Смекни!
smekni.com

Средства образности в лирике символизма (стр. 11 из 12)

В шестнадцатом сонете первой части «Сонетов к Орфею» встречается пример апозиопезиса. Лирический герой подбирает нужные, верные слова, так чтобы это звучало мягче, поэтому происходит обрыв предложения:

(53)Du, mein Freund, bist einsam, weil…

Wir machen mit Worten und Fingerzeichen

uns allmählich die Welt zu eigen,

vielleicht ihren schwächsten, gefährlichsten Teil.

[Rilke 1981, Die Sonette an Orpheus (Erster Teil, XVI ): 303-304]

В следующем примере, также взятом из «Сонетов к Орфею», апозиопезис используется для того, чтобы показать, что лирического героя переполняют воспоминания, он умолкает на мгновение, углубившись в свои мысли:

(54)Dir aber, Herr, o was weih ich dir, sag,

der das Ohr den Geschöpfen gelehrt? –

Mein Erinnern an einen Frühlingstag,

seinen Abend, in Rußland – , ein Pferd…

[Rilke 1981, Die Sonette an Orpheus (Erster Teil, XX): 306]

В стихотворении „Das Karussell“, апозиопезис представляет собой не столько внезапный обрыв мыслей, сколько постепенный спад напряжения, символизирующий угасание надежды на то, что когда-нибудь это движение пусть по пёстрому, внешне весёлому, но всё-таки замкнутому кругу изменит свою траекторию. Улыбка, однажды возникшая, тут же гаснет и исчезает:

(55) Ein Rot, ein Grün, ein Grau vorbeigesendet,

ein kleines kaum begonnenes Profil – .

Und manchesmal ein Lächeln, hergewendet,

ein seliges, das blendet und verschwendet

an dieses atemlose blinde Spiel…

[Rilke 1987, Karussel (Neue Gedichte): 197]

Внезапный обрыв мысли, предложения характерен для лирики Р.М.Рильке периода символизма. Этот приём представляет читателю широкое поле для размышлений.

2.2.6. Ономатопия (звукопись)

Ономатопия не является ни средством образности, ни средством выразительности. Однако этот элемент фонетической стилистики является характерным для поэзии символизма. Звукопись играла большую роль для поэтов-символистов, так как именно благодаря этому приёму, им удавалось достичь той музыкальности в своих произведениях, которая способствовала наиболее точной передаче символического смысла.

Ономатопия – осознанное применение определённых звуков для достижения определённых стилистических эффектов. Большинство звуков обладает определёнными акустическими свойствами. Например, согласный [r] благодаря своей вибрирующей артикуляции точнее всего соответствует шуму, создаваемому громом, рычанием, журчанием; согласные неслучайно названы шипящими; фрикативные согласные подходят для имитации длительных шумов [Ризель, Шендельс 1975: 193].

По мнению И.В.Арнольд, звукописью называется соответствие звукового состава фразы изображаемому, т.е. первой, или денотативной части сообщения. [Арнольд 1990: 215]

Э.Г.Ризель и Е.И.Шендельс считают, что музыкальные характеристики звука, как правило, не играют большой роли для художников слова. Для того чтобы звуки служили средством ономатопии, нужно чтобы они были сгруппированы определённым образом и подкреплялись другими языковыми средствами [Ризель, Шендельс 1975: 193].

По мнению Т.В.Гусевой, немаловажную роль играет ритм, как непосредственная составляющая ономатопии. Ритм создаёт определённый эмоциональный насторой, служит передаче смысла, созданию экспрессивности, воздействию на слушателя, обеспечивая адекватное, целостное восприятие, понимание и интерпретацию речевого объекта [Гусева 2006].

Примером ономатопии может служить стихотворение Р.М.Рильке „Die Laute“:

(56) Ich bin die Laute. Willst du meinen Leib

beschreiben, seine schön gewölbte Streifen:

sprich so, als sprächest du von einer reifen

gewölbten Feige. Übertreib…

[Rilke 1981, Die Laute (Der Neuen Gedichte Anderer Teil): 226]

О наличии ономатопии в данном тексте свидетельствуют часто повторяющиеся звуки: [ai], [i]/[i:], [ø:]/[oe], [l]. Звуки данного стихотворения мягкие, «льются» словно звуки музыки. Применённый здесь приём ономатопии позволяет нарисовать более красочную картину, представить более точно, о чём идёт речь. Die Laute, лютня – старинный струнный щипковый музыкальный инструмент восточного происхождения, корпусом напоминающий мандолину, а по звучанию близкий к гитаре [Ушаков 1996: 254]. Таким образом, часто повторяющиеся гласные звуки характеризуют напевность, мелодичность музыкального инструмента, а сонорный [l] позволяет представить плавные изгибы корпуса лютни. Исходя из этого, можно сказать, что звуковой состав фразы соответствует изображаемому составу. Следовательно, приём ономатопии способствует более точной передаче смысла произведения.

В стихотворении „Schlangen-Beschwöhrung“ благодаря ономатопии возникает не только звуковой, но и зрительный образ. Троекратное повторение слова „will“ и вместе с тем звука [l] позволяет представить, как под звуки флейты змея, извиваясь, поднимается из коробки. Далее следует необычное скопление шипящих звуков, которые, поднимаясь, издаёт рептилия:

(57)<…> der Buden eintritt in den Kreis der Pfeife,

die will und will und will und die erreicht,

daß das Reptil in seinem Korb sich steife

und die das steife schmeichlerisch erweicht,

abwechselnd immer schwindelnder und blinder

mit dem, was schreckt und streckt, und dem, <…>

[Rilke 1981, Schlangen-Beschwöhrung (Der Neuen Gedichte Anderer Teil): 221-222]

В стихотворении „Die Insel“ вновь встречается упоминание о музыкальном инструменте. На этот раз это гармоника. В данном случае ономатопия, включая в себя аллитерацию и ассонанс, имеет целью создать звуковой образ игры на гармонике: вечер, луна, море, тишина, звуки музыки.

(58) Seltsames steht. Und einer von den Söhnen

tritt abends vor die Tür und zieht ein Tönen

aus der Harmonika wie Weinen weich; <…>

[Rilke 1981, Die Insel (Neue Gedichte): 202]

Ономатопия играет большую роль в творчестве поэтов-символистов вообще и в лирике Р.М.Рильке в частности, так как является незаменимой составляющей создания особой музыкальности стиха, характерной для литературы символизма.

Таким образом, в данной главе мы выяснили, что Р.М.Рильке является писателем-символистом, так как его лирике периода символизма свойственны основные черты, характерные для литературы этого направления: изображение таинственного, воплощение реальности посредством символа, особая музыкальность и т.д. Биография писателя оказала значительное влияние на развитие его как творца, определённым образом отразилась в его произведениях. Также было установлено, что произведения Р.М.Рильке создавались на стыке двух эпох: неоромантизма и символизма. Количественный анализ наиболее часто употребляемых слов в произведениях Р.М.Рильке каждой отдельной эпохи показал, что наиболее частотная лексика обеих эпох относится к схожей тематике. Ключевыми словами лирики Р.М.Рильке, относящейся к этим двум эпохам, являются следующие: Dämmerung, Gott, Sehnsucht, Einsamkeit, Fremd, Ewigkeit, Angst, Zeit и др. Различие состоит лишь в том, что негативный оттенок (упоминания о смерти, мимолётности жизни) более выражен в произведениях, относящихся к неоромантизму. В количественном соотношении, употребление данных слов в лирике символизма значительно меньше. Это обусловлено тем, что те же самые понятия выражаются посредством символов, определённых стилистических средств.

Рассмотрев в данной главе такие стилистические средства, как метафора, ономатопия, повтор, описание, апозеопезис, эпитет на конкретных примерах, мы пришли к выводу, что все эти средства используются в лирике Р.М.Рильке, представителя немецкого символизма. Анализ поэтических циклов Р.М.Рильке позволяет установить, что для выражения именно символического смысла содержания произведений служат все рассмотренные нами средства, в своей совокупности. Тексты Р.М.Рильке насыщены разнообразием стилистических средств, каждое из которых в отдельности очень важно в поэзии символизма, но для понимания, правильного восприятия символического характера произведений необходимо учитывать все стилистические средства в их совокупности.

Заключение

Своеобразие произведений эпохи символизма всегда являлось, и будет являться предметом литературных и лингвистических дискуссий. В нашем исследовании мы рассмотрели своеобразие стилистических средств, применяемых в литературе символизма для передачи символического характера произведений на примере творчества немецкого писателя и поэта Р.М.Рильке. Изучив и проанализировав работы зарубежных и отечественных учёных, мы пришли к следующим выводам:

1. Символизм как литературное течение возник в 1885 году. Термин «символизм», как наименование поэтического направления, впервые был использован Жаном Мореасом в 1886 в его «Манифесте символизма».

2. Предпосылки возникновения символизма заключаются в кризисе поразившем Европу во второй половине 19в. Символизм стал одним из течений, избегающих обращения к реальности и любой её интерпретации.

Философской основой для возникновения символизма послужили учение Канта о мире явлений и мире непознаваемых, сокровенных сущностей, труды А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.

Основные темы символизма, как литературного течения, раскрывались в вопросах богоискательства, связей с потусторонним миром, возрастала роль воображаемого, фантастического.

3. Основными чертами символизма являются:

· выражение таинственного эстетическими средствами изображения;

· уход в совершенный мир своих литературных произведений, далёких от реальности;

· представление элементов реального мира посредством образов и символов;

· изображение символа, в образе которого находят отражение мечты, видения и идеи;

· музыкальность поэзии.

4. Символ как центральная категория направления символизма обладает следующими значениями:

· в искусстве: универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории – с другой [Дягилева 2003: 215].

· в литературе: чувственная форма, в которую облачается идея, и которая не является самодостаточной, но служа выражению Идеи, сохраняет свою индивидуальность [Ж.Мореас, Манифест символизма http://www.krugosvet.ru/artikles/38].