Тем не менее, Джейн ни в коем случае не безнравственное существо. Для нее ее нравственность, для нее правильный поступок важнее ее личного счастья. Вернее, она не может быть счастлива, если ее счастье покоится на том, что она считает безнравственным. Роман выстроен так, чтобы отвести от Джейн любые упреки в ханжестве и лицемерии. Узнав, что ее воспитанница Адель – незаконная дочь Рочестера и французской танцовщицы, Джейн не отшатывается от нее в лицемерном моральном ужасе, но, наоборот, говорит, что будет ее больше любить бедную девочку. Она переступает границы условностей, когда Рочестер говорит, что ей придется уехать в Ирландию, и фактически объясняется ему в любви. Тем большую важность и ценность обретает ее решение уйти от Рочестера, когда она узнает, что он уже женат. Это не дань условностям – это требование внутреннего нравственного чувства самой Джейн. «Джейн Эйр» - это не роман о бесстыдной гувернантке, это роман о человеке с бесконечным чувством своего достоинства, с врожденным нравственным чувством, и роман о человеке, для которого нравственность – высшая ценность, выше, чем ее личное счастье, которое невозможно на основе того, что сам человек, не общество, считает безнравственным поступком. Неудивительно, что Джейн вознаграждается за свой стоицизм и обретает как раз то счастье, от которого она так бесповоротно, казалось бы, отказалось. В последнее время, правда, феминистская английская критика отходит от положительного отношения к Джейн Эйр, и символом положения женщины в мире становится сумасшедшая Берта Мейсон, запертая на чердаке Торфильд-холла.
В «Джейн Эйр» использованы многие традиции готического романа, например, готическое поместье. В романе фигурирует байронический герой (Рочестер), а также сумасшедшая женщина (Берта, его жена). Берта бросается на своего брата «подобно вампиру». Также присутствуют литературные аллюзии на Библию, английские сказки, «Путь Пилигрима», «Затеряный Рай», произведения Вальтера Скотта. Кроме того, Бронте в книге избегает некоторых штампов викторианского романа, например, не выведено примирение между Джейн и умирающей теткой (отправившей её в школу), и не показана "падшая женщина". Героиня и герой, в какой-то степени романтичны и сказочные. Эта книга, и в то же время настолько реальна и трагична, что оторваться от нее невозможно до последней страницы.
¹ К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. М., 1976. Т. 1,2.
Заключение
Итак, непродолжительное по своим временным рамкам творчество Шарлотты Бронте разнообразно: в нем просматривается линия, соединяющая романтическое искусство начала XIX века (Байрон, Шелли) с критическим реализмом 30-40- х гг. (Диккенс, Теккерей) и с художественными открытиями реализма на новом этапе его развития во второй половине XIX столетия (Дж. Элиот, Дж. Мередит).
Но, в конечном итоге, автор рисует проявление в человеке извечных общечеловеческих начал – добра и зла, страдания и ревности, заостряя внимание на углублении драматизма и психологизма. В целом, ощущается необычайно эмоциональный уровень восприятия романа, в котором соединено реалистическое изображение жизни и романтическая напряженность.
______________________________________
¹ Гурова И.Г. «Московский Дом книги» . Роман «Джейн Эйр». М., 2007 []
V Библиография:
1. Григорьева Е.В. Готический роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма. Ростов-на-Дону, 1988.
2.Ладыгин М.Б. Английский готический роман и проблемы предромантизма. М., 1978.
3. Зеленко Т.В. О понятии "готический" в английской культуре XVIII века // Вопросы филологии - № 7. - 1978. - С.202.
4. История зарубежной литературы XIX века, часть 2 под редакцией Н.П. Михальской, М. 1991
5. Клименко Е.И. Английская литература первой половины XIX века, Л., 1994
6. Сучков Б.Л. «Исторические судьбы реализма», М., 1992
7. Тугушева М. «Шарлотта Бронте: очерк жизни и творчества», М., 1989
8. Зарубежная литература XIX века, Романтизм. Хрестоматия историко-литературных материалов, М., 1999
9. Гурова И.Г. Роман «Джейн Эйр». Москва, 2007 г.
10. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.10, с.648
11. Зарубежная литература XIX века, Реализм. Хрестоматия историко-литературных материалов, М., 1999
12.Метьюрин Ч. Р. Мельмот Скиталец. М.: Наука, 1983 (Литературные памятники)
13. Чарльз Роберт Мэтьюрин. Мельмот Скиталец. М., 2001. - 424 с.
14. Н.А. Соловьева «История зарубежной литературы XIX века». М.,1991 [5-33]
15. Гливенко И. И., Романтизм и реализм в Англии, М., 1998
16. А. С. Дмитриева, Б. И. Колесникова, Н. Н. Новиковой. Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия. М., 1990.