Смекни!
smekni.com

Риторика русского языка, Древней Греции и Рима (стр. 2 из 3)

Дальнейшее развитие риторики связано с именем древнегреческого философа Аристотеля (384—322 до н.э.). Вначале он был слушателем в Академии Платона, затем преподавал в ней, став равноправным членом группы философов-платоников. Известен и как воспитатель. В течение нескольких лет был воспитателем Александра Македонского. В основанной Аристотелем школе преподавание осуществлялось дифференцированно, удовлетворяя запросы разных категорий учеников. Известно, что утром он в тесном кругу ближайших учеников вел строго научные занятия. После обеда читал общедоступные лекции для всех, кто желал его слушать. Противники опасались его речей, всегда логичных, стройных, остроумных, порой саркастических. Сочинения Аристотеля представляют нам образ человека с глубокой, искренней любовью к правде, отчетливым пониманием действительности со всеми ее сложными противоречивыми взаимоотношениями. Его работы поражают исключительной способностью к систематизации, классификации собранного фактического материала.

Риторика, по глубокому убеждению Аристотеля, это также искусство, также творчество, выросшее из диалектики бытия. Этим проблемам посвящен знаменитый аристотелевский трактат «Риторика», который композиционно состоит из трех книг.

Одним из известнейших ораторов древнего мира был ученик Платона и Сократа Демосфен (род. в 384 до н.э.). С детства он мечтал о славе оратора. Однако Демосфен не обладал природными данными для того, чтобы стать выдающимся оратором. Он был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, одно плечо его подергивалось. Несмотря на это, он принялся за самосовершенствование. Широко известны его упражнения, направленные на исправление своих недостатков. Он учился ясно произносить слова, набирая в рот камешки, гуляя по берегу моря, при шуме прибоя, заменявшем ему гомон людских собраний. Во время произнесения речей упражнялся в отработке выражений лица, позиций рук, туловища, стоя перед зеркалом. Спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он по привычке приподнимал плечо.

Изучая образцы красноречия, Демосфен на недели заточал себя в комнате; сбривал себе волосы на половине головы, чтобы избежать соблазна бросить все и уйти. Речи Демосфена называют «зеркалом характера». Он не был ритором в том смысле, что не изобретал цветистости выражения, словесных украшений. Он действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строгим развитием мысли, уместно и неопровержимо приводя примеры, доводы. Язык его стал величествен, но прост, серьезен и приятен, сжат, но вместе с тем изящен. Его успех держался не на эффектах, а на благородстве мысли, нравственности, высоком патриотизме.

Риторика Древнего Рима

Дальнейшее развитие теория и практика ораторского искусства получила в Древнем Риме. Выдающиеся сочинения по риторике были созданы древнеримским оратором Марком Туллием Цицероном (106—43 до н.э.). По его мнению, риторика представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Из трех разделов древней философии: учения о природе, учения о нравственности и учения о логике Цицерон считал наиболее полезными для оратора последние два – этику и логику. Знание логики помогает правильно построить содержание речи и способствует выяснению дела. Используя этику, оратор сознательно выбирает тот прием, который вызовет нужную реакцию у слушателей, пробудит в них сильное чувство.

Глубиной разработки теории ораторского искусства, знанием и мастерским владением им Цицерон в значительной мере обязан своей активной практической деятельности. Иногда он был склонен упрекать толпу в отсутствии вкуса, но вместе с тем был вынужден его учитывать: римская публика формировалась на культуре площадей, любила эффектные приемы, оратор должен знать много и быть артистом. Он соблюдал существующие правила с той точностью, какой этого требовали обстоятельства. Когда было нужно, он с легкостью пренебрегал ими, демонстрируя разумную гибкость, большую творческую свободу и искусность. Он утверждал, что «говорить стройно и складно, но без мыслей есть недостаток разума, а говорить с мыслями, но без порядка и меры слов есть недостаток красноречия». Кроме того, оратору необходимо: расположить к себе слушателей; изложить существо дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; придать блеск своим аргументам.

В сокровищницу ораторского искусства вошли такие разноплановые, но точные выражения и поучения Цицерона: «Статность речи» (построенной в форме тезисов), «Они научились говорить перед другими, но не сами с собой», «Оживить (согреть) речь юмором», «Красноречие заключается в искусстве говорить», «Пустое словопрение» и др.

Древнеримская риторика разрабатывала свои правила преимущественно на конкретном материале судебного красноречия, включающего речи обвинительные и защитительные. Во вступлении оратор стремился добиться понимания у публики и предварительного расположения судей; далее в повествовании он вел последовательный рассказ о предмете разбирательства в желательном для него освещении; выдвигал доказательства и опровергал доводы противника.

Наконец, в заключении, в самой эмоциональной части речи, оратор старался воздействовать на чувства слушателей и судей, вызвать их сострадание к участи подсудимого или, напротив, возмущение его действиями, взывал о вынесении справедливого приговора. Правила композиции никогда не являлись строгим каноном. Сущность речи сама подсказывала возможные отклонения. Не считая непреложным традиционный порядок следования частей ораторской речи, Цицерон отступал от него, если того требовали польза и здравый смысл. Ведь кроме ясности, правдоподобия, разнообразия ситуация требовала от речи еще живости и непосредственности. Сама простота стиля рассматривалась как признак высокого мастерства.

Цицерон исходит из трех основных назначений ораторского искусства: учить, услаждать и побуждать. Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое – его долг, второе – залог его популярности, третье – необходимое условие успеха.

Теорию риторики в Древнем Риме разрабатывал и Квинтилиан (около 35-95 гг. до н.э.). Известен его главный труд «Двенадцать книг риторических наставлений». Квинтилиан активно занимался обучением ораторскому искусству. Его школа в Риме стала первой государственной риторской школой. Сочинения Квинтилиана применялись как практическое руководство по риторике и в последующие эпохи.

Таким образом, античные теоретики заложили фундамент науки об ораторском искусстве, начали разрабатывать ее теорию, элементы которой используются вплоть до наших дней, и стали создавать методику обучения. Античная риторика почти без изменений была унаследована теориями словесности средних веков, Возрождения и нового времени.

Русская риторика IXX, XX века

Широкую известность в России получили многократно переизданные курсы риторики А.Ф. Мерзлякова (1809-1828), Н. . Кошанского (1829-1850), К. . Зеяенецкого (1846-1852) и др. Исследователи считают первую половину 19 века временем расцвета русской риторики.

Русская риторика конца 18 – начала 19 века имела традиционную трехчастную структуру – изобретение, расположение, выражение – и рассматривала классический набор предметов риторики: общие места, учение о страстях, периоды, тропы, фигуры и т.п.

Характерной особенностью русской риторики, отличавшей ее от всех других риторик, было деление ее на общую и частную. Общая риторика рассматривала общие законы речи, а частная описывала прозу, ее виды и разновидности. Эта традиция русской риторики шла от М.В. Ломоносова и продолжена выдающимися русскими филологами Я.В. Толмачевым, Н.Ф. Кошанским, М.М. Сперанским, К.П. Зеленецким и многими другими.

Во второй половине 19 века начинается постепенный упадок риторики как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). Центром внимания филологической мысли становится изучение художественной прозы и поэтических форм речи.

Новая учебная дисциплина взяла из риторики ряд понятий и даже целых разделов, например, учение о композиции, о стилях речи, о фигурах стиля. Но традиционная трехчастная схема риторики нарушается. Многие вопросы, связанные с изложением изобретения, расположения и выражения, опускаются. Таким образом, как самостоятельная учебная дисциплина риторика ко второй половине 19 века оказалась утраченной.

Дальнейшее развитие курса теории словесности приводит к окончательному исчезновению из него правил риторики и самого термина риторика. Система правил искусства речи была окончательно заменена понятиями художественной стилистики, поэтики и эстетики. Задачей курса теории словесности в первой четверти 20 века становится формирование массового читателя художественной литературы. Теория словесности как курс, обучающий искусству речи, была разрушена, а затем и исключена из состава учебных дисциплин. Наследником теории словесности по существу становится стилистика, которая разрабатывала учение о видах языка и стиля. Наиболее крупными представителями этого направления филологической науки были С.Н. Обнорский, Л.П. Якубинский, В.В. Виноградов, П.А, Ларин, Л.В. Щерба и др.

После 1917 года делаются попытки возродить риторику как науку об ораторском искусстве, как учение о прозе. В 1918 году в Петрограде был создан «Институт живого слова». Выступая на открытии этого института, А.В. Луначарский говорил: Нужно вернуть человеку его живое слово. «Человек, который умеет говорить, то есть который умеет в максимальной степени передать свои переживания ближнему, убедить его, если нужно выдвинуть аргументы или рассеять его предрассудки и заблуждения, наконец, повлиять непосредственно на весь его организм путем возбуждения в нем соответственно чувств, этот человек обладает в полной мере речью».

В 1919 году ораторское искусство начали преподавать в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, а затем в созданном в Ленинграде Институте им. Володарского. В Московском университете и других вузах страны читался курс риторики.