Смекни!
smekni.com

Творчество Сергея Александровича Есенина (стр. 2 из 2)

И каждый раз, возвращаясь с Востока, Есенин с новой силой переживал свою неиссякаемую любовь к родине:

Одна из характернейших особенностей лирики Есенина - ее монологичность. Эта особенность встречается и у других поэтов, но в творчестве каждого из них она приобретает свою особую окраску. В поэзии Маяковского монолог - это, как правило, страстная, блестящая митинговая речь "агитатора, горлана-главаря", которую поэт произносит во весь голос перед тысячной аудиторией. Есенин никогда не владел такой формой монолога, она не отвечала содержанию его поэзии. Поэтическая сила "интимнейшего лирика" (Горький) была в другом: в его умении говорить наедине с читателем.

Поэтический монолог Есенина - это доверительная беседа со слушателем. Порт делится своими самыми сокровенными думами и чувствами, заведомо предполагая в собеседнике друга, на понимание которого он может вполне рассчитывать. То же мы встречаем И у Маяковского, который любую тему пронизывает лиризмом, дружески доверяет чуткости читателя. Ораторская интонация в стихах: Маяковского и интимная интонация Есенина - это, разумеется, не враждующие течения в лирике. Они существуют

в советской поэзни рядом, обогащая ее глубокими человеческими чувствами, многообразием лирических звучаний.

Кстати сказать, монологичность поэзии Маяковского и Есенина - еще одна точка соприкосновения этих двух, таких разных, поэтов. К лирике того и другого оказывается мало применимым понятие так называемого "лирического героя". Действительно, о каких других "героях" их лирики можно говорить, кроме самих поэтов? Ни один из них не предлагает вместо себя какую-либо условную фигуру в качестве посредника между портом и читателем. Такая лирика прямым путем доходит до сердца читателя, вызывая в его душе столь же прямую и непосредственную ответную реакцию.

Умению Есенина вести задушевный разговор с читателем, воздействовать на него в большой мере способствует афористичность языка поэта.

Лиризм, эмоциональность стиха Есенина, богатая гамма настроений и чувств в его произведениях отразились и на своеобразном использовании портом афористического склада русской речи.

Напевность - такова еще одна особенность есенинской лирики. Лирические произведения Есенина написаны как песни и легко могут быть положены на музыку. Лирика Есенина целиком пронизана песенной стихией. "Засосал меня песенный плен", - писал о себе порт, подчеркивая эту особенность своих произведений. Сам он часто называл свои стихотворения песнями. "Песни, песни, о чем вы кричите?" - спрашивал он, имея в виду свои собственные стихи. "Я пел, когда мой край был болен", - говорил он о себе. "Степным пеньем" назвал порт свое творчество.

Популярности стихотворений - песен Есенина способствовало их плавное ритмическое течение, простой язык, отсутствие словесной и образной затрудненности. Есенина в русской песне, несомненно, пленяло то же, что и Горького, который писал: "Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой - не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и, потому, красивыми словами".