вания литературы, ее «ученичества», средоточием поли­тической и культурной жизни страны был Киев, «матерь городов русских», поэтому литературу XI—XII веков при­жато называть литературой Киевской Руси. В трагические для русской истории XIII—XIV века, когда Киев пал под монголо-татарских орд и государство лишилось независимости, литературный процесс утратил свое былое единство, его течение определяла деятельность областных литературных «школ» (черниговской, галицко-волынской, рязанской, владимиро-суздальской и др.). На­чиная с XV века появляется тенденция к объединению творческих сил, и литературное развитие идет под зна­ком возвышения и укрепления позиций нового духовного центра страны — Москвы.

Древнерусская литература, как и фольклор, не знала понятий «авторское право», «канонический текст». Про­изведения бытовали преимущественно в рукописном ви­де (книгопечатание на Руси появилось только в XVI веке, и было ограничено объемом и тематикой издаваемых книг). Переписчик мог выступать в роли соавтора, под­вергая текст выборке и стилистической правке, включая в него новый материал, заимствованный из других ис­точников: летописей, местных преданий, памятников переводной литературы. Так возникали редакции произ­ведения, отличавшиеся друг от друга идейно-политиче­скими и художественными установками.

Наше представление о литературе Древней Руси при­близительно и неполно, ибо некоторые памятники со временем были утрачены, например «Житие Антония Печерского», другие сохранились в единственном спи­ске, то есть благодаря счастливой случайности не погиб­ли во время вражеских нашествий и стихийных бедст­вий («Поучение» Владимира Мономаха). По одному спи­ску произведения, часто позднему, трудно судить о его первоначальном виде, точно так же, как из множества списков, число которых измеряется сотнями (Киево-Печерский патерик, «Хождение Трифона Коробейникова»), выделить самый близкий к авторскому. С находка­ми новых рукописных книг расширяется наше представ­ление о разнообразии и общем характере древнерусской литературы. Достаточно вспомнить, что «Слово о полку Игореве» было открыто в конце XVIII столетия и во вре­мена А. С. Пушкина представлялось оазисом в «пустыне нашей древней словесности».

В связи с коллективным характером творчества боль­шая часть произведений древнерусской литературы ано­нимна. До сих пор среди ученых ведутся споры о том, кто мог написать «Слово о полку Игореве» и «Повесть о Горе-Злочастии». Судить о мировоззрении средневекового миттеля, его политических взглядах, степени литера­турного мастерства можно, как правило, лишь исходя из анализа созданного им произведения, помня при этом, что авторский текст с течением времени разрушался, подвергаясь изменениям со стороны писцов и редакто­ром. Анонимность следует рассматривать и как стремле­ние древнерусского автора придать своему произведению печное и общечеловеческое значение. Писание книг на Руси считалось святым делом, плоды которого пожинает не одно поколение людей. Об особо бережном отношении и средние века к книге свидетельствует летописец, утверждавший в «Повести временных лет»: «Велика ведь Пинает польза от учения книжнаго... ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это реки, наполняющие вселенную...»

Литература Древней Руси, как искусство средневе­ковья вообще, базировалась на системе религиозных представлений о мире, в основе ее лежал религиозно-символический метод познания и отражения действитель­ности. Мир в сознании древнерусского человека как бы раздваивался: с одной стороны, это реальная, земная жизнь человека, общества и природы, которую можно по­ймать с помощью житейского опыта, с помощью чувств, то есть «телесныма очима». С другой стороны — это ре­лигиозно-мифологический, «горний» мир, который от­крывается избранным, угодным Богу людям в минуты духовного откровения.

Древнерусскому книжнику было ясно, почему проис­ходят те или иные события, он никогда не мучился воп­росами, над решением которых будут думать русские классики XIX столетия: «кто виноват» и «что делать», чтобы изменить к лучшему человека и мир. Для средне-пикового писателя все происходящее на земле — прояв­ление Божьей воли. Если являлась «звезда превелика, лучи имущи акы кроваве», то это служило русичам гроз­ным предупреждением о грядущих испытаниях, половецких набегах и княжеских распрях. Природа для средневекового человека еще не обрела своей самостоя­тельной эстетической ценности; необычное природное явление, будь то затмение солнца или наводнение, вы­ступало как некий символ, знак связи между «горним» и «дольним» мирами, истолковывалось как злое или доброе предзнаменование.

Литература Древней Руси носила ярко выраженный исторический характер и не допускала художественного вымысла. Долгое время частный человек с его радостями и горестями оставался за пределами литературного инте­реса. Исторические события государственного масштаба: военные походы князей, феодальные съезды, нашествия кочевых народов, восстания смердов, борьба за велико­княжеский стол, строительство монастырей, основание городов — вот что находилось в центре внимания древне­русского книжника. Героями его произведений станови­лись лица, исторически реальные и исторически значимые. Это князья и бояре, воеводы и митрополиты, а народ высту­пал как безмолвный свидетель или участник их деяний.

В угоду средневековой символике писатель подчас от­ступал от исторического факта. В «Повести об убиении Андрея Боголюбского» рассказывалось, как один из заго­ворщиков отрубил князю правую руку, что противоречит данным научных исследований: у князя были обнаружены раны на левой руке. Автор повести — современник описы­ваемых событий, хорошо осведомленный человек, сочувст­вующий князю. Нарушение им исторической правды объ­ясняется тем, что меч — символ княжеской власти — дер­жала правая рука (десница), а не левая (шуйца).

Прославляя силу духа и мудрость русского народа, средневековый писатель был выразителем идеи веротер­пимости, гуманного отношения к иноверцам. В XI веке Феодосии Печерский в послании к Изяславу Ярославичу, направленном против «неправой латинской веры», призывал князя: «Милостынею же милуй, не токмо своея веры, но и чужея. Аще ли видиши нага, ли голодна, ли зимою, ли бедою одержима, аще ти будет ли жидовин, ли сорочинин, ли болгарин, ли еретик, ли латинин, ли от поганых, — всякого помилуй и от беды избави, якоже можеши, и мзды от Бога не погрешиши».

Древнерусскую литературу отличает высокая духов­ность. Жизнь человеческой души, воспитание и совершенствование нравственности человека— главная задача литературы средневековья. Внешнее, предметное отступает второй план. Как на иконе, где крупным планом даются «лик» и «очи», то, что отражает внутреннюю сущность • того, «свет» его души, так и в литературе, особенно житийной, изображение человека подчинено прославлению должного и идеального, вечно прекрасных нравственных тв: милосердия и скромности, душевной щедрости

и нестяжания.

Воинствующий дидактизм» — одна из основных примет древнерусской литературы. Средневековый писатель не боялся прослыть тенденциозным, он не мог писать, «добру и злу внимая равнодушно». Его позиция, политическая и нравственная, всегда четко выражена в произведении. Публицистическое начало, страстно взывающее к . .'ногти, пронизывает лучшие произведения литературы Древней Руси. Думой о будущем страны проникнуто «Завещание» Ярослава Мудрого сыновьям: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, пото­му что все вы братья, от одного отца и одной матери. И ес­ли будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в неновести жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих». Только политика братолюбия, мира и единства действий, по мысли князя, может привести Русь к умножению богатств, упро­чнению военной мощи и государственного авторитета.

В средние века существовала иная, чем в наше время, система художественных ценностей, господствовала эстетика подобия, а не эстетика неповторимости. Литература дорожила общим, повторяющимся, легко узнаваемым, избегая частного, случайного, непривычного для читателя вот почему в памятниках XI—XVII веков так много
падений в изображении воинского или монашеского
подвига, в некроложных характеристиках русских князей и похвальных словах святым. Сравнение героев отечественной истории с библейскими персонажами, цитирование книг Священного Писания, заимствование целых фрагментов из произведений предшествующих эпох — все это в средние века свидетельствовало о высокой книжной культуре и мастерстве писателя, а не о его творческом бессилии.

Для литературы Древней Руси характерна особая система жанров. Она в большей мере, чем литература но­вого времени, связана с вне литературными обстоятель­ствами, с практическими потребностями древнерусского общества. Каждый литературный жанр «обслуживал» определенную сферу жизни. Так, например, возникнове­ние летописания было обусловлено потребностью фе­одального государства иметь свою письменную историю, где были бы зафиксированы важнейшие события (рож­дение и смерть правителей, войны и мирные договоры, основание городов и строительство церквей).