СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Время как философская категория бытия в поэтическом ракурсе С.Есенина ………………………………………………………………7
ГЛАВА 2. Вечность в художественном восприятии С.Есенина
2.1 Библейское и философское осмысление жизни в лирике………….17
2.2 Особенности мировидения в поэме «Анна Снегина»……………....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………. 48
Введение
В последние годы возрос интерес ученых к проблемам литературы начала XX века, усилилось стремление изучить такие моменты литературного процесса, которые раньше в силу сложившихся социально-исторических условий освещались частично или негативно. В настоящее время пересматриваются прежние концепции об отдельных творческих индивидуальностях и о соотношении художественных тенденций разных направлений. В числе художников, чья личная и поэтическая судьба находится в центре внимания российского литературоведения, следует назвать И С.А.Есенина.
В ранних стихотворениях Сергей Есенин - поэт чувств, а в более поздних - философ, мыслитель. Но независимо от этапов творческого пути, думы его направлены на осмысление бытия. В стихах мыслей и чувств рождались лирические откровения - раздумья о судьбе родины, деревни, Человека, как части Вселенной.
Многочисленные идейно-художественные влияния, испытанные С.Есениным, оставили глубокий след и в его поэтике. Но уже в ранний период творчества отчетливо обозначилась и самобытность поэта, особая, только ему присущая манера перевоплощения впечатлений от внешнего мира в поэтические образы.
Корни есенинской поэтики глубоко и прочно вросли в национальную почву и на протяжении всех творческих лет щедро питали его поэзию соками родной земли. Именно в поэтике Есенина — наиярчайшее выражение его нерасторжимой связи с национальной поэтической культурой в ее устно-народной и классической форме.
Есенинскому творчеству посвящено большое количество критических статей, литературоведческих работ.
Такие исследователи творчества С. Есенина как Волков А., Юшин П., Базанов В., Прокушев Ю. и другие отмечают, что главным героем в произведениях поэта является природа .
А.Волков в своей работе "Художественные искания Есенина" (1976г.) пишет: "Поэт как бы частица природы. Картины природы проникаются общим мотивом… В этих стихах обитает мечта о нерасторжимом единстве с природой".
Почти все литературоведы и исследователи его творчества отмечали, что природа изображена в единстве с человеком. Ее описание – не самоцель, а путь к воссозданию ее духовного мира.
В.Коржан в работе "Есенин и народная поэзия" (1969г.), отмечает, что "Есенин хорошо знал обрядовую поэзию. Обрядовая поэзия используется им в произведениях, связанных с жизнью села. Народная обрядность привлекается поэтом в основном с целью раскрытия внутреннего мира человека".
Другой исследователь творчества С. Есенина П.Юшин, в своей работе "Проблемы творчества" (1978г.) пишет о том, что "если учесть насыщенность произведений С.Есенина метафорами, напоминающими загадки, а также большое количество параллелей между его поэзией, и этим фольклорным жанром, то станет очевидным, что поэтическая структура загадки была ему близка и понятна, что с ней связана в значительной степени образная система его творчества".
Эржебет Калган в статье "На переломе" отмечает, что Есенин называл себя последним поэтом деревни, но деревня в его поэзии – это огромный мир, вся Россия."
Каждый из исследователей творчества Сергея Есенина открывает в его стихотворениях что-то интересное и важное для себя.
Цель данного исследование представляет собой попытку осмысления категорий «время» и «вечность» в художественном ракурсе С.Есенина и особенности их использования поэтом в лирике на протяжении всего его творчества.
Постановка данной проблемы обусловила следующие задачи:
1. Определить художественные и смысловые функции временного пространства как бытийного хода жизни в стихах С.Есенина.
2. Выявить используемые поэтом библейские и философские мотивы.
3. Раскрыть особенности мировидения поэта в связи с библейским и философским восприятием мира и человека.
Актуальность данной работы обусловлена несколькими причинами. Во-первых, слабой изученностью темы времени и вечности в лирике Есенина. Во-вторых, несмотря на то, что простой и живой язык Есенина понятен всем, тем не менее за его внешней простотой и ясностью почти всегда скрывается совсем иной, глубинный, не всем с первого взгляда понятный смысл. Мы попытались в нашей работе разобрать смысловые особенности лирики С. Есенина, с объяснением которых становятся понятнее и ближе мысли поэта, его идеи, чувства, настроения.
Хотя творчество С.А. Есенина изучено достаточно хорошо, но до сих пор среди есениноведов ведутся споры по тем или иным особенностям его творчества, где основной упор делается на социальные и политические стороны его лирики. К любовной лирике поэта исследователи обращаются крайне редко, часто считая и ее выразителем гражданских идей Есенина. Каждая фраза, каждое слово у него выражает целый сложный и противоречивый мир его душевного настроения, чувств и всех мечтаний.
В работе были использованы следующие методы: метод выделения из стихотворений всех приемов поэтической речи, с помощью которых и создается художественная образность; принципы историко-хронологического изучения; образно-тематического изучения литературных произведений; метод сопоставления смысловых особенностей отдельных периодов творчества поэта с целью выявления специфики его творческой лаборатории на определенном этапе творчества.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 30 источников. В 1 главе рассматриваются особенности философских мировоззрений Есенина, в частности, анализируются изобразительные средства, посредством которых поэт отражал ход времени в своих произведениях. 2 глава посвящена анализу смыслового своеобразия лирики поэта. Мы рассматриваем здесь категорию вечности в художественном восприятии С.Есенина, подробно анализируем библейское и философское осмысление жизни, динамику данной тематики стихотворений и освещаем роль темы вечности в лирике поэта. Объем работы 51 страница.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы при изучении творчества С.А. Есенина в средних школах.
Глава 1. Время как философская категория бытия в поэтическом ракурсе С.Есенина
Сергей Есенин вошел в литературу как поэт. Отличительная черта его лирики - связь поэзии с традициями русской классики. Он поднимает в творчестве вечные проблемы: судьба родины, человека. Есенин всегда выступает как философ, мыслитель. Он рисует правдивые картины быта людей, изображает Отечество в переломные исторические моменты. Размышляя о судьбах человека, Родины, Есенин осознает, что они далеки от идеала. Контраст мечты и действительности порождает печальные думы. Именно они сопровождают все творчество Есенина.
Время — одно из основных понятий физики и философии, одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел, а также сознание.
В диалектическом материализме время — это объективно реальная форма существования движущейся материи, характеризующая последовательность развёртывания материальных процессов, отдаленность друг от друга разных стадий этих процессов, их длительность, их развитие.
В количественном (метрологическом) смысле понятие время имеет два аспекта: координаты события на временной оси (текущий момент времени). На практике это текущее время: календарное, определяемое правилами календаря и время суток, определяемое какой-либо системой счисления (шкалой) времени (примеры: местное время, универсальное координированное время);относительное время, временной интервал между двумя событиями
Время в литературе – временной ряд в различных аспектах воплощения, функционирования и восприятия его в произведениях художественной литературы как явлении искусства. Искусство можно определить как средство коммуникации, вторичную моделирующую (семиотическая) систему (в терминологии М.Ю. Лотмана–тартуской структурально-семиотической школы), использующую в качестве материала для обмена текстовой информацией между адресантом (создателем, творцом) и адресатом (потребителем текста) определенные коммуникативные структуры (вторичные языки), надстраиваемые над естественным языковым уровнем. В литературном произведении время и текст следует мыслить в следующей взаимной связи друг с другом: реальное время создания (эпоха, дата, непосредственно длительность процесса), время функционирования произведения искусства слова как материального объекта среди других объектов реальной действительности (книга, рукопись, выдолбленная на камне надпись, берестяная грамота и под.), время его восприятия читателем.
Время в лирике психологизируется: мгновение пронизывают временные “лучи” прошлого и будущего. В лирике обычно более развит временной аспект художественного мира (минимальная дистанция между автором и героем). Временная динамика может создаваться за счет грамматического времени глаголов. Например, в стихотворении С.Есенина “Не жалею, не зову, не плачу…” обнаруживается следующая временная картина: не жалею, не зову, не плачу – форма наст. вр. создает ситуацию стабильности, статичности, пройдет – буд., охваченный – прич. прош.вр., не буду молодым, не так будет биться сердце, “страна березового ситца” не заманит – отрицание того, чего уже никогда не будет, расшевеливаешь – наст., утраченная – прич. прош. вр., назывные предложения – иллюзия настоящего, теперь – фиксация временного момента, вокруг которого строится сюжет стихотворения, далее – по “временной нисходящей” : стал, приснилось, проскакал – прош., льется – наст., будь благословенно – грамматически вневременная форма повелительного накл., пришло – прош., процвесть, умереть – инфинитив, выход в вечность (усиленно словом “всегда”).