Ольга поёт «Casta diva» и в Обломове под влиянием песни пробуждается глубокое, духовное чувство любви. Герой любуется Ольгой и ищет в ней прекрасную душу: «..Он смотрел на неё как будто не глазами, а мыслью, всей волей…., но смотрел невольно, не имея силы не смотреть «Боже мой какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!- думал он, глядя на неё почти испуганными глазами»4. Ответное чувство Ольги тоже духовно и поэтично.
Любовь героев выявляет истинное родство их душ. Между ними происходит обмен тайными и думами и чувствами, устанавливается понятное, только им двоим, душевное общение, воспетое в творчестве Жуковского В. А., других поэтов-романтиков: «Да, я что-то добываю из неё, думал он,- из неё что-то переходит в меня!» Она: « Не смотрите же, так на меня …. мне неловко! Как будто что-то добываете из моей души!» Любовь Ольги и Ильи – огонь, который горит в их душах, сближающий их: «Оба она, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнём, дрожали одинаковым трепетом, в глазах стояли слёзы, вызванные одинаковым настроением»4. Активная, динамичная Ольга и лежебока Обломов не уступают друг другу в тонкости души.
Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов признаётся в любви: «Её взгляд встретился с его взглядом, устремлённым на неё: взгляд этот был неподвижным, почти безумным; им глядел не Обломов, а страсть. Ольга поняла, что слово у него вырвалось, что он не властен в нём и что оно- истина»4.
Герои по-разному понимают любовь. Обломов - весь чувство. В каждом шаге он предельно искренен. Ольга же самолюбива, в ней рядом с чувством живёт разум. Но после нечаянного признания Ильи они оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно же, надеется на то, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что сама должна быть сдержана и в рамках приличия. Обломов знает, что нужен будет решительный поступок: либо подтвердить признание, либо опровергнуть,- но он не готов, ни к тому, ни к другому. Идя в парк, он так и не решил, что сделать, хотя точно знал, что встретит Ольгу.
Гончаров великий мастер-психолог- самое начало сцены объяснения героев в конце 6-й главы 2-й части романа строит так, чтобы подчеркнуть постоянную параллель в их душевном состоянии и тем самым доказать чуткому читателю равенство героев в любви, родство их душ : «Вдруг кто-то идёт, слышит она. «Идёт кто-то…»-подумал Обломов. И сошлись лицом к лицу.
-Ольга Сергеевна! - сказал он, трясясь, как осиновый лист.
-Илья Ильич!- отвечала она робко, и оба остановились.
-Здравствуйте, - сказал он.
-Здравствуйте, - говорила она.»
Также доказательством того, что Илья живёт только чувством, а Ольга ещё и разумом служит то, что при объяснении Илья активно использует восторженные и огорчённые восклицания, реплики наполненные раздумьем «Ужо..нет, завтра…как сберусь». « Поверьте мне, это было невольно… я не мог удержаться…». В репликах и небольших по объёмам внутренних монологах Обломова часты многоточия, срывающие переполнявшие героя чувства, но в то же время нерешительность, неясность, новизну для него самого испытываемых им чувств. Перед Ольгой он не уверен, он не знает, подарит ли она ему нежный взгляд или отпустит колкость, что заставит его воскликнуть «про себя»: «О, злая!»
При описании Ольги автор использует метод внешней характеристики, который описывает жесты, интонации, взгляд. И это само по себе даёт понять, что Ольга- само движение и действие. Те реплики, которые она произносит «про себя» полны краткости, энергии, движения и действий. Она либо побуждает к чему-либо, либо спрашивает: «Что он пишет?»; «Что ж вы?»; «Понюхайте, как хорошо пахнет!». В речи героини проявляется стремительность её натуры, внутренний огонь пятнами горит на щеках. Ольге приходиться намеренно скрывать движения души.
Гончаров строит сцену подобно драматическому действу, имеющему свою завязку, кульминацию, развязку. Завязкой её являются слова Обломова о том, что его признание в любви было случайным, «только от музыки». Ольгу это извинение глубоко огорчает, она выпрямляется и роняет цветы, глаза тускнеют, на щеках пропадают два розовых пятна, она «с силой рванула мимоходом ветку с дерева..тотчас же бросила..на дорожку», «у ней в горле стояли слёзы» . Она стремительно направилась к дому. Обломов пытается удержать Ольгу, он удивлён тем, что его признание так расстроило Ольгу. Теперь для него важно не извинение за нечаянное признание, а прощение за то, что огорчил её своим извинением, тем более что в нем была неправда. Удерживаю героиню, он искренен и не стыдиться открыть своё сердце: «..ради Бога, не уходите так, а то у меня на душе останется камень».
Почувствовав в Обломове любящую душу, Ольга начинает добиваться нового признания. Она добывает его своими неотступными вопросами «Отчего?» ; «Что в нём?». Она нетерпеливо ждёт , медленно , будто с трудом, поднимаясь по ступеням. И Обломов вновь говорит о любви. На энергичное требование Ольги, он отвечает неопределённо, медлительно : «Я и сам не знаю… <…> Стыд у меня прошёл теперь: мне не стыдно от моего слова… Мне кажется в нём..»; «….То же…волнение.. то же чув.. простите, простите-ей- богу, не могу сладить с собой..». Эти его слова являются кульминацией признания. Развязка её- призыв героини: «….вперёд! Только вперёд!» В этой , в последней фразе Ольги можно услышать предупреждение герою «вперёд» быть более осторожным в своих речах. И всё же думается, что слова эти символичны, в них звучит призыв Обломову, выраженная жизненная позиция героини, её динамика, за которым с трудом будет успевать даже Штольц. Символику слов подтверждают и жесты: она «мгновенно впорхнуло в стеклянную дверь, а он остался стоять, как вкопанный». Судьба их любви зависит от того, сможет ли Обломов следовать призыву Ольги.
В сцене объяснения, как и вообще в отношениях с Ильёй Ольга берёт на себя роль мужчины. В романе есть мифологический подтекст: Ольга думала о Обломове, как о какой-то Галатее, «с которой ей самой приходилось быть бы Пигмалионом».3 Действительно, на какой-то момент ей удалось «вдохнуть душу» в Обломова: она увлекает его любящим взглядом, улыбкой, шёпотом, «говорила, и пела для него, чтоб он не сидел повеся нос, опустя веки, чтоб всё говорило и пело в нём». А когда он останется на Выборгской стороне, Ольга тайком встретиться с ним в Летнем саду, на Неве, приедет к нему на квартиру. Обломов и сам понимал, что только рядом с Ольгой он живёт. Не будет её, он- мертвый человек. Об этом он предупреждает её ещё тогда, когда Ольга не думала о разлуке. Но чувство Ольги самолюбиво и разумно.. Любовь к Обломову постепенно превращается в обременительную обязанность. Она поймёт, что ему не достать до её, и срабатывает чувство самосохранения и она его бросает. В сцене их последнего объяснения она скажет : «Камень ожил бы от того, что я сделала…». Полюбив Штольца она будет стыдиться героя своего первого романа, назовет его словом Сонечки и Тарантьева - мешок. Роль Пигмалиона оказалась не под силу героине.
Любовные отношения Ольги и Обломова развиваются на фоне природы, сердца их открыты к ней. Момент наивысшего духовного взлёта, расцвета чувств- встрача и объяснение героев- сомкнут с наиболее поэтическим моментом жизни природы-с весной и началом лета, порой цветения трав и деревьев. Свидания происходят в прекрасном благоуханном саду. В объяснении героев участвует сама природа, которая помогает раскрыться их душам. Впоследствии любовь Ольги и Обломова из душевного общения перерастает в страсть. Но вот Обломов сделал предложение, и любовь превращается в тяжкий долг. Он сравнивает её с «оспой», которую им с Ольгой привил Штольц. В душе Ольги тоже растет неудовлетворение по отношению к Обломову: «…Она впадала в тягостную задумчивость: что-то холодное, как змея, вползало в сердце, отрезвляло её мечты, и тёплый, сказочный мир любви превращался в какой-то осенний день, когда все предметы кажутся в сером цвете». Происходит это тогда, когда «лето подвигаясь, уходило. Утра и вечера становились темны и сыры». Расстанутся они, когда Нева покроется льдом. Вернувшись на Выборгскую сторону после разрыва с Ольгой, Обломов увидит снег: « Снег, снег, снег! <….>Всё засыпал!»
Признание Агафьи
В чём проявляется любовь Обломова к Агафье? Чувство героя к вдове Пшеницыной Гончаров не хочет называть любовью, говорит о нём с неизменным юмором. Чувство это нечем не похоже на то, которое питал Обломов к Ольге. То- романтическое, духовное чувство- будило сознание, самолюбивые желания и тревоги, стремления на подвиги, мучительные терзания о том, «что время уходит, что гибнут его силы, что ничего не сделал он, ни добра, ни зла, что празден он, и не живёт, а прозябает». Но та любовь была подобна оспе, кори, горячке, едва не погубившей героя. Обломов «содрогался, когда вспоминал о ней». После пережитой горячки «Илья Ильич был мрачен, по целым часам подвергался в болезненную задумчивость…<…>хозяйка…. заставала его в слезах. Потом, мало-помалу, место живого горя заступило немое равнодушие». Обломов постепенно приобретает неподвижность, каменеет. Даже во время любовного объяснения с Агафьей, «глаза его не блистали».
Чувство к вдове Пшеницыной несёт ему долгожданный покой. Это доказывают его слова, передающие его переживания и действия: «охотно оставался»; «останавливал глаза» ; «потихоньку ногой отворял дверь»; «шутил с хозяйкой», «всё это делалось покойно»;«не волновался тревогой»; ему хотелось «сесть на диван и не спускать глаз с её локтей»; «как будто какая то невидимая рука посадила , как драгоценное растение, в тень от жара, под кров от дождя и ухаживает за ним, лелеет». Гончаров характеризует лишь внешние проявления чувств: душу, сердце, ум Обломова с утратой любви Ольги замолчали.
Любит ли Агафья Илью? В её жизни до встречи с ним не происходило ничего подобного. Гончаров иронически сравнивает зарождение любви в душе героини, как образование осадка не дне морском, с осыпанием гор, с простудой. Чувства Агафьи он передаёт с юмором , как бы не веря самому себе, позволяет себе лишь догадываться о них. О чувстве своём героиня не спрашивала себя , оно не имеет для неё имени, и нашло как бы само по себе. И тут же она стала сама не своя: она «перешла под это сладостное иго, безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры музыки и нерв». Внешний облик Агафьи, её поведение зависят теперь, непосредственно, от Обломова. После разрыва с Ольгой он болен, мрачен, едва говорит с ней,- она худеет, становится точно каменная, в хозяйстве заметны изъяны; Обломов оживает, у него появляется радостная улыбка, он «стал смотреть на неё по-прежнему ласково, заглядывать к ней в дверь, шутить- она опять пополнела, опять хозяйство её пошло живо, бодро, весело….». При этом «она не в силах была только пококетничать с Обломовым, показать ему каким-нибудь признаком, что в ней происходит, но она …никогда не осознавала и не понимала этого…».