Смекни!
smekni.com

Образ Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого Война и мир (стр. 6 из 16)

)))))))))))))

Молодого Пьера Безухова Л. Н. Толстой показывает нам впе-рвые в салоне Анны Павловны Шерер в качестве явного нарушите-ля как общественного спокойствия, так и плавного течения вечера вообще. Его от всех в гостиной отличает умный, наблюдательный взгляд. Именно он, а не огромный рост или коричневый фрак, внушает Анне Павловне беспокойство. Пьера приветствуют поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии. Он незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова, и позже его законный наследник. Он через короткое время становится обладателем тысяч душ и миллионов. И теперь он желанный гость всех салонов и домов обеих столиц. Граф Лев Толстой, вне всяких сомнений, очень любит графа Пьера Безухова. Он делает его самым завидным жени-хом России и выдает за него замуж глупое и развращенное сущест-во, блистательную петербургскую красавицу Элен Курагину.И делает это Толстой быстро, словно торопится, словно ему не-обходимо создать своему любимцу такие условия, внутри которых жизнь становится невозможна. Судя по косвенным авторским наме-кам, Пьеру в момент появления в Петербурге около 21 года. Он рас-сеян, толст и неуклюж. В начале романа еще кутила и безобразник. Его жизнь хаотична и неразумна. Однако она имеет главное и. сле-довательно, существенное содержание.Таковым является очень напряженная внутренняя духовная де-ятельность.Пьер как бы символизирует постоянное становление и совер-шенствование.Везде и всюду он другой. Поиски приводят Пьера в масонскую ложу. На какое-то время он обретает иллюзию душевного успокое-ния. Однако здесь, как и раньше, как на ниве хозяйственной или иной деятельности, его постигает разочарование.Пьер Безухов бесконечно добр. Его доброта - нравственная константа его души. Он любит Наташу Ростову. После скандала, связанного с неудачным похищением ее Курагиным, и размолвки с князем Андреем он единственный, кто по-настоящему способен по-нять ее. Он добр и уже поэтому заслуживает быть счастливым.Он мечтает о славе. Он молод, и поэтому слава ему необходима. Он стреляется на дуэли и тяжело ранит обидчика. Он еще способен к разрушительным и непредсказуемым поступкам. Он хочет убить Наполеона. Но, кажется, среди своих сомнений, метаний, неудач, богатства и бестолковой суеты он обрел главное. Душу. Свою бес-смертную душу. Ее нельзя запереть или убить. Платон Каратаев, Соколик, ласковый и ненавязчивый учитель праведной и покойной жизни. У него Пьер Безухов воспринял способность подчиняться естественному течению событий, способность молиться и быть ус-лышанным.Граф Безухов так и остался толстым, неуклюжим и рассеянным человеком. Однако его внутренняя жизнь стала иной. Она приобре-ла некую двойственность, внерелигиозную значимость. И это не-ожиданным образом меняет жизнь и социальную значимость.В столице странным образом то ли от модного недуга, то ли от модного лечения, как в мыльной опере, за кулисами умирает гра-финя Элен Безухова.Пьер счастливо женится на Наташе. Спустя еще семь лет Пьер - видный общественный деятель, отец семейства. И он, и На-таша искренне и очень сильно любят друг друга. Но про что они ду-мают, оставшись вдвоем?<Ты знаешь, о чем я думаю? - сказала она. - О Платоне Кара-таеве. Как он? Одобрил бы тебя теперь?>И мы понимаем, что период становления и исканий закончился. Наступило время истинной духовной зрелости.Что произойдет с Пьером дальше, мы не узнаем никогда. Для этого и был написан в романе столь счастливый эпилог. Однако нравственный аспект позволяет судить об эволюции образа Пьера в последующем творчестве Толстого: от Безухова к Левину в <Анне Карениной> и далее к Дмитрию Нехлюдову из <Воскресения>.

)))))))))))))

Почему Пьер Безухов и Андрей Болконский относятся к числу любимых героев Л. Толстого? Ведь натуры этих персонажей совсем разные. Уже
в салоне А.П. Шерер Андрей напоминает скучающего Онегина, которому светские гостиные внушали отвращение. Если
Пьер по наивности благоговеет перед салонными гостями, то Болконский, имея большой жизненный опыт, презирает
собравшихся. Андрей отличается от Пьера трезвым, государственным умом, практической цепкостью, способностью
довести намеченное дело до конца, сдержанностью, самодисциплиной и собранностью. А главное – силой воли и
твердостью характера. Однако говорить о том, что эти герои не имеют общего, было бы неправильно, ведь их
многое объединяет. Они остро чувствуют фальшь и пошлость, они высокообразованны, умны, независимы в своих
суждениях и в целом близки по духу.&bsol;"Противоположности дополняют друг друга&bsol;", - говорили древние. И с этим я
полностью согласен. Пьеру и Андрею интересно вместе. Андрей может быть откровенен только с Пьером. Он изливает
душу и доверяет только ему. А Пьер способен верить только Андрею, которого он безгранично уважает. Но герои
эти мыслят по-разному, их мировоззрения совсем не похожи. Если Андрей - рационалист, то есть его рассудок
преобладает над чувствами, то Безухов - натура непосредственная, способная остро чувствовать и переживать.
Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист.
Вначале, под влиянием молодости и окружающей обстановки, он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь
светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице
Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровываете в жизни. Ему ненавистна всеми
признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы.Андрей и Пьер - деятельные натуры,
они постоянно ищут смысл жизни. В силу полярности характеров, взглядов на жизнь, эти герои проходят разные
жизненные пути. Пути их духовных исканий тоже различны. Но нельзя не отметить, что некоторые события в их
жизни идентичны, разница заключается лишь в порядке их размещения во времени, на которое они приходятся. В то
время, как Андрей ищет наполеоновскую славу на войне, будущий граф Безухов, не зная, куда девать энергию,
забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя время в кутежах и развлечениях. В это время у Болконского
в жизни наступают большие перемены. Разочаровавшись в Наполеоне, князь Андрей, потрясенный смертью жены,
впадает в меланхолию, решая, что жить он должен только для себя и семьи, мировая слава его больше не
интересует. Толстой говорит о том, что желание славы - эта та же любовь к людям.В это время положение Пьера в
свете полностью изменилось. Получив богатство и титул, он приобретает расположение и уважение света.
Опьяненный триумфом, он женится на самой красивой и глупой женщине света - Элен Курагиной. Позднее он скажет
ей: &bsol;"Где вы, там разврат и зло&bsol;". В свое время Андрей тоже неудачно женился. Вспомним, почему он так
торопился на войну. Только ли из-за опротивевшего света? Нет. Он был несчастлив в семейной жизни. &bsol;"Редкое
внешнее очарование&bsol;" его жены быстро надоело князю, потому что он чувствует ее внутреннюю пустоту. Как и
Андрей, Пьер быстро понял свою ошибку, но в этом случае никто не пострадал, кроме Долохова, которого Пьер
ранил на дуэли. Осознав всю порочность и бессмысленность прошлой жизни, Пьер уходит в масонство с твердым
желанием духовного перерождения.Ему кажется, что он нашел свой смысл жизни. И в этом есть изрядная доля
правды. Пьер жаждет деятельности и решает облегчить участь крепостных. Наивно думая, что он помог им, Пьер
чувствует себя счастливым, потому что выполнил свой долг. Он говорит: &bsol;"Когда я живу, по крайней мере стараюсь
жить для других, я начинаю понимать счастье жизни&bsol;". Этот вывод станет для него главным на всю жизнь, хотя он
разочаруется и в масонстве, и в своей хозяйственной деятельности.Пьер помог возродиться своему другу Андрею,
поддержал его в трудную минуту. Под влиянием Пьера и Наташи князь Андрей вернулся к жизни. Его деятельной
натуре нужен размах, и Болконский с энтузиазмом принял участие в работе комиссии Сперанского. Позже, осознав,
что она бесполезна для народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как Пьер в масонстве.
Любовь к Наташе спасет Андрея от нового приступа ипохондрии, тем более, что до этого он не знал настоящей
любви. Но счастье Андрея с Наташей оказалось непродолжительным. После разрыва с ней, князь окончательно
убедился в невозможности личного благополучия, и это чувство подтолкнуло Андрея пойти на фронт. Именно там
Болконский наконец-то понимает предназначение человека на земле. Он осознает, что надо жить, помогая и
сочувствуя людям, приносить им максимальную пользу. Очень жаль, что князь Андрей так и не успел претворить эту
идею в жизнь: смерть перечеркивает все его планы... Но его эстафету подхватывает Пьер, оставшийся в живых и
обогативший свой жизненный опыт. Соприкасаясь с народом, Пьер осознает себя частью этого народа, частью его
духовной силы. Это и роднит его с простыми людьми. Платон Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее
проявлениях, любить людей, как самого себя.Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для
лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей, как Пьер, на мой взгляд, и составилось
течение декабристов. Эти люди остались верны своей родине. Когда-то в молодости Л. Толстой дал клятву; &bsol;"Чтобы
жить честно, надо рваться, путаться, биться&bsol;" ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять
бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная пошлость&bsol;". Мне кажется, что любимые герои Л.
Толстого прожили свои жизни именно так, как об этом мечтал автор. Они остались до конца верны себе и своей
совести. И пусть проходит время, одно поколение сменяет другое, но несмотря ни на что, произведения Л.
Толстого всегда будут помнить, потому что в них раскрыты вопросы нравственности, в них содержатся ответы на
многие вопросы, извечно волнующие людей. Толстого по достоинству можно назвать нашим учителем.