В романе Война и мир более 600 персонажей. Но особая роль, безусловно, принадлежит женским образам. Среди них те, кто живет любовью и дарит радость близким, но есть и такие, кто сосредоточен только на себе и равнодушен к другим. И Наташа и Элен женщины одного круга, светские дамы, но как различны они по характеру и воспитанию!
Элен красавица. Однако красота ее мраморная, холодная, мертвая, а на теле как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по нему. На ее прекрасном лице всегда улыбка, но она ничего не значит, потому что одинаковая всегда и для всех. По сути, это маска, скрывающая пустоту души и глупость великосветской графини. Когда рассказ кого-либо из гостей салона производил впечатление, Элен оборачивалась к Анне Павловне и принимала такое же выражение, какое было на лице фрейлины. Потом она опять успокаивалась в сияющей улыбке.
Совсем по-иному красива Наташа Ростова. У нее слишком большой рот, худые плечики, но она привлекательна своей искренностью и непосредственностью. Князь Андрей, разговора с Пьером и встречи с Наташей возрождается к жизни. Он видит молодую, радостную, счастливую девушку и спрашивает себя Чему она так радаО чем она думает... И чем она счастлива? Нечаянно подслушав разговор у окна восхитительной ночью, узнав мечту Наташи летать как птицы, Болконский вдруг увидел красоту вокруг и понял, что жить стоит. Теперь ему мало было просто никому не мешать, ему захотелось действовать, делать людям добро.
Совсем противоположное, тяжелое чувство вызывает у Пьера Элен. Еще до женитьбы он чувствовал какой-то обман ненатуральность их отношений приводила его к тяжелым размышлениям. Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, думал он. Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное. А после свадьбы он понял всю ничтожность и низость этой женщины. Где вы там разврат, зло, говорит он, узнав, что Элен сводила своего брата с Наташей. И еще больнее Пьеру оттого, что обманули ту, которая, он знал, искренне верила в людей, в любовь и мечтала о счастье, которая всегда, во всем отдает себя целиком, не раздумывая. Эта девушка такое сокровище, такое... Это редкая девушка, отзывается Пьер о Наташе.
Наташа, как и другие положительные герои романа, истинная, деятельная патриотка. Она любит свою родину, свой народ, в который верит и которым гордится. В душе ее есть что-то неповторимо русское, то, что не прививается искусственно, а впитывается с молоком матери. И в Наташе жил народный дух, заставляющий ее любить песни дядюшки, который пел так, как поет народ!, помогающий ей плясать в его доме истинно по-русски.
Трудно себе представить Элен на месте Наташи. В светской красавице нет ни чувства, ни музыкальности. Кажется, что и душа ее тоже покрыта лаком внешних условий света. Элен не поет, не понимает музыки, не замечает природы.
Наташа же не только чудесно танцует, но и прекрасно поет. Музыкальный человек чувствует всегда глубже. Вот и Наташа. Она всегда могла так обнять мать, что графине не было ни больно, ни неловко. И наоборот, гордо проплывающая по залам Элен на самом деле груба и бестактна. Толстой неоднократно употребляет слово грубо, характеризуя ее действия. Когда Пьер нагнулся поцеловать ее руку, она быстрым и грубым движением головы перехватила его губы... А как жестоко и грубо она говорит с мужем после его дуэли с Долоховым! Снята маска, и показалось истинное, отталкивающее лицо Элен.
Наташа же всегда остается самой собой. Везде видна ее нежная душа. Вот она плачет с Соней, не зная отчего, но ведь плачет подруга, вот она искренне радуется, когда видит, что не только сама счастлива от любви к Болконскому, но счастливы и Соня с Николаем, вот она, чуть не плача от жалости, отказывает сватающемуся Денисову.
Наташа живет честно, душой. Пусть она ошибается, путается, начинает и бросает, главное вечно борется, всегда беспокойна Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как Наташа... но ничьих приказаний люди не любили так исполнять, как Наташиных.
Это у Элен все заранее продумано и делается так, как положено по неписаным законам высшего света. Поэтому и жизнь ее однообразна и скучна. А по Толстому, спокойствие душевная подлость.
Никогда не видим мы спокойной Наташу, она волнуется, переживает за близких, а главное хочет всем помочь. На первый в жизни бал девушка оделась самой последней, поправляя, прикалывая что-то к нарядам графини и Сони.
Не сразу получается у нее приносить пользу людям. Но, наконец, став женой Пьера и матерью, она находит счастье в том, чтобы поддерживать мужа в его деятельности, понимать и разделять его чувства, мысли, желания. Таков идеал женщины в представлении Толстого. Элен же не способна стать матерью, ибо она разменяла себя на забавы великосветской жизни.
Безусловно, Наташа Ростова любимая героиня писателя. Ей он уделяет несравненно больше внимания, чем кому бы то ни было, рисуя ее портрет, описывая чувства, переживания, так живо отражающиеся на ее лице. Глаза у Наташи все время разные смеющиеся, умоляющие, любопытные, насмешливые, сияющие. Но так же, как пуста душа Элен, пусты и невыразительны ее глаза.
Отражением внутреннего мира героев Толстого служит и их речь. Мы слышим естественную, истинно русскую, восторженную или взволнованную речь Наташи и неестественную, напыщенную, состоящую из смеси русского с французским, Элен.
В образе Наташи Толстой воплотил свою заветную идею Надо жить умом сердца. Так она и живет.
Воистину велик талант Л. Н. Толстого в создании женских образов. Они обогащают нас нравственно, эстетически (Наташа), разоблачают фальшь автор срывает маски со светских дам (Элен). С большим художественным мастерством писатель поэтизирует одних и выносит приговор другим.
Л. Н. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев Л. Н. Толстого, передавая тончайшие детали, нюансы их схожести или разнообразия, статичности или изменчивости.
“Люди как реки”, “человек текуч” — вот что лежит в основе взглядов Л, Н, Толстого на человека. Одним из ценнейших свойств человека писатель считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Л. Н. Толстого меняются, нелюбимые — статичны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Они всегда одинаковы. Для психологического анализа этих героев автор использует повторяющиеся детали, и много раз проходят перед читателем, вызывая раздражение, плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен. Вообще, портрет героя у Л. Н. Толстого никогда не становится дотошным описанием внешности человека. Писатель стремится лишь выделить главное: глаза, руки, улыбку. То же касается и поведения человека. Одна деталь может сказать о человеке все. Красивые жесты Наполеона — лучшее доказательство его несостоятельности как исторического деятеля, ибо он не способен понять дух войска. И — напротив — Кутузов, который остается естественным в любой ситуации.
В отличие от нелюбимых, любимые герои Л. Н. Толстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красотой. Они естественны, постоянно находятся в движении, способны к самоусовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойственен самоанализ. Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сражения. Настоящие герои для Толстого те, в чьей внешности подчеркнуто все негероическое, кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Тушин, Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх, — герои. Хвастливый и самоуверенный Жерков только кажется героем.
Способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, важного, непреходящего в жизни они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценностей. Пьер разочаровывается в масонстве, князь Андрей — в государственной службе.
Л. Н. Толстой первым в русской литературе изобразил мгновения изменения душевных состояний своих героев, открыл то, что впоследствии Н. Г. Чернышевский назвал “диалектикой души”. А потому в его романе такое значительное место отводится внутреннему монологу героя. Вспомним, к примеру, ту сцену в романе, в которой Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег, возвращается домой в состоянии полного душевного смятения, но, услышав пение Наташи, понимает, что это важно всегда, а все остальное — преходяще. Для князя Андрея такими моментами душевных перемен является Аустерлиц с его небом, болезнь сына с пологом над детской кроваткой, под которым князю Андрею
открывается новый взгляд на жизнь, последние моменты перед смертью, когда “я” Андрея полностью растворяется в мире. Человек перед лицом вечного, в минуту, когда отпадает необходимость в любых условностях, — вот ситуации, в которых Толстой испытывает своих героев.
Для Л. Н. Толстого вообще важно, как человек относится к другим людям, насколько он способен отречься от себя, по-каратаевски разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней. Не все способны преодолеть свое “я” (Элен, Анатоль Курагин), некоторые существуют сугубо в рамках семьи (мать Ростовых), некоторые умеют слиться с миром, людьми (Марья Болконская) и лишь немногие любимые герои Л. Н. Толстого способны раствориться в вечности, подняться до высочайших вершин вселенной. Хотя, впрочем, “звездные минуты” бывают у многих героев романа, например Николая Ростова, Денисова, Марьи. Помогают в этом такие вечные человеческие ценности, как любовь, природа, искусство, а потому отношение героя к ним — одна из важнейших характеристик личности. Для писателя чрезвычайно важно, насколько развито в герое чувство семьи, а также что представляет собой семья героя, потому что каждый человек, кроме прочего, носитель фамильных черт. Герои нелюбимые показаны в отрыве от семьи, лишенными чувства привязанности. Семья Курагиных, которую и семьей назвать сложно, не несет в себе той “родовой поэзии”, что свойственно семьям Ростовых и Болконских, где отношения строятся на любви и самоотдаче. Их объединяет только животное родство, они даже не воспринимают себя как близких людей (достаточно всйомнить нездоровый эротизм в отношениях Анатоля и Элен, ревность старой княгини к дочери и признание князя Василия в том, что он лишен “шишки родительской любви” и что дети — “обуза его существования”). Можно также вспомнить о бездетной Шерер и о слезах растроганного Наполеона, когда тот глядит на портрет сына (любовь — явно не самое главное чувство, которое он при этом испытывает).
Любимые герои Л. Н. Толстого — плоть от плоти природы. Все, что происходит в природе, находит отклик в их душах. Героям открывается их “собственное” небо, с которым связаны важные, порой эпохальные перемены в их душах.
Важным принципом психологического анализа у Толстого-писателя становится изображение снов героев. Так, сны Пьера, например, очень умственны, рассудочны. В них он видит свои слабости, в них к нему приходят решения. В сне князя Андрея раскрываются те противоречия, которые для него неразрешимы, жизнь с которыми делается невозможной. Сон Пети — сон светлый, гармоничный, сон Николая Болконского — сон “болконский”, проблематичный. Разум и чувство — две важнейшие категории, определяющие сущность человека. По Толстому, прекрасен человек, живущий чувством, потому что разум лишь мешает ощутить мировую гармонию. Сравним разумную Соню и живущую чувствами Наташу. Первая из них не сделала в жизни ни одной роковой ошибки, но и не смогла удержать свое счастье. Наташа ошибалась, но ее сердце всегда подсказывало ей дорогу. Любимым героям Толстого не хватает слов, но они умеют сказать о том, что происходит у них в душе, глазами, движениями. Кстати, речь героев также чрезвычайно важна. Сказанная по-французски фраза Жюли на обеде обращает на себя внимание как нечто неестественное, фальшивое.
Л. Н. Толстой показывает своих героев на примере их отношения к искусству, которое выявляет у одних фальшь и бездуховность, у других — тонкость душевного восприятия и глубину чувств. Вспомним о роли музыки в доме Ростовых, о пении Наташи, которое открывает многим героям романа глаза на высшие ценности. И сравним это с оперным спектаклем, который Наташа считает неестественным и не может принять.
Л. Н. Толстой создает целую философскую систему, выражающую его взгляды на человека, и умело подчиняет выражению своих мыслей художественную систему произведения. Вот, наверное, почему образы героев романа “Война и мир”, так хорошо знакомые любому русскому человеку, являют огромный диапазон человеческих качеств, а само произведение — не только рассказ об одном из сложнейших моментов в истории России, но и глубокое проникновение в души целого поколения русских людей.