Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»
Исторический факультет
Кафедра политологии и политического управления
Эссе «Человек в условиях капиталистического общества» по роману
У. Теккерея «Ярмарка тщеславия»
Проверил: к.и.н., доц.
Луцина Т. Ю
Выполнил: студентка 3 курса
Гатауллина. Л. Ф
Ижевск, 2011
Уильям Теккерей (1811-1863) – английский писатель-прозаик, мастер реалистического романа. «Ярмарка тщеславия» - шедевр Теккерея, его наиболее значительное произведение, которому он обязан своей всемирной славой. Первый выпуск романа состоялся в январе 1847 года. Время создания романа знаменательно интенсивным развитием капиталистической экономики и бурными событиями в политической жизни европейских государств.
Конец 40-х годов XX века отмечен в Англии глубоким экономическим кризисом и резким обострением социальных противоречий. Именно в эти годы достигло наибольшего подъема чартистское движение рабочего класса, и произошел новый взрыв национально-освободительной борьбы ирландского народа. Промышленный и аграрный кризис 1846-1847 годов во Франции вызвал волнения пролетариата. В феврале 1848 года революция, свергла буржуазную монархию Луи-Филиппа. Бурлила Италия под австрийским игом, начиналось венгерское восстание против австрийской монархии, неспокойно было и в самой Австрии, поднималось революционное движение в Германии.
«Ярмарка тщеславия» - это не единичное явление, а часть богатой социально-обличительной реалистической литературы той эпохи и вместе с тем одна из ее вершин. С середины XIX века, и именно с этого произведения, появляется реализм нового типа, решительно порывающий с романтикой. Таким образом, «Ярмарка тщеславия» является не только интересным романом, но и значительным явлением европейской литературы. Эта книга открыла новую фазу в развитии реализма XIX века.
Англия, начало XIX века, Европа воюет с Наполеоном, но это не мешает множеству людей, одержимых честолюбием, продолжать погоню за мирскими благами – состоянием, титулами, чинами.
Одна из центральных героинь романа Реббека Шарп (Бекки) – дочь беспутного художника, «беспечного служителя муз», своим пристрастием к кабачку оставившего семью без средств к существованию, и балетной танцовщицы-француженки. У нее нет ни любящих родителей, ни состояния, ни титула…ничего. Учится Бекки на «особых условиях», т.е. из милости.
Покинув в 24 года пансион, Бекки приступает к обязанностям гувернантки в Королевском Кроули, наследственном поместье сэра Питта Кроули. «Она не желает обрекать себя на нескончаемый подневольный труд и унижения, являющиеся уделом гувернантки, сознательно и планомерно пускает в ход все виды оружия, применяемого в погоне за богатством и общественным положением мужчинами…». Бекки пришла к решению сделать свое положение в семействе Королевского Кроули приятным и прочным и с этой целью положила завязать дружбу со всеми, кто мог, так или иначе, помешать ее планам. Ребекка всеми силами старалась понравиться семейству, угождать дочерям мистера Кроули. Но не проходит года, как она становится совершенно незаменимой, чуть ли не хозяйкой в доме. Вскоре она заключает тайный брак с младшим сыном сэра Питта Кроули – Родоном Кроули. Через год в Париже у них рождается сын.
После смерти сэра Питта Кроули супругам приходится рассчитывать только на скромное жалованье капитана гвардии – 8 тысяч фунтов стерлингов. Однако неунывающая Бекки в совершенстве владеет искусством, которое еще не раз пригодится ей в жизни - искусством жить более или менее припеваючи, не имея ни гроша наличных денег, так как Ребекка имела огромное количество поклонников, которые ее обеспечивали. Она не теряет надежды занять более блестящее место в обществе и согласна потерпеть, а Родон, страстно и слепо влюбленный в жену, превращается в счастливого и покорного супруга, который не замечает измены жены.
Выйдя замуж за Родона Кроули, она из прислуги становится дворянкой. Кроули старший узнав о том, что сын женился на прислуге, лишает его наследства, и поэтому они вынуждены жить на скромное жалованье капитана гвардии. Не желая смириться с этим Бекки, находит себе поклонников, которые и обеспечивают ее всем, что она захочет. Живут они в небольшом доме на окраине Лондона. Скромные апартаменты, состоящие из 4 комнат, где в гостинице каждый вечер собирались офицеры.
Интересы Бекки не соответствовали классу дворянства. Выйдя замуж за Родона Кроули, она стала дворянкой, что давало преимущество находиться в высшем обществе, где пользовалась успехом среди мужчин. Но по своим убеждениям она не была дворянкой.
Бекки выросшая в бедности и не зная, что такое материнская любовь, все-таки гордилась своей мамой. «О скромном призвании своей родительницы мисс Шарп никогда не распространялась, но зато не забывала упомянуть, что Антраша – именитый гасконский род, и очень гордилась своим происхождением. Любопытно заметить, что по мере житейского преуспеяния нашей тщеславной молодой особы ее предки повышались в знатности и благоденствии». Но Бекки в большей степени следует отнести к классу мещан, так как стремилась к определенной цели, не учитывая интересы общества.
Бекки с детства цинична в своем отношении к людям, она – авантюристка, которая идет на любые авантюры, не думая о последствиях. Она обаятельна и приветлива, ее глаза и обворожительная улыбка могут обмануть неопытного человека. Она не в списке «счастливчиков» судьбы, выросла в бедности, но при этом умна, за словом в карман не полезет, видит людей насквозь, полна решимости, любой ценой достигнет своей цели, даже путем обмана и лицемерия. «Месть, может быть, и некрасивое побуждение, но вполне естественное, – отвечала мисс Ребекка. – Я не ангел». Такой стиль поведения, стиль жизни, отношения к людям присущ к слою мещан. На низшее смотрит с благородным презрением и чувством собственного достоинства, а на высшее с благоговением. Бекки в своих политических убеждениях и по принадлежности к социальному слою являлась мещанкой гонящаяся за материальными благами, и доказательство этому: чтоб достичь своей цели, шла «по головам», прибегая к обману и лицемерию и равнодушно относилась к судьбе свой страны, к положению ее в мире.
Бекки постоянно ощущает свое одиночество, ведь ей в одиночку приходится бороться за свое счастье. Вот почему главная героиня надевает маску лицемерия и носит ее до конца своих дней, даже когда станет всеми уважаемой почтенной дамой и будет заниматься благотворительностью. Бекки коварна, лжива, лицемерна, но все ее качества обусловлены ее положением в обществе, которое относится к ней враждебно и неприветливо. Общество относится к ней так, потому что Ребекка идет на все, что угодно для достижения своей цели в ущерб интересам и правилам общества в целом. Шарп не является типичным героем своего времени, так как в то время было мало людей, которые ради достижения своей цели шли на все что угодно.
Бекки ни разу в жизни не испытывала истинного счастья, хотя внешних успехов подчас добивалась. Являясь лицемеркой по жизни, была способна на все, кроме чувства любви, в которой отказывает даже своему сыну, потому что философией жизни считала достижение поставленной цели любым путем. «Пожалуй, и я была бы хорошей женщиной, имей я пять тысяч фунтов в год, – рассуждает она сама с собой, посмотрев, как живут богатые помещицы. – И я могла бы возиться в детской и считать абрикосы на шпалерах. И я могла бы поливать растения в оранжереях... Могла бы ходить в церковь и не засыпать во время службы или, наоборот, дремала бы под защитой занавесей, сидя на фамильной скамье и опустив вуаль, – стоило бы только попрактиковаться...».
Бекки Шарп – по происхождению из интеллигентной - может творческой семьи? . Закончив пансион, поступает на работу гувернанткой, затем, выйдя замуж, становится дворянкой. Бекки жила поначалу за счет своего мужа, а потом на содержании своих поклонников. Шарп была уважаемой почтенной дамой. По своим убеждениям Реббека – мещанка, которая во что бы то ни стало стремилась к поставленной цели.
Мещанин
МЕЩАНИ'Н, а, мн. а́не, а́н, м. (устар.).
1. Человек, принадлежавший к городскому ремесленно-торговому слою населения, а с 1775 г. официальное название лиц, гл. обр. из городской мелкой буржуазии, составлявших в дореволюционной России особое сословие, ниже купеческого. Поэт Кольцов происходил из мещан. 2. перен. Человек с мелкими, ограниченными, собственническими интересами и узким идейным и общественным кругозором. Театр, обнажая перед зрителем гнуснейшую сущность мещанина, должен возбуждать презрение и отвращение к нему. Максим Горький.
Меща́нство (польск. mieszczanin — горожа́нин) — в России до 1917 года — сословие, низший разряд городских обывателей. Мещане относились к податным сословиям, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям.
МЕЩАНИ́Н, -а, мн. ч. -ане, -ан, м.
1. В царской России: лицо податного сословия, состоящего из мелких домовладельцев, торговцев, ремесленников. Городской м. Служащий из мещан.
2. Человек с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитыми вкусами, безразличный к интересам общества.
| ж. мещанка, -и.
| прил. мещанский, -ая, -ое.
Используйте эти определения в своей работе
Неравенство - это неравномерное распределение жизненно важных ресурсов в классовой структуре, во втором - в системе социальной стратификации ( социальной иерархии, состоящей из слоев . Классовая структура формируется вокруг распределения экономической власти в рыночном обществе. Одно из главных ее проявлений - отношения занятости. Главные позиции в этой структуре - работодатель и наемный работник. Одни выходят на рынок труда с разными формами капитала, другие - с простой рабочей силой. Классы различаются качественными характеристиками своего места в распределении экономической власти, в системе занятости.