Смекни!
smekni.com

Сущность основания и порядок определения заключения под стражу (стр. 6 из 9)

Кроме вышеуказанного, в срок содержания под стражей также зачисляется время (ч.10 ст.109 УПК):

¨ на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого. При задержании срок исчисляется с момента фактического задержания (ч.3 ст.128 УПК). Срок задержания не может превышать 48 часов (ч.2 ст.94 УПК), однако суд вследствие отложения принятия решения по вопросу об аресте может продлить этот срок еще на 72 часа (ч.7 ст.108 УПК), таким образом, максимальный срок задержания, который следует учитывать при исчислении срока содержания под стражей – 5 суток. Если лицо задерживалось в качестве подозреваемого, при этом суд откладывал принятие решения об аресте на вышеуказанный срок, но все же принял решение об аресте, то с учетом срока рассмотрения дела прокурором, срок ареста следует исчислять за вычетом 10 суток;

¨ домашнего ареста;

¨ принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда. Если при назначении или производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы возникает необходимость в стационарном обследовании подозреваемого или обвиняемого, то он может быть помещен в медицинский или психиатрический стационар, при этом тот, кто не содержался под стражей, помещается в стационар на основании судебного решения (ст.203 УПК). Не имеет значение тип стационара – это может быть обычная больница. Тем не менее, время нахождения в такой больнице в качестве подэкспертного засчитывается в срок содержания под стражей;

¨ в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии со ст.460 УПК.

В случае повторного заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него уголовному делу срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, проведенного этим лицом под стражей ране (ч.11 ст.109 УПК). Однако, если лицо уже осуждено, то возможно избрание в отношении него меры пресечения, в том числе заключения под стражу, при условии возбуждения уголовного дела по факту совершения иного преступления.

Срок содержания под стражей исчисляется месяцами, но могут быть приняты во внимание часы и сутки (с учетом времени задержания и времени рассмотрения дела прокурором). Срок заключения течет непрерывно, в него входит и нерабочее время. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, или в последние стуки месяца. Окончание срока ареста может приходиться и на нерабочий день, соответственно, если этот срок истекает в субботу или в воскресенье, то дело необходимо закончить (или продлить срок) до наступления выходных (ст.128 УПК).

Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок лишения свободы, из расчета один день за один день, исправительных работ – один день за три дня (ч.3 ст.72 УК РФ).

4. ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ-ПОД СТРАЖИ

По действующему закону на стадии расследования уголовного дела лицо может быть освобождено из-под стражи: следователем (дознавателем); прокурором; судом; начальником места содержания под стражей.

Основаниями освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи являются:

¨ судебное решение, вынесенное в порядке, предусмотренном законом;

¨ постановление следователя, органа дознания или прокурора;

¨ постановление начальника места содержания под стражей или прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, об освобождении указанного подозреваемого или обвиняемого в связи с истечением установленного законом срока содержания под стражей (ст.49 № ФЗ № 103)[15].

Освобождение подозреваемых и обвиняемых из-под стражи производится начальником места содержания под стражей по получении соответствующего решения суда либо постановления следователя, органа дознания или прокурора (ч.1 ст. 50 ФЗ № 103).

Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст.97 и 99 УПК РФ (ч.1 ст.110 УПК). Необходимость в применении ареста отпадает тогда, когда исключается полностью возможность, что находясь на свободе, обвиняемый скроется от следствия, продолжит преступную деятельность, либо воспрепятствует ходу расследования (ст.97 УПК); либо принципиально изменяются его личные обстоятельства (ст.99 УПК). В таких случаях возможна полная отмена меры пресечения без избрания другой, более мягкой.

Избрание на более мягкую меру пресечения возможно:

¨ когда ранее предъявленное обвинение изменяется на обвинение в совершении преступления небольшой тяжести, в связи с чем невозможно становится заключение под стражу (ч.1 ст.108 УПК);

¨ когда поведение обвиняемого и обстоятельства дела свидетельствуют о том, что в заключении под стражу нет необходимости, и можно применить меру, не связанную с лишением свободы.

Соответствует закону замена ареста на залог, который гарантирует выполнение обвиняемым предъявляемых к нему процессуальных требований.

Однако следует учитывать, что арест в настоящее время избирается по судебному решению. Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом (ч.4 ст.110 УПК РФ). Таким образом, если в аресте отпадает необходимость, либо становится возможным замена его на любую другую меру пресечения, следователь должен обратиться с соответствующим ходатайством в суд, который принимал решение об аресте, либо продлевал срок ареста, заручившись также письменным согласием прокурора.

Судья не вправе избирать по делу какую-либо меру пресечения без соответствующего ходатайства следователя. Если следователь ходатайствует о замене ареста на домашний арест, который также избирается по судебному решению, то, безусловно судья вправе решать, назначать домашний арест данному лицу или нет. Если же следователь ходатайствует о замене ареста на подписку о невыезде, то судья не вправе в данном случае отменить арест и назначить иную меру пресечения, кроме подписки о невыезде. Вместе с тем, судья, конечно, вправе вообще отказать в отмене или изменении меры пресечения.

Статья 110 УПК содержит далеко не все основания отмены или изменения меры пресечения – ареста. Следующим основанием надо назвать истечение срока содержания под стражей подозреваемого. Это происходит, когда истекает 10-дневный срок ареста подозреваемого (включая сюда срок задержания на 48 часов плюс 72 часа), обвинение не предъявлено, либо обвинительный акт не составлен. В таких случаях следователь обязан освободить лицо из-под стражи, руководствуясь ст.100 УПК, а дознаватель – ч.3 ст.224 УПК.

Начальник места содержания под стражей обязан не позднее чем за двадцать четыре часа до истечения срока содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого уведомить об этом орган или лицо, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора.

Если по истечении установленного законом срока задержания или заключения под стражу в качестве меры пресечения соответствующее решение об освобождении подозреваемого или обвиняемого либо о продлении срока содержания его под стражей в качестве меры пресечения не поступило, начальник места содержания под стражей немедленно освобождает его своим постановлением (ч.2-3 ст.50 ФЗ)[16].

Истечение 2-месячного срока ареста, либо срока ареста с учетом продления, когда расследование не завершено, и нет оснований для продления срока содержания под стражей. В этом случае следователь обязан своим постановлением освободить обвиняемого из-под стражи, руководствуясь ст.109 УПК в подходящей части, и при наличии к тому оснований избрать более мягкую меру пресечения в соответствии с ч.1-2 ст.110 УПКРФ. Согласие прокурора и судебное решение в данном случае не требуется, так как срок действия избранной по решению суда меры пресечения истек, и судебное решение утратило свою силу.

Если следователь своевременно не совершит указанные действия, то обвиняемый освобождается по постановлению начальника следственного изолятора в связи с истечением срока содержания под стражей на основании ст.49-50 ФЗ № 103[17].

Освобождение обвиняемого из-под стражи рассматривается как дисциплинарный проступок следователя и влечет разбирательства и взыскания. Только освобождение из-под стражи в связи с отсутствием события или состава преступления (п.1-2 ч.1 ст.24 УПК), а также в связи с непричастностью обвиняемого (подозреваемого) к совершению преступления (п.1 ч.1 ст.27 УПК) влечет реабилитацию на стадии предварительного расследования (ст.133 УПК).

Уголовная ответственность наступает за заведомо незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст.301 УК РФ), заведомость предполагает наличие прямого умысла в действиях следователя, дознавателя или прокурора, допустивших незаконное задержание или незаконный арест.

Только виновные действия следователя, нарушающие закон, должны влечь дисциплинарную или уголовную ответственность.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что процессуальный закон явно недостаточно регламентирует порядок и основания освобождения от ареста. Освобождение из-под стражи – такое же процессуальное действие, как и заключение под стражу, и должно быть закреплено не только, по моему мнению, в федеральном законе о содержании под стражей, который относится в большей степени к уголовно-исполнительному законодательству, но и в процессуальном законе.