Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда...
(«Ещё томлюсь тоской желанья», 1848 г.)
Звёзды у Ф.И.Тютчева «сияют», «горят», они часто наделены эпитетами «чистые», «чуткие», а лучи их - «непорочные», они недостижимые, но парадокс в том, что постигают их тайну только «смертные взгляды» человека. Именно звезде он вверяет «таинственный свой челн» - любовь, как в стихотворении «На Неве». То же образное сравнение «звезда-любовь» мы находим в стихотворении «Я знал её ещё тогда». В нём происходит развёртывание метафорического ряда: утренняя звезда на излёте ночи уподобляется облику любимой женщины, наполненному свежей прелестью, дорассветной темнотой, ускользающей в свете наступающего утра:
Вся жизнь её тогда была
Так совершенна, так цела,
И так среде земной чужда,
Что, мнится, и она ушла
И скрылась в небе, как звезда.
День дорог человеческому сердцу потому, что прост и понятен. Солнечный свет скрывает страшную бездну, и человеку кажется, что он способен объяснить жизнь, управлять ею. Ночь порождает чувство одиночества, затерянности в пространстве, беспомощности перед неведомыми силами. Именно таково, по мысли Ф.И.Тютчева, истинное положение человека в мире. Может быть, поэтому он и называет ночь то «святой» («Святая ночь на небосклон взошла») 1848-1850 гг.), то страшной («День и ночь», 1839 г.), огневыми зарницами, в чуткой темноте совершающей на высоте своё «таинственное дело», не подвластное человеку. Только сон и смерть способны эту тайну приоткрыть. Всё это нашло отражение в лирике Ф.И.Тютчева тревожными пророчествами, запечатлёнными в грандиозных образах, и тревожными интонациями:
Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И Божий-лик изобразится в них!
Мотив звезды связан с надеждой, что Бог наблюдает за миром людей глазами-звёздами, вернее, очами-звёздами не только ночью, но и днём, просто человек их не видит под блистательным дневным покровом. Поэт абсолютно уверен, что лучший, духовный мир открывается человеку в лучшие минуты жизни: «в короткую, но дивную пору осени», в минуты любования красотой весеннего пробуждения природы, в минуты любви, которую он считал прикосновением к вечности, творчества. Но всё имеет и другую сторону ~ хаос и гармония, мрак и свет, трагедия и радость бытия -таковы неслиянные и нераздельные полюсы жизни мира человека. Столь же противоречива в поэзии Ф.И.Тютчева и Россия, в которую «можно только верить». Никто не даёт ответа на мучительный для Ф.И.Тютчева вопрос:
Ты долго ль будешь за туманом Скрываться, Русская звезда,
Или оптическим обманом
Ты обличишься навсегда?
(«Ты долго ль будешь за туманом», 1861 г.)
На наш взгляд, образ звезды достигает здесь своего апогея в творчестве Ф.И.Тютчева, он многозначен и приобретает новые смыслы: звезда - не только надежда, но и нравственная высота, Божье око, которое почему-то не обращает внимания на многострадальную Родину, и страна оказывается «незамеченной».
Мотив звезды в лирике не обособлен, он взаимодействует с другими мотивами (цветения и увядания, жизненной силы и ущербности, света и тьмы, бури и покоя, веры и неверия, жизни и смерти, в конечном счёте - бытия и небытия). Мотивы имеют у Ф.И.Тютчева огромную глубину смысловых перспектив.
Лирические миниатюры или фрагменты одного текста, какими являются стихи Ф.И.Тютчева, по мнению Ю.Лотмана, всегда исключительно значительны по смыслу именно потому, что несут в себе философские обобщения, даже если они о любви.
Остановлюсь на стихотворении «Певучесть есть в морских волнах» (1865 г.) написанном после смерти Е.А.Денисьевой. Свои страдания и жалобы поэт считает слишком личными и скорбь, тоску одиночества и великие сомнения высказывает в лирическом сопоставлении двух одушевлённых миров - природы и человека, что, как мы видели, характерно для Ф.И.Тютчева. В стихотворении нет ни слова о личной трагедии поэта. Читатель вместе с лирическим героем смотрит на мир совсем с иной высоты. В первой строфе содержится уверенное утверждение: вот оно, мгновение созвучия, гармонии между составляющими стихиями природы (воды, воздуха, огня), которую подчёркивает «музыкальная стройность в прибрежных тростниках», как явствует из эпиграфа к стихотворению - строки римского поэта Авзония на латинском. Человек противопоставлен природе, отдалён от неё, что подчёркнуто союзом «лишь»: «Невозмутимый строй во всем, // Созвучье полное природе,- // Лишь в нашей призрачной свободе // Разлад мы с ней осознаем». Слово «разлад» повторится в следующей строфе, и этот повтор только усиливает тревожное состояние в душе лирического героя. Как часто бывает у Ф.И.Тютчева, стихотворение заканчивается риторическими вопросами. Но какими!
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поёт, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
Образ «мыслящий тростник» восходит к философским афоризмам французского мыслителя Б.Паскаля, который называл человека «слабейшим из творений природы». У Ф.И.Тютчева человек «ропщет». Обстоятельства, послужившие поводом для написания стихотворения, позволяют почувствовать горе немолодого человека, протестующего против смерти, унесшей дорого человека в бездну той самой природы, которая пребывает в гармонии. Этот бунт любви против смерти, греховный ропот, сжатый в трёх строфах, придаёт поэтической мысли необыкновенную силу переживаний.
Поскольку такие сомнения и переживания могут посетить любого мыслящего человека, то и читатель испытывает чувство пронзительной скорби, вместе с лирическим героем не находя ответа на мучительный вопрос. Стихотворение создано в 1865 году, в том же году написано «Ночное небо так угрюмо...». В нём усилено трагическое мироощущение, всё вокруг погружено во мрак, и даже вспышки зарниц представляются автору «глухонемыми демонами». Темнота ночи называется «чуткой», дело демонов «таинственным», и решается оно тоже «там - на высоте».
Ночное небо в этом стихотворении является нам беззвёздным, а значит - безнадёжным. Звезда никогда у Ф.И.Тютчева не ассоциируется со злом, она всегда являет надежду. Безмолвие («всё стихло в чуткой темноте»), царит в ночи, освещаемой беззвучными огневыми вспышками. Картина не только величественная, но и мрачная, что подчёркивает нагнетание слов со значением «тёмный». Во второй строфе их несколько: «мрак», «потемнело», «темноте». В стихотворении ясно звучит ещё один мотив - мотив «безотрадного сна», тоже очень характерный для лирики Ф.И.Тютчева, который довершает картину мрачной ночи и мрачного состояния души человека.
Это совсем не значит, что нет в последний период творчества стихов с другим настроением. Они есть, среди них выделяется «Мотив Гейне».
Антитеза «день - жизнь», «ночь - смерть» здесь выражена подчёркнуто прямо, приближающаяся смерть воспринимается как сон, как преодоление тьмы:
Но всё грезится сквозь немую тьму –
Где-то там, над ней, ясный день блестит
И незримый хор о любви гремит...
Почему вдруг возникает глагол «гремит»? Не для рифмы же? Безусловно, нет. Просто в ненастный день, когда сгущаются тучи, так хочется надеяться, что гром раздаётся как предвестник ясной погоды. В стихотворении целый ряд метафорических образов -мотивов, выстроенных по принципу параллелизма. Тем самым как бы вносится «душа» в описываемые картины и явления природы.
Заключение
Тютчевский пейзаж- модель мира, в которой несколько сфинксов - загадок: природа - сфинкс, Россия - тоже сфинкс, наконец, человек - тоже сфинкс.У Тютчева несколько решений этих загадок, по мнению Ю.М.Лотмана:
1) мир — загадка, которую надо разгадать;
2) мир бессмыслен, и человек гибнет, пытаясь найти смысл в бессмысленном;
3) мир создан из хаоса и имеет смысл, но акт творения продолжается в разумном бытии человека, в его слове, творчестве. Человек — участник продолжающегося творения, но только человек, наделённый разумом, способным понять и разгадать, этот мир.
Нужно сказать, что и сама поэзия Ф.И.Тютчева представляет для читателя загадку, которую можно разгадывать бесконечно. Другие поэты позже разовьют многие из тютчевских мотивов. Так, мотив молчания прозвучит в стихотворении «Silentium!» Осипа Мандельштама, для которого не природа, а музыка является основой жизни, а человек до тех пор жив, пока он может преодолевать «немоту» молчания. Николай Заболоцкий в своём знаменитом «Я не ищу гармонии в природе» явно использует мотивы лирики Ф.И.Тютчева. Этот список можно продолжать.
Исследование творчества Ф.И.Тютчева в аспекте заявленной темы реферата позволяет мне сделать следующие выводы:
1. Ф.И.Тютчева называют философом, мыслителем в поэзии. Поэтический талант Ф.И.Тютчева формировался под влиянием античной и русской литературы и культуры, французской, немецкой философии и поэзии. Движение его поэтического мироощущения - от классицизма - к романтизму и реализму очень условно: он так и остался в большей степени романтиком. И.С.Тургенев сформулировал главную особенность художественного мира поэта: от впечатления ~ к мысли, к чувству и образу. Это мнение разделяют практически все исследователи (Ю.Тынянов, В.Касаткина, Л.Кузина, Г.Чагин и др.)- Современник Ф.И.Тютчева, поэт А.А.Фет, впервые заметил двуединство, воплотившееся в тютчевском наследии. Затем эту мысль разовьет известный литературовед Ю.М.Лотман, подходы которого к интерпретации творчества Ф.И.Тютчева использованы в реферате.
2. Основные мотивы лирики Ф.И.Тютчева связаны с
устойчивыми образами, повторяющимися и взаимообогащающими
друг друга. Среди них словообразы, ключевые слова, определяющие «сквозные» мотивы ночи, звёзд, молчания и безмолвия, позволяющие поэту, о чём бы он ни писал, выстроить систему метафорических сравнений как своеобразных доказательств своих душевных переживаний, отношения к миру и человеку.