Смекни!
smekni.com

Жуковский Василий Андреевич 2 (стр. 5 из 8)

Религиозная настроенность не покидает Жуковского никогда, но с особенной силой она проявляется в период его жизни за границей (с 1841). Поэзия его все более и более проникается религиозными мотивами. В этот период он пишет богословские рассуждения «О внутренней христианской жизни», «О промысле», «О вере» и пр. Он даже мечтает о переводе Нового Завета на русский язык. Последние дни его жизни подробно описаны в воспоминаниях священника Базарова, его духовника. Когда о. Базаров приобщил Жуковского, то тот обратился к своим детям: «Дети мои, дети! Вот Бог был с нами! Он сам пришел к нам! Он в нас теперь»! Но перед своей смертью он позвал к себе младшую дочь и велел ей сказать матери: «пойди, скажи матери, я теперь нахожусь в ковчеге и выпускаю первого голубя — это моя вера; другой мой голубь — терпение». Последние слова Жуковского были обращены к жене: «теперь остается только материальная борьба, душа уже готова».

Иванова А.

+ + +

Жуковский Василий Андреевич (29.01[9.02].1783—12[24]. 04.1852), поэт, прозаик, переводчик. Автор гимна «Боже, Царя храни!», воспитатель наследника Российского престола вел. кн. Александра Николаевича. Родился в с. Мишенское Тульской губ. Побочный сын знатного тульского и калужского помещика А. И. Бунина от пленной турчанки Сальхи.

Обучался в тульском пансионе Христофора Роде и Главном народном училище (1790—94). По совету знаменитого тульского ученого и мемуариста А. Т. Болотова в 1797 определен в Московский университетский благородный пансион, где сближается с братьями Тургеневыми, братьями Кайсаровыми, А. Воейковым, Д. Блудовым, Д. Дашковым. Верность пансионному товариществу они сохранят на всю жизнь. Одно из самых ярких впечатлений юности — коронация имп. Александра I в Московском Кремле 15 сент. 1801. 18-летний Жуковский был дежурным — проверял пригласительные билеты на Кремлевскую площадь. Летом 1802, после неудачного дебюта на служебном поприще в Соляной конторе, в Мишенском переводит элегию «Сельское кладбище» Т. Грея, которую назовет впоследствии своим первым стихотворением. Дебют в литературе оказался более удачным: «Сельскую элегию» публикует карамзинский «Вестник Европы». Там же, в Мишенском, пробует свои силы на педагогическом поприще — в качестве домашнего учителя дочерей своей старшей сводной сестры Е. А. Протасовой — Маши и Саши. Так обозначатся 3 основные линии жизни и творчества Жуковского — государственная служба, поэзия и педагогика. И драма всей жизни тоже определится в Мишенском. Жуковский сам поражен зародившемуся чувству любви к ребенку, объясняя в дневниках, что видит Машу Протасову «не таковою, какова она есть, а таковою, какова она будет». Выпускает 6 томов перевода «Дон Кихота», пишет элегию «Вечер», множество др. стихов, принесших ему известность в литературных кругах.

Но после публикации в 1805 оды «Песнь барда над гробом славян-победителей» он заставил говорить о себе всех. Жуковский затронул патриотические чувства. «Песнь барда» появилась после Аустерлица, как «Певец во стане русских воинов» — после Бородино.

В 1808 один из ведущих российских журналов, основанный Н. М. Карамзиным, вышел под новой редакцией. На титульном листе значилось: «Вестник Европы, издаваемый Василием Жуковским». Жуковский заявлял в программной статье: «Ожидаю великую пользу от хорошего журнала в России! Хороший журнал действует вдруг и на многих; одним ударом приводит тысячи голов в движение». Жуковский — не только редактор, но, по сути, основной автор журнала. Среди десятков его переводов, критических заметок, стихов — повесть «Марьина роща», баллада «Людмила». В основе баллады не перевод, а, как скажет позднее А. С. Пушкин, перевыражение баллады «Ленора» немецкого поэта-романтика Бюргера («поэзии ужасов» своего времени). Свое переводческое кредо Жуковский выразил в словах: «Излишнюю верность почитаю излишнею неверностью».

Перед Отечественной войной Жуковский работает над переводом «Слова о полку Игореве», разрабатывает план исторической поэмы о временах кн. Владимира. Он всецело поглощен идеей труда как исцеления от всех недугов. Записывает: «Работа — средство к счастию, она же и счастие». В эти же предвоенные годы его посетил гений стихотворства. В первые дни войны Жуковский заканчивает балладу «Светлана» и «Послание к Плещееву».

29-летний Жуковский одним из первых вступил в московское ополчение. 7 авг. Маша Протасова запишет в дневнике: «Получено письмо от Жуковского, он прошел пешком 28 верст, идет к Можайску. Сохрани его Господь». В эти же дни Карамзин сообщал поэту И. И. Дмитриеву: «Я благословил Жуковского на брань: он вчера выступил отсюда навстречу неприятелю». Жуковский оставил одно из самых ярких описаний ночи перед Бородинским сражением: «…Наконец, армия заснула вся с мыслью, что на другой день быть великому бою. И тишина, которая тогда воцарилась повсюду, неизобразима; в этом всеобщем молчании и в этом глубоком темном небе, полном звезд и мирно распростертом над двумя армиями, где столь многие обречены были на другой день погибнуть, было что-то роковое и несказанное. И с первым просветом дня грянула русская пушка, которая вдруг пробудила повсеместное сражение». Во время войны Жуковский работал в походной газете А. Кайсарова, писал воззвания. Участвовал в сражениях под с. Красным, откликом на которое стало стихотворение «Вождю победителей», посвященное М. И. Кутузову. В к. 1812 Жуковский получает чин штабс-капитана и награду за Бородино и Красное — боевой орден св. Анны 2-й степени. Все это же время пишет поэму «Певец во стане русских воинов», которая вышла в к. 1812 — н. 1813 сразу тремя изданиями, прославив имя Жуковского по всей России. И. Лажечников записывает в «Походных записках»: «Часто в обществе военном читаем и разбираем “Певца во стане русских”, новейшее произведение г. Жуковского. Почти все наши выучили уже сию пиесу наизусть. Какая поэзия! Какой неизъяснимый дар увлекать за собой душу воинов!.. Довольно сказать, что “Певец во стане русских” сделал эпоху в русской словесности и — в сердцах воинов!» В том же 1812 Д. Бортнянский создал на основе «Певца…» патриотическую песнь для хора, ее исполняли в виде застольной песни с хоровым припевом.