Смекни!
smekni.com

Летописание Владимиро-Суздальской Руси XII в. (стр. 34 из 35)

си доходили, по-видимому, и до отрицания загробной

жизни, т. е. воззрений почти атеистического характера.

Большой интерес для характеристики идеологии

еретиков представляет «Лаодикийское послание» Фе-

дора Курицына – особенно если принять весьма ве-

роятное предположение о его тесной связи с другим

философско-грамматическим трактатом того времени

– «Написанием о грамоте». «Лаодикийское посла-

ние» начинается с декларативного заявления о «са-

мовластии» души; в «Написании» автор говорит, что

бог дал человеку при его создании «самовластна ума,

путь откровения изящьству и невежествию», и далее

объявляет воплощением «самовластия» грамоту (т.

е. образованность, знание): «грамота есть самовла-

стие». В «Лаодикийском послании» мы читаем: «наука

преблаженна есть; сею приходим в страх божий – на-

чало добродетели»; в «Написании» это же говорится о

«грамоте»: «сим учением человек приходится в страх

божий».

Признаки постепенного освобождения от «верхов-

ного господства богословия во всех областях умствен-

ной деятельности» обнаруживаются в XV в. не только в

выступлениях явных вольнодумцев. Черты эти можно

обнаружить, например, в сочинении замечательного

русского путешественника того времени Афанасия Ни-

китина. Во время своего путешествия в Индию Ники-

тин встречался с представителями многих вер; мусуль-

манские власти в Индии не раз требовали от него пере-

хода в «магометову веру». Никитин мужественно (ино-

гда с риском для жизни и свободы) отвергал эти тре-

бования, но положение гонимого иноверца, живущего

среди разных религий, не могло не оказать известно-

го влияния на его взгляды. «Магометова вера еще го-

дится», – записал Никитин по-тюркски в своем дневни-

ке, рассказывая об успехах мусульманского султана, и

тут же счел необходимым изложить свой взгляд на от-

ношение между разными верами: «А правую веру бог

ведает, а правая вера бога единаго знати, имя его при-

зывати на всяком месте чисте чисту». Признавая

носителем «правой веры» всякого человека, соблюда-

ющего единобожие и моральную чистоту, Никитин не-

сомненно расходился с господствующей религиозной

идеологией тогдашней Руси, требовавшей признания

православия единственной «правой верой», но обна-

руживал зато неожиданное (и, конечно, никакими вли-

яниями не обусловленное) единомыслие с гуманиста ми итальянского Возрождения (ср. новеллу Д. Боккач-

чо о трех перстнях).

Заслуживает внимания также идеология некоторых

литературных памятников, сохранившихся в кирил-

ло-белозерских сборниках, составленных выдающим-

ся русским книгописцем конца XV в. Ефросином. Мы

будем еще иметь случай поговорить об этом замеча-

тельном пропагандисте светской литературы, и в част-

ности об одном из памятников, пользовавшимся его

особым вниманием, – «Сказании о Соломоне и Китов-

расе». Отметим пока один из вариантов «Соломона и

Китовраса», известный только по рукописи Ефросина.

В этом варианте читается совершенно неожиданный

диалог между царем и захваченным в плен «борзым

зверем». «Что есть узорочнее (прекраснее всего, – Я.

Л.) во свете сем?» – спрашивает царь. «Всего есть луч-

ши своя воля», – отвечает Китоврас. «Абие крянулся

и все переломал и поскочил на свою волю», – заклю-

чает рассказчик. А в недалеком соседстве от это-

го гимна «своей воле», в том же ефросиновском сбор-

нике, помещен другой рассказ – о блаженных «рахма-

нах», к которым приходил Александр Македонский. В

рассказе этом (основанном на «Хронике» Амартола,

но дополненном) также обнаруживается текст, не из-

вестный ни по каким другим памятникам. У счастливых

рахманов нет «ни царя, ни купли, ни продажи, ни сва-

ру, ни боя, ни зависти, ни велможь, ни татбы, ни раз-

боя». Перед нами, в сущности, та же тема «своей

воли» – счастливого государства, где нет ни царей, ни

вельмож, ни тех печально знакомых в XV в. явлений,

которые, очевидно, в представлениях русских книжни-

ков были неразрывно связаны с властью царей и вель-

мож. Появление столь неожиданных идеалов в памят-

никах и письменности конца XV в. свидетельствовало

о том, что русская общественная мысль того времени

отличалась достаточной самостоятельностью и свое-

образием.

Некоторое ослабление безраздельного господства

религиозной идеологии в России конца XV – первой по-

ловины XVI в. не могло не сказаться и на русском ис-

кусстве. Говоря об элементах Возрождения в русском

искусстве этого времени, исследователи чаще всего

упоминают о строительной деятельности Аристотеля

Фиораванти и Марко Руффо в Кремле, о ренессансных

мотивах в руском книжном орнаменте. «Множество ни-

тей, связывающих ее с Италией эпохи Возрождения»,

М. В. Алпатов находит в кремлевской иконе конца XV

в. «Апокалипсис».[354] Черты профессионального свет-

ского искусства обнаруживаются в ряде памятников ху-

дожественного ремесла того времени: в бытовых изо-

бражениях на рогатине тверского великого князя Бори-

са Александровича, в подобных же миниатюрных изо-

бражениях на монетах XV в. (охотник на медведя, ка-

бана, птицу, палач, автопортрет самого денежника и т.

д.). К той же категории памятников, не связанных тра-

дициями церковного искусства, относятся и скульптур-

ные работы, выполненные под руководством архитек-

тора и скульптора второй половины XV в., московско-

го купца Василия Ермолина. Искусствоведы уже отме-

чали памятники ермолинской мастерской (в частности,

рельефное изображение всадника над Спасскими во-

ротами) как произведения «новаторского, связанного

с реалистическими исканиями» искусства, не получив-

шего дальнейшего развития в XVI в., когда победило

«традиционное направление» в русской пластике.

Было бы, конечно, преувеличением, если бы мы ста-

ли связывать с элементами Возрождения и рефор-

мационно-гуманистическими движениями все основ-

ные явления русского искусства (и русской литерату-

ры) второй половины XV в. Характерной чертой ерети-

ческих движений конца XV в. было как раз иконобор-

чество или, по крайней мере, критическое отношение в

целому ряду иконописных сюжетов. И все-таки глубо-

кие идейные сдвиги и «еретическая буря» конца XV в.

не прошли бесследно для русской культуры этой эпо-

хи; они оставили свои явственные и значительные сле-

ды.

2. Летописи. «Хожение за три

моря» Афанасия Никитина

Как и в предшествующий период, собственно-худо-

жественная литература во второй половине XV в. осо-

бо не выделялась из основной массы письменности,

имевшей «деловое» – общественно-политическое, по-

знавательное или религиозно-ритуальное назначение.

Черты литературы как искусства могут быть обнаруже-

ны поэтому в памятниках самых различных жанров.

Одной из наиболее устойчивых форм древнерус-

ской литературы было историческое повествование.

Вторая половина XV в. – время расцвета русского

летописания. Ни от какой исторической эпохи до нас не

дошло такого количества разнообразных летописных

сводов, как от этого времени.

К середине XV в. относится общерусский свод, со-

единивший московское митрополичье летописание на-

чала XV в. (Троицкая летопись) с богатой новгород-

ской летописной традицией XI – начала XV в. (до это-

го времени существовавшей отдельно) и использовав-

ший также тверское, псковское и иное местное_ лето-

писание. Свод этот, созданный, по-видимому, при ми-

трополичьем дворе в период междоусобных войн в

Московском княжестве, именуется обычно Новгород-

ско-Софийским или сводом 1448 г. (дошел в соста-

ве Софийской первой и Новгородской четвертой лето-

писей). Значение свода 1448 г. в истории древнерус-

ской литературы и общественной мысли весьма ве-

лико: это был первый в полном смысле слова обще-

русский свод, который ввел в летописание ряд развер-

нутых рассказов о важнейших событиях отечествен-

ной истории (обширные повести о монгольском наше-

ствии, построенные на основе владимиро-суздальско-

го, южнорусского и новгородского рассказов, повести

о Михаиле Черниговском, Михаиле Ярославиче, Дми-

трии Донском, Куликовской битве, нашествии Тохта-

мыша). Уже в 50-е гг. XV в., в период восстановле-

ния единовластия в Москве, был составлен (на осно-

ве свода 1448 г. и других источников) великокняжеский

летописный свод; до нас он дошел в редакциях 1472

г. (Никаноровская и Вологодско-Пермская летописи),

1479 г. (Эрмитажный список Московского свода, так на-

зываемая Ростовская летопись), 1493 г. (Московский

свод по Уваровскому списку).

Наряду с общерусским летописанием в XVI в. про-

должается ведение летописей в отдельных княже-

ствах, землях и монастырях. Новгородское летописа-

ние XV в. развивалось в двух направлениях: парал-

лельно со сводом 1448 г. на основе местной традиции

была создана новгородская летопись с незначитель-

ным добавлением общерусских известий (Новгород-

ская первая летопись младшего извода), а несколь-

ко позже и на основе свода 1448 г. возникла летопись

общерусского характера с некоторыми переделками

и расширением новгородских разделов (Новгородская

четвертая летопись); последняя независимая новго-

родская летопись была составлена в 70-х гг. XV в. – на-

кануне падения Новгородской республики (Строевский

список Новгородской четвертой летописи). В основ-

ном на местном материале была построена и псков-

ская (Псковская первая) летопись. Ряд сводов XV

в. имел общерусский, но не официальный характер;

они составлялись, очевидно, при монастырях и мест-

ных епархиях. Таковы кирилло-белозерский свод на-