Таким образом, ознакомившись с трудами некоторых литературоведов-пушкинистов и опираясь на проделанную исследовательскую работу, мы можем сделать вывод, что, несмотря на определение Б. С. Мейлахом мотива в литературном произведении как «дополнительной, второстепенной темы произведения в сочетании с основной темой образующей единое сложное художественное целое», мотив преображения в творчестве поэта выходит на первый план.
У Пушкина преображение значит обретение истинных ценностей, очищение духовной сферы, обострение чувственного восприятия мира. В рассмотренных нами стихотворениях, относящихся к философской лирике поэта, мы видим, что преображение происходит главным образом за счет веры, перенесенных героем мук, томлений и страданий, за счет покаяния и умиления. Этот мотив также присутствует и в любовной лирике, однако здесь любовь и красота выступают в роли главных преображающих сил.
Рассмотрение мотивов в творчестве поэта необходимо, так как это позволяет воссоздать целостность художественного образа в произведении. А мотив преображения является одним из центральных в лирике А. С. Пушкина, довлеющим над всем творчеством поэта. Об этом в своей работе «Этюды о Пушкине» пишет С. Л. Франк: «Поэтический дух Пушкина всецело состоит под знаком религиозного начала преображения, и притом в типично русской его форме, сочетающей религиозное просвещение с простотой, трезвостью, смиренным и любовным благоволением ко всему живому как творению и образу Божию.»
Список используемой литературы
1. С. Л. Франк «Этюды о Пушкине»
М: Согласие, 1999, 177с
2. М. И. Цветаева «Мой Пушкин»
М: Сов. Писатель, 1981, 223с
3. Л. М. Аринштейн «Преображение Дон Жуана»
М: Academia, 2004, 194с
4. Б. П. Городецкий «Лирика Пушкина»
Л: Просвещение, 1970, 184с
5. Г. П. Макогоненко «О Пушкине»
М: Худ. Лит., 638с
6. С. А. Фомичев «Поэзия Пушкина»
Л: Наука, 302с
7. Б. С. Мейлах «Сквозь магический кристалл»
М: Высш. Школа, 1990, 398с
8. «Пушкин в русской философской критике»
М: Книга, 1990, 527с
9. В. Д. Сквозников «Лирика Пушкина»
М: Худ. лит., 1975, 87с
10. Н. С. Степанов «Лирика А. С. Пушкина. Очерки и этюды»
М: Худ. лит., 1974, 368с
[1] Пушкин А.С. Сочинения. Т.1, с. 212
[2] Пушкин А.С. Сочинения. Т.1, с. 212
[3] Пушкин А.С. Сочинения. Т.1, с. 212
[4] Толковый словарь В. Даля, с. 471
[5] Пушкин А.С. Сочинения. Т.1, с. 212
[6] Пушкин А.С. Сочинения. Т.2, с. 105
[7] Пушкин А.С. Сочинения. Т.2, с. 105
[8] Пушкин А.С. Сочинения. Т.2, с. 105
[9] Пушкин А.С. Сочинения. Т.2, с. 105
[10] Пушкин А.С. Сочинения. Т.2, с. 105
[11] Пушкин А.С. Сочинения. Т.2, с. 139
[12] Пушкин А.С. Сочинения. Т.2, с. 139
[13] Пушкин А.С. Сочинения. Т.2, с. 139
[14] Пушкин А.С. Сочинения. Т.2, с. 218
[15] С. Л. Франк. Этюды о Пушкине. Религиозность Пушкина. М., 1999, с.32
[16] Н.А. Степанов. Лирика Пушкина. М.,1959, с.347-363
[17] Толковый словарь В. Даля, с.541
[18] Толковый словарь В. Даля, с.586
[19] Пушкин А.С. Сочинения. Т.2, с. 82
[20] Толковый словарь В. Даля, с.130
[21] Толковый словарь В. Даля, с.433
[22] С. Л. Франк. Этюды о Пушкине. Религиозность Пушкина. М., 1999, с.9