1913г. – окончание Московского университета.
1913г. – в альманахе группы «Лирика», впервые опубликованы стихотворения Пастернака.
1914г. – первый сборник «Близнец в тучах», с предисловием Асеева.
Предреволюционные – участвует в футуристической группе «Центрифуга».
1917г. – издан второй сборник «Поверх барьеров».
1922г. – выходит сборник, принесший Пастернаку славу, - «Сестра моя – жизнь».
20-е годы – дружба с Маяковским, Асеевым, отчасти благодаря этому отношения с литературным объединением «ЛЕФ».
1916-1922г. – сборник «Темы и вариации».
1925-26г. – поэма «Девятьсот пятый год».
1929-27г. – поэма «Лейтенант Шмидт».
1925г. – первый сборник прозы «Детство Люверс».
1930г. – автобиографическая проза «Охранная грамота».
1932г. – выходит книга стихов «Второе рождение»
1934г. – выступление Пастернака на первом всесоюзном съезде советских писателей, после чего следует пора долгого напечатания Пастернака. Поэт занимается переводами – Шекспира, Гёте, Шиллера, Клейста, Рильке, Верлена.
1945г. – сборник «На ранних поездах».
Февраль 1946г. – первое упоминание о романе.
3 августа 1946г. – чтение Пастернаком на даче в Переделкино первой главы романа.
1954г. – напечатаны в журнале «Знамя» 10 стихотворений из романа «Доктор Живаго».
Конец 1955г. – внесены последние изменения в текст романа «Доктор Живаго».
1957г. – роман «Доктор Живаго» издан в Италии.
1957г. – создание автобиографической прозы «Люди и положения».
1956-1959г. – создание последнего сборника « Когда разгуляется».
23 октября 1958г. – решение Нобелевского комитета о присуждении Пастернаку Нобелевской премии;
отказ писателя от премии из-за травли в стране.
27 октября 1958г. – исключение Пастернака из Союза писателей СССР.
30 мая 1960г. – Пастернак умер.
1987г. – писатель посмертно восстановлен в Союзе писателей СССР.
1988г. – роман «Доктор Живаго» вышел в нашей стране впервые в журнале «Новый мир».
Введение
Век XIX искал в мире порядка, гармонии, и совершенства, даже в лице Лермонтова, затевавшего «личную тяжбу» с Богом, даже в лице Тютчева, носившего в элизиуме души день и ночь, глядящего на мир с высоты Бога. Постичь совершенство мира – какова задача! Веку ХХ кажется всё наоборот… Границы сдвинуты. Порядок… Кто его придумал? Разум съезжает с привычных, обкатанных рельс; захотелось перевернуть, переворошить всё вверх дном. Знания дают силы. Мы сильны. Где пределы наших сил? Кто имеет право назвать этот предел? И как ужасно попасть в эту волну. И как в неё не попасть, если рожден заново? И можно заново вылепить своё совершенство.…Как без него? Куда без него? Мир – прекрасен!
Пастернак волей своего слова соединяет хаотичный мир города, планеты, Вселенной. Мир хаотичен, потому что он развивается и одновременно разрушается. Поэзия Пастернака – соединяющая осколки. Она – потоки швов, не дающих льдинам расползаться. Его поэзия не течет, а летит рывками, как кровь из артерий, но за всем этим чувствуется ритм вселенной, её пульс. Чем ближе ты слышишь этот ритм, тем он четче, тем ты пьянее окружающим миром и собой. На тебя наставлена энергия мира, ты впитываешь её и преобразовываешь в энергию слова.
Пастернак – синтез ХIХ и ХХ веков. Его лесные пределы, очарованные чащи, спящие дали, сумрак ночи не монументальность Маяковского и не орудование массами. Это детали и детали. Дробь капелей, и сосулек худосочье не сравнится с гигантской колонной, с железом поездов. Подробный мир Пастернака – это и не хрупкость фетовского мира, где в «нежном дыхании травы и цветов» разливается запах роз, и в лазурной ночи слышится шепот о восторге свидания. Угасшее веселье Пушкина и чуждость всему Лермонтова отменяются пастернаковским ошалелым щелканьем птиц, бушующим, одуревшим оврагом, всплеском волны, взмахом крыла, беседой обо всем.
Цель моей работы состоит в том, чтобы рассмотреть особенности поздней лирики Пастернака, найти отличия между периодами творчества поэта, а также подробно описать стилистические и тематические аспекты его последнего цикла стихотворений «Когда разгуляется».
Краткий анализ стихотворения «Музыка»
Немногие читали стихи Пастернака, ведь его считают «трудным» поэтом. Однако я попробую проанализировать одно из поздних стихотворений поэта – «Музыка».
Мир Пастернака изначально музыкален; известно, что его первое призвание – музыка, ей он в детстве хотел посвятить жизнь, и, очевидно, если бы не свойственная Пастернаку категоричность в требовании абсолюта, некоторое высокомерие Скрябина по отношению к молодому музыканту, судьба поэта могла бы быть иной. 15 лет жизни, посвященные музыке, сочинительству, не только объективно предполагают музыкальность его дальнейшего творчества, но постоянно присутствуют и в стихах и прозе Пастернака. По его музыкальным темам в поэзии можно отдельной линией увидеть, проследить изменение его поэтических образов, представлений. Уже поэтому музыка – не самостоятельная тема творчества, она созвучна любви, страданию, она отмечает взлеты творчества, состояние вдохновения, музыка у Пастернака озвучивает шаги в культурном пространстве, времени.
«Музыка» - одно из тех стихотворений, которые вполне раскрываются только вдумчивому и знающему читателю. Конечно, просто взять и посмотреть, что значат слова «хорал» (музыкальная пьеса в форме религиозного многоголосного песнопения), «месса» (хоровое произведение на текст католического богослужения), «импровизация» (создание музыки в момент исполнения). Но нужно многое прочитать, быть знакомым с серьёзной музыкой, любить её,- одним словом, быть образованным человеком, чтобы понять последние строфы стихотворения. Только если вы знаете, что «Полёт валькирий» - это эпизод из музыкальной драмы Рихарда Вагнера, одного из величайших композиторов мира, вы поймете, о чём это: «опередивши мир на поколения четыре». Только если вы слышали музыку Вагнера, вы найдете её отзвук в двух строках: «По крышам городских квартир Грозой гремел полёт валькирий», где поэт не случайно собрал столько твердых «ГК», столько раскатистых «Р». Если вы знаете, что, вдохновленный чтением Данте, Чайковский написал симфоническую фантазию «Франческа да Римини» на тему эпизода из «Ада» - «Божественная комедия», вы сумеете уловить в слове адский не только значение «очень сильный», но и прямое значение этого прилагательного: «адский грохот и треск» - это «грохот и треск ада».
Удивительно построено это стихотворение. Сначала музыки нет – есть только рояль, неодушевленный предмет (и то, что его несут, тащат только подтверждает его «предметность, громоздкость»). Однако сравнения вызывают у нас ощущение какой – то таинственной силы, в нем заключенной: его несут «как колокол на колокольню» (сразу вспоминается Лермонтов «…как колокол на башне вечевой»); его тащат, как «с заповедями скрижаль», то есть как плиту из тех, на которых, по преданию, были записаны законы, данные людям Богом…Но вот рояль поднят наверх; и город, и его шум остались внизу («как под водой на дне легенд»). Кончились первые 3 строфы. В следующей строфе появляется музыкант. И хоть назван он просто и буднично: «жилец шестого этажа», это под его руками рояль зазвучит, оживет, перестанет быть мертвым предметом. Но обратите внимание на то, что пианист начинает играть не сразу. Игре предшествует мгновение молчания, созерцания, взгляда с высоты – на землю. Эти размышления о земле и власти музыки должны сделать понятным очень необычное сочетание: «заиграть собственную мысль» (его неожиданность подчеркнута тем, что идет после вполне обычного «заиграть пьесу»). Мысль, музыка обнимает, вмещает в себя все – жизнь духа и жизнь природы. Нара стает сила и мощь звуков. «Раскат импровизаций» - опять сочетание непривычное, но вызывающее в памяти другое, привычное – раскат грома. Все вбирает в себя музыка: звуки, краски, свет, тьму, весь мир и каждого человека. Посмотрите, как новый ряд однородных членов – вполне конкретных слов (ночь, пламя) – неожиданно кончается двумя существительными совсем другого ряда, совсем другого смысла: «жизнь улиц, участь одиночек».
Но человек, сидящий за роялем, не одинок. Об этом- последние три строфы. Они раздвигают границы времени и пространства. Шопен, Вагнер, Чайковский – огромен и бессмертен мир музыки.
«Музыка» - стихотворение, являющее собой совершенный пример той явности и простоты, к которой стремился Б. Пастернак. Звуки рояля – «раскат импровизации».
Для Пастернака способность к импровизации – необходимый признак музыканта, что, вероятно, объясняется и временем, когда у него складывались представления о творчестве, тогда – на музыке, чуть позже, в юности, в среде футуристов, на собраниях поэтического кружка, когда Пастернак, сидя за роялем, музыкальной импровизацией комментировал вновь входящего.
Идея стихотворения «Музыка» похожа на ту, что слышна в стихотворении «Импровизация» 1915 г. – мир в звуках, но теперь это ясные звуки, несущиеся над городом.
На мой взгляд, значение музыкальных образов не только в том, что мир звучит как музыка. Это признак дисгармонии или гармонии человеческой жизни, судьбы – с миром. Для Пастернака эта музыка – нечто вроде абсолютного критерия всеобщей слаженности. И тот, кто ощущает эту музыку жизни как свою или, исполняя её, импровизирует, выступает в роли сотворца.
Музыка для Пастернака ещё и неумолчный звук безостановочно идущего времени, как звук колокола – самый долгий музыкальный звук, недаром в стихотворении рояль сравнивается с колоколом:
Несли рояль два силача,
Как колокол на колокольню.
Стихотворный размер, при помощи которого написано стихотворение, я определила как 4-х стопный ямб с пиррихием на месте 2 и 3 стоп. Причем рифма точная, мужская-женская, перекрестная, что очень типично для «позднего» Пастернака.