Реферат
Мотивы молчания, безмолвия, ночи и
звезд в лирике Ф.И. Тютчева
План реферата
1. Введение
2. Место поэта - философа в русской литературе
2.2. Оценка творчества Ф.И.Тютчева в русской критике
3. Мотивы молчания, безмолвия, ночи и звёзд -«сквозные» в творчестве Ф.И.Тютчева
3.1. Стихотворение <<Silentium!>> - визитная карточка поэта, вмещающая основные мотивы его лирики
3.2. Мотивы ночи и звёзд в художественном мире Ф.И.Тютчева. Особое поэтическое видение мира, природы и человека в творчестве Ф.И.Тютчева
3.3 Трагическое мироощущение в поздний период творчества поэта, противоборство ночного и дневного начал в природе и душе человека
4. Заключение
Выбор темы «Мотивы молчания, безмолвия, ночи и звезд в лирике Ф.И. Тютчева» не случаен: он вызван особым отношением к классической поэзии и творчеству замечательного поэта- философа и мыслителя. Несмотря на достаточно большой библиографический список исследований творчества поэта, целостной работы по заявленной теме найти не удалось. Так, в книге Е. А. Маймина « О русском романтизме», творчеству Ф.И. Тютчева- романтика отведена всего одна глава. Определяя творческий метод поэта как философский романтизм, исследователь пишет о мотивах его лирики и анализирует отдельные стихотворения, в том числе «День и ночь», «Silentium». Подходы к пониманию особенностей мировосприятия поэта в аспекте темы реферата наиболее интересно определены в работах известного литературоведа Ю.М. Лотмана. Именно они помогли не только отобрать лирические миниатюры, в которых нашли отражение мотивы молчания, безмолвия, ночи и звезд, но и самостоятельно проанализировать ряд произведений. Данные мотивы не могут быть рассмотрены по отдельности, они взаимосвязаны, что определяется содержанием стихотворений.
Цель работы:
исследовать творчество Ф.И. Тютчева, литературоведческие работы в аспекте темы реферата, обобщить изученное.
Задачи работы:
1. Отобрать лирические стихотворения в творчестве Ф.И. Тютчева, в которых нашли отражение мотивы молчания, безмолвия, ночи и звезд;
2. Доказать, что вышеуказанные мотивы являются устойчивыми, характерными для всего творчества поэта- философа;
3. Проанализировать стихотворения Ф.И. Тютчева, используя критическую литературу, а также самостоятельные наблюдения.
В период работы над рефератом изучено 16 источников информации, указанных в разделе «Список использованной литературы», прочитано около 300 стихотворений поэта, в реферате проанализировано 17 миниатюр (полный или аспектный анализ).
Объектом исследования явились стихотворения Ф.И. Тютчева и критическая литература, научно- методические пособия и работы по творчеству поэта, воспоминания его современников.
Глава 1. Место поэта - философа в русской литературе
1.1 Оценка творчества Ф.И.Тютчева в русской критике.
Лирика Ф.И.Тютчева была мало похожа на всё то, что печаталось в поэтических разделах журналов и альманахов 19 века и могла бы стать настоящим открытием для русских читателей. При жизни поэта вышло всего два сборника его стихотворений, в 1854 и 1868 годах. Творчество поэта знали и ценили такие его знаменитые современники, как И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.Н.Некрасов, А.А.Фет, о чём есть многочисленные письменные свидетельства и высказывания.
И всё-таки первооткрывателем поэзии Ф.И.Тютчева стал Н.А.Некрасов, который в статье «Русские второстепенные поэты» (1850г.) отнёс талант г. Ф.Т-ва к русским первостепенным поэтическим талантам, отметил его поэтические достоинства. Для Н.А.Некрасова, который был необыкновенно популярным в читательской среде, а по мироощущению и поэтике являлся диаметральной противоположностью Ф.И.Тютчеву, признать это было, наверное, не очень легко.
Вслед за Н.А.Некрасовым высокую оценку лирике Ф.И.Тютчева дал И.С.Тургенев: «Если мы не ошибаемся, каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно». Ф.И.Тютчева называют философом, мыслителем в поэзии, чему способствовало блестящее образование полученное в Московском университете и знакомства с философами и поэтами Западной Европы. Среди его постоянных собеседников был Фридрих Шеллинг, немецкий философ, исследовавший природу как живой, противоречивый, целостный организм и искусство как высшую форму постижения её тайн. Дружеские отношения установились у Ф.И.Тютчева с Генрихом Гейне, чьи мысли о мире были близки русскому поэту. Он многому научился и у французских философов Руссо, Монтеня, Паскаля. Но Ф.И.Тютчев не был бы для русской литературы Ф.И.Тютчевым, если бы просто интерпретировал философию немецких и французских знаменитостей. Он был русским человеком, его духовной Родиной была Россия и то место на карте Орловской губернии, которое называлось Овстуг, где будущий поэт провёл детство и куда постоянно возвращался (в свою родовую усадьбу стародворянской среднепоместной семьи), где бы ни жил: в Москве, Германии, Петербурге, Царском Селе.
В.Кожинов, посвятивший Ф.И.Тютчеву замечательную книгу «Пророк в своём Отечестве. Федор Тютчев», замечает удивительную особенность небольшой территории на карте России, радиусом в каких-нибудь 150-200 километров, давшей поистине великую плеяду художников слова: Тютчев, Кольцов, Тургенев, А.Н.Толстой, Полонский, Фет, Никитин, Лев Толстой, Лесков, Бунин, Пришвин, Есенин... В той или иной степени все они были « певцами русской природы», выразителями русского духа. Для Ф.И.Тютчева целый мир был чужбиной по сравнению с любимой сердцу средней полосой России, хотя не раз её «бедные селенья» вызовут в душе поэта и чувства горькие, мучительные.
В Овстуге и его окрестностях поэт создал более двух десятков прекраснейших своих творений, что совсем немало для лирического наследия, составляющего не более 300 стихотворений. Поэтический талант Ф.И.Тютчева формировался и под влиянием античной литературы, безусловно, русской культуры и литературы, начиная с творчества М.Ломоносова, Г.Державина, затем В.Жуковского, А.Пушкина, М.Лермонтова, Е. Баратынского и др. Движение его поэтического мироощущения - от классицизма - к романтизму и реализму, о котором говорят исследователи творчества Ф.И.Тютчева, очень условно: он так и остался в большей степени романтиком. Блестяще об этом сказал его современник А.А.Фет, видевший в Тютчеве «одного из величайших лириков, существовавших на земле», заметивший и поразившийся двуединству, воплотившемуся в тютчевском наследии:
Здесь духа мощного господство,
Здесь утончённой жизни цвет...
В. Кожинов отмечает: «Да, каждого, кто войдёт сердцем и разумом в лирический мир Тютчева, не может не поразить это почти сверхъестественное слияние поистине вселенской мощи духа и предельной утончённости души. Слияние этих, казалось бы, несоединимых свойств и определяет, в частности, незаменимость и абсолютную ценность голоса Тютчева в мировой лирике». В этом высказывании - два важных момента для читателя: войти в художественный мир поэта можно только «сердцем и разумом». Это не случайно, так как разум (мысль) и сердце (чувства) в человеке неотделимы друг друга. От впечатления - к мысли, к чувству и образу - вот, пожалуй, основная особенность поэзии Ф.И.Тютчева, которую отмечают все исследователи (Ю.Тынянов, В.Касаткина, Л.Кузина, Г Чагин).
Несмотря на восторженные отзывы современников о лирике Ф.И.Тютчева, его творчество не было столь востребованным при жизни поэта, как этого следовало бы ожидать. В те времена в большей степени ценили поэзию Н.А.Некрасова с его социальной тематикой. Но фраза Ф.И.Тютчева «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся...» стала поистине «вещей». Оказалось, что слово великого поэта отозвалось в творчестве многих поэтов «серебряного века» русской культуры, реминисцентно зазвучало в лирике С.Есенина, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова, пришло к читателю, желающему понять, что сомнения и противоречия, философские раздумья о мире и человеке вечны и интересны в интерпретации поэта-философа, поэта-мыслителя и просто удивительно одарённого русского человека, одарённого умением чувствовать, любить, искать ответы на вечные вопросы бытия и бесконечно одинокого, как все талантливые люди. Одинокого не в бытовом плане (он был любим в семье, любим женщинами, имел друзей), но в том высшим смысле, о котором Л.Толстой сказал: «Я ... считаю его (Тютчева) одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки». Л.Толстой, по воспоминаниям А.К.Чертковой, читая вслух стихотворение Ф.И.Тютчева «Silentium!», умел почувствовать и передать голосом «страдание одинокой души».
Мотивы молчания, безмолвия, ночи и звёзд -
«сквозные» в творчестве Ф.И.Тютчева
2.1. Стихотворение «Silentium!» - визитная карточка поэта,
вмещающая основные мотивы его лирики
Стихотворение «Silentium!», опубликованное ещё в пушкинском «Современнике» (в переводе с латинского означает «Молчание!»), стало своеобразной визитной карточкой поэта, а мотив молчания и шире - безмолвия - явился одним из ведущих в творчестве Ф.И.Тютчева.
Стихотворение «Silentium!» (1830 г.) относится к тем произведениям Тютчева, в которых преобладает философская мысль. Пожалуй, ни одному произведению Ф.И.Тютчева не было дано так много противоречивых толкований, поэтому стоит сопоставить оценки литературоведов, критиков, поэтов и писателей о стихотворении с собственной оценкой (интерпретацией).