Тяготея к формам конкретно-исторического изображения событий, Есенин стремился раскрывать их в эмоционально-психологическом аспекте, получившем широкое распространение в нашем искусстве и принесшем ей наибольшие художественные достижения.
Поэзия Есенина с большой реалистической глубиной воплотила мир человеческих чувств, вызванных небывалой ломкой общественной жизни России, она запечатлела сложный, трудный, противоречивый процесс становления сознания широких народных масс, вовлеченных в революционное переустройство действительности. Интерес к внутреннему миру человека, к его раздумьям, чувствам, психологии, изменяющейся в ходе строительства новой жизни, равно как и постоянное, неукротимое стремление выразить это искренне, обнаженно, правдиво, толкало каждый раз поэта к отбору все новых и новых стилевых средств.
Поэтический стиль Есенина находился в постоянном движении и в нем все ярче обозначалось тяготение к традициям национального художественного творчества в его устно-народной и классической форме. Именно два этих неиссякаемых источника составляют основу поэтики Есенина, глубоко национальной во всех ее наиболее устойчивых и существенных элементах.
Преодолевая многочисленные влияния и противоречия, Есенин утверждал своим поздним творчеством такие художественно-эстетические принципы изображения жизни, которые утвердились и получили развитие в литературе социалистического реализма
Поззия Есенина — неотъемлемая часть национального художественного творчества. Она эмоционально психологически отражает наиболее сложную эпоху русской общественной жизни.
Мировоззренческие особенности поэта составляют единое философско-художественное представление о человеческом бытие. Это обозначен прежде всего в соединении религиозных идей с требованием социальных преобразований, и в осмыслении революционных событий в стране в религиозном ключе, и неприятие официальной религии, а также в апокалипсических настроениях, жажде радикального обновления мира, наступления эры «Третьего завета».
Анализ революционных произведений Есенина показывает, как хорошо они укладываются в модель русской культуры. Во-первых, максимализм мировосприятия, практически полное отсутствие ценностно-нейтральной зоны, образы мира в поэмах ярко-дуалистичны, имеют либо положительное, либо отрицательное значение.
Идейно-художественные искания Есенина недолгих творческих лет вводили его поэзию в основное русло советской литературы. И имели также огромное значение для ее последующего развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белоусов В.Г. Сергей Есенин. Литературная хроника. [Текст]/ Белоусов В.Г. – Ч.1.- М.: Советский писатель, 1969.
2. Бобринская Е. Ранний русский авангард. М. [Текст]/ Бобринская Е. – Из-во Гос. Института искусствознания. 1999 – 245с.
3. Воронова О. Сергей Есенин и духовная культура. [Текст]/ Воронова О. – Рязань, 2002, С.491
4. Воронова О. "Уже слышится благовест бунтов..." (С.Есенин). // Литература / Прилож. к "ПС". [Текст] - 1997. - N17
5. Воспоминания о Сергее Есенине. [Текст]– М.: Просвещение 1965.
6. В мире Есенина. Сборник статей. [Текст] – М.: Просвещение, 1986.
7. Введение в литературоведение: Хрестоматия./Под ред.П.Николаева. [Текст] – М.: Просвещение, 1997.
8. Галкина-Федорук Е. О стиле поэзии Сергея Есенина. [Текст] – М.: Просвещение, 1965.
9. Егоров Б. Российские утопии [Текст]/ СПБ: Искусство – СПБ, 2007. – 416с.
10. Есенин С. Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы. [Текст]/ СПБ.: Издательский дом «Азбука-классика», 2006. – 320с.
11. Журавлев В. Лирический роман Есенина: (к столетию со дня рождения). [Текст]// Литература в школе. - 1995.- N5.
12. Захаров А. Научная есенинана, предварительные итоги: (к столетию со дня рождения). [Текст] // Библиография. - 1995. - N1.
13. Зуев Н. Народные истоки поэзии С.Есенина: (к столетию со дня рождения). [Текст] // Литература в школе. - 1995. - N5.
14. Коржан В.В. Есенин и народная поэзия. [Текст]/ - Л.: Наука, 1969.
15. Кошечкин С.П. Раздумья о поэте. [Текст]/ - М.: Советская Россия, 1974.
16. Локшина Б.С. Поэзия А.Блока и С.Есенина в школьном изучении. [Текст]/ - Л.: Просвещение, 1978.
17. Мусатов В. Поэтический мир С.Есенина. [Текст]// Литература в школе. - 1995. - N6.
18. Наумов Е.И. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. [Текст]/ - Л.: Лениздат, 1969.
19. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Поэт. Человек. Книга для учителя. [Текст]/ - М.: Просвещение, 1973.
20. Прокушев Ю.Л. Есенин, какой он был. [Текст]/ - М.: Просвещение, 1973.
21. Сахаров А. Обрывки памяти (Первая автобиография Есенина). [Текст]// Знание. - 1996. - N8.
22. Сергей Есенин. Воспоминания родных. [Текст]/- М.: Московский рабочий, 1985.
23. Сергей Есенин. Собрание сочинений в 3 томах. [Текст]/ - М.: Правда, 1983.
24. Филиппов В. Сергей Есенин. Новые аспекты изучения. [Текст]/ Русская словесность. - 1996. - N 5.
25. Ходасевич В. Есенин// Есенин С. Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы. [Текст]/ – СПБ.: Издательский дом «Азбука-классика», 2006, с 309.
26. Шубникова-Гусева Н. Открытия "Страны негодяев" (С.Есенин). // [Текст]/ Литературная учеба. - 1997. - N3.
27. Шубникова-Гусева Н. Сергей Есенин: неизвестные материалы. // [Текст]/ Человек. - 1995. - N5.
28. Эткинд Е. В мире есенинской образности. [Текст]/ – СПБ.: Издательский дом «Азбука-классика», 2006.
29. Юшин П. Поэзия Сергея Есенина (1910 – 1923 г.г.) [Текст]/ – СПБ.: Издательский дом «Азбука-классика», 2006.
30. Юшин П.Ф. Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция. [Текст]/ – СПБ.: Издательский дом «Азбука-классика», 2006.
[1] Мусатов В. Поэтический мир С.Есенина. // Литература в школе. - 1995. - N6.
[2] Юшин П. Поэзия Сергея Есенина (1910 – 1923 г.г.) М., 1966.
[3] Ходасевич В. Есенин// Есенин С. Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы. – СПБ.: Издательский дом «Азбука-классика», 2006, с 265-309.
[4] Там же. С. 273 – 289.
[5] Бобринская Е. Ранний русский авангард. М. - Из-во Гос. Института искусствознания. 1999 С.167.
[6] Шубникова-Гусева Н. Открытия "Страны негодяев" (С.Есенин). // Литературная учеба. - 1997. - N3.
[7] В мире Есенина. Сборник статей. М., 1986.
[8] Филиппов В. Сергей Есенин. Новые аспекты изучения. // Русская словесность. - 1996. - N 5.