Смекни!
smekni.com

Женские образы в жизни героя романа И.А.Гончаров (стр. 3 из 4)

Любовь Агафьи Матвеевны проявлялась, как любовь русской крестьянки, в преданности до гроба. Она добровольно надела на себя этот хомут, заботы везти этот воз с радостями. Смыслом её жизни стали забота и покой Ильи Ильича. Вся её любовь проявляется в действии: «сделает замечание», если подгорит жаркое или переварится уха; не спит, «ворочается с боку на бок, креститься, вздыхает», если Ильи Ильича нет долго вечером; «вскочит с пастели, отворит форточку, накинет юбку, бежит в кухню», расталкивает Захара, Анисью и посылает отворить ворота, если он приедет поздно; «в три прыжка является на кухню», чтобы проследить, хорошо ли сварен кофе для Ильи Ильича. Бескорыстная преданность её выражается в том, что при болезни Обломова, она просиживала ночи напролёт с ним, забыв про детей, бежала в церковь молиться за его здоровье. Она «бросалась на колени и долго лежала на полу…». Тайно от всего дома она продала последнее- жемчуг, меха, одежду- только бы накормить Илью Ильича, когда братец обобрал их обоих. После удара, который случился с Обломовым , стараниями Агафьи Матвеевны герой был возвращён к жизни.

Сцену объяснения Гончаров во всём противопоставляет объяснению с Ольгой. Любовные признания Ольги и Обломова случились весной, в цветущем парке, объяснение вторых же, случается на кухне, где времена года не важны: жизнь на Выборгской стороне течёт также ровно, как в Обломовке, одинаково зимой или летом- это жизнь в циклическом времени. Календарное время здесь заменено бытовым. В руках у героини не ветка сирени, а пестик со ступкою. Герои одинаково говорят о корице, халате, перспективе будущей жизни, о поцелуе и любви.

Первое признание заканчивалось энергичным признанием Ольги, второе призывом Обломова: «Поедемте в деревню!». Обломов зовёт Агафью в Обломовку, в свой идеальный мир. В ответ же она говорит: « Здесь родились, век жили, здесь и умереть надо.» В этих словах и выразилась вся жизненная философия Пшеницыной. Она не знает иной и, поэтому призыв её во всём противоположен ольгиному. И герой согласен с героиней, т.к. они оба герои идиллии, в которой обязательна привязанность к месту.

Если в отношениях с Ольгой «мужскую» роль на себя взяла именно она, то в отношениях с Агафьей Обломов являлся «силой». Он чувствует превосходство над героиней, поведение которой всегда предсказуемо. В сцене объяснения он уверен в себе, его слова кратки и энергичны: «А если я вам помешаю?»; «А если я вас поцелую?»; «Ну целуйте же меня!». В речи героя отсутствуют те частые многоточия, олицетворяющие невысказанное, противоречивое чувство. Ольга вся порыв и чувство, Агафья же спокойна. Единственное выражение её- это усмешка, она усмехается даже тогда, когда Обломов целует её. Казалось бы, никогда не оживить «каменную Галатею», но это не так. После смерти Обломова она понимает, что потеряла важное ценное в своей жизни.

Чувства Ольги чисты, она для Обломова божественна и неприкосновенна, образ её соотнесён в его мечте с образом идеальной женщины, жены. Агафья- тоже из мечты. Это та «краснощёкая прислужница, с загорелыми локтями , робко опущенными глазами, но лукавыми глазами».Обломов сам заводит разговор, берёт её под руки, мешая толочь корицу. А она лишь позволяет оказывать знаки внимания, при этом чуть-чуть обороняясь от барской ласки: «Вот смотрите просыплю корицу, вам же нечего будет в пироги класть!» Вся эта сцена представляется классической барской любовью. Вот поэтому автор с таким юмором говорит о их чувствах: «Он подвигался к ней как к тёплому очагу», а «она принимала поцелуй неподвижно, как лошадь, на которую одевают хомут.»

Образы

В сценах любовных свиданий Ольги и Обломова присутствуют повторяющиеся образы: ветка сирени, огонь как символы жизни. Им будут противостоять и другие образы: холод, тьма, снег- символы смерти.

Один из символических образов, проходящий через весь роман-образ огня. Образ огня, присутствующий в сцене объяснения, -это огонь любви. Он горит в душах героев и определяет их внешнее и внутреннее преображение. «В славянских обрядах и заговорах нашло отражение уподобление огня любовному пожару»10. Любовь Обломова и Ольги- это горение сердец: жизнь жжёт, кипение сердца. «Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнём…». Палящие лучи любви для Обломова и желанны, и губительна. Огонь соотносится с поэтическим образом «сердечного пыла», можно сгореть в огне страстей.11 Уже при первых встречах с Ольгой Илья Ильич жалуется: «Мне отчего-то больно, неловко, жжёт меня», но в тоже время и просит: «Ах, если б этот же огонь жег меня, такой теперь жжёт,- завтра и всегда! А то нет тебя -я гасну, падаю!» Ольга для него- желанный источник этого огня: «Мне всё противно, всё скучно; я машина: хожу, делаю и не замечаю, что делаю. Ты огонь и сила этой машины….» Но под палящими лучами страсти выгорело сердце Обломова: он устал от неестественной для себя роли и просит у Ольги отдыха: «…Весь организм мой потрясён: он немеет, требует хоть временного успокоения…» За разрывом с Ольгой последовала болезнь героя, горячка. Огненные стрелы Ильи, бога- громовика, достигли цели: Ольга тоже полюбила Илью Ильича. В сцене любовного объяснения с Обломовым, когда она чувствует себя любимой, на её щеках горят два розовых пятна. Когда же Обломов говорит о том, что его слова были неправдой, а только от музыки, «она изменилась в лице: пропали два розовых пятна и глаза потускнели». Герой повторяет своё признание и пятна вновь появляются, как два свидетеля внутреннего огня. Влияние чувства любви к Обломову плодотворно для героини. Как под лучами горячего солнца созревает каждый плод, так и Ольга, по наблюдению Штольца «созрела», «развилась». Но и Ольга, как и Обломов, испытала губительность огня-страсти, он опалил и героиню, как опалил героя. Штольц едва узнал Ольгу в Париже: «Черты её, но она бледна, глаза немного будто впали, и нет детской усмешки на губах, нет наивности, беспечности». Во второй сцене также присутствует этот образ. Однако в этом случае это не огонь страсти, а пламя семейного очага. По народным преданиям , бог-громовержец послал молнию на землю и разжег им пламя очага. Обломов воспитывался как раз в условиях домашнего тепла, в его мечтах живёт его образ, вокруг которого строилась бы вся его жизнь, жизнь друзей, родных.

Гончаров использует в произведении символику цветов. Обломов предлагает Ольге ландыш. В книге Н. Ф. Золотницкого «Цветы в легендах и преданиях» об этом цветке говориться как о символе душевных излияний, любви и счастья.16 Ольга же сорвала ветку сирени и нюхала её, закрыв лицо и нос.

–Понюхайте, как хорошо пахнет!- сказала она и закрыла нос и ему.

Ветка сирени появится в романе ещё не раз. Ольга с большой любовью будет вышивать сирень в знак памяти о первом свидании. Расстанутся герои когда зима сменит лето и «сирени отошли, пропали». Н. Ф. Золотницкий пишет об этом цветке: «На востоке, откуда, как мы знаем, и происходит сирень, она служит эмблемой грустного расставания, и потому влюблённый вручает её обыкновенно своей возлюбленной лишь тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда».16 Избирая сирень как эмблему любви, герои заранее обрекают себя на вечное расставание. Обломов говорит: «Ни роз, ни резеды не люблю,»-и не предполагает, что отказывается от тех цветов, которые являются символами любви и любовного влечения.18

Во второй сцене объяснения также существует ещё один образ-халат. Он для героя становится судьбой: Обломов надел его 12 лет назад, когда бросил службу, закрылся в собственной квартире и лёг на диван. Он восторгается собственным халатом, видит в нём только лучшие качества: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; послушный раб своего хозяина. Кутаясь в халат, Обломов пытается укрыться от неурядиц в жизни. Халат исчезает из его жизни, когда он встречает Ольгу (Тарантьев увозит его с другими вещами на Выборгскую сторону). С Ольгой жизнь Обломова вырывается на свет. Но как только Илья начинает прирастать к Выборгской стороне, Агафья напомнит ему о халате: починит и почистит его. Халат станет неизменным атрибутом семейных отношений: «Что у вас на халате пятно?»-заботливо восклицает она в сцене любовного объяснения.- Скиньте да дайте скорее, я замою его» Героиня, может быть и говорит о халате с такой любовью и заботой, что он является для неё своеобразной гарантией того, что Обломов принадлежит ей и только ей: Ольга оставила претензии на него; облаченный в халат, он ей не нужен.

Вывод: Сопоставление данных эпизодов привело к определённым выводам. Безусловно, героини отличаются и представляются Обломову в разном свете.

Автор заведомо погружает, в случае с Ольгой, героя в необъятную, всепоглощающую, сжигающую его изнутри, любовь. В случае с Агафьей, напротив, делает любовь тихой гаванью, пристанищем, в котором замечательно, тепло и очень уютно. И мы нехотя задумываемся: «А что лучше?». И действительно, с первого раза и не разберёшь, что приятнее: любить, но для этого отдавать всего себя, стремиться к идеалам, постоянно находиться в движении, «гореть» в любви, или быть любимым и при этом ничего не делать, лежать вместо того, чтобы жить, полнеть и круглеть, в итоге чего быть заласканным и совсем облениться. Но на этот случай заботливый автор даёт урок: надо жить, двигаться и непременно любить. И конечно же быть любимым, но не так, что вскоре устанешь вставать с кровати. И в этом , я считаю, его великая заслуга.