Смекни!
smekni.com

Художественные особенности.бОбщечеловеческий смысл комедии Горе от ума (стр. 1 из 7)

Перед тем как приступить к выполнению работы, я ставила перед собой цель поглубже познакомиться с содержанием комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Комедия А.С. Грибоедова – это новаторское и оригинальное произведение. После первого знакомства с текстом мне показалось, что я где-то уже слышала такие выражения: “Свежо предание, а верится с трудом; Служить бы рад прислуживаться тошно; Блажен кто верует, тепло ему на свете; Дома новы, а предрассудки стары; Чтобы иметь детей, кому ума не доставало”.

Чем больше я знакомилась с содержанием текста и критическими статьями В.Г. Белинского, И.А. Гончарова, В. Орлова, я поняла, что комедия эта бессмертна. Она всегда будет современна, сколько бы поколений не сменилось. При жизни Грибоедова пьеса не была напечатана, но передовые люди российского общества зачитывались ею, знали её наизусть. Я думаю, поэтому многие фразы из комедии стали крылатыми выражениями, пословицами и поговорками.

Разговорный стих, сатиры, эпиграммы никогда не умрут, как не умрёт “рассыпанный в них острый и едкий живой русский ум”. Впервые в русской драматургии с необычайной полнотой воплотилось богатство русского языка: образность, смелость, гибкость и музыкальность. Именно поэтому текст хорошо запоминается.

Комедия была актуальной и злободневной и в год её написания, такой же она остаётся и в наши дни. Такие пороки общества как невежества, чинопочитание, угодничество перед вышестоящими, преклонение перед иностранным обличает положительный герой Чацкий. Этот герой мне особенно близок. Он остроумен, образован, правдив, смел и честен.

Кроме новаторства в содержании комедии автор вносит определённые новшества в построение пьесы. “Горе от ума” сочетает в себе черты романтизма, классицизма и реализма. Комедия построена на смешении комических и трагических элементов.

От первого появления Чацкого на сцене и до последних его слов: “Карету, мне, карету!” – это, по моему мнению, умная, изящная и страстная комедия.

Гениальный художник, один из лучших основоположников русского реализма, автор замечательнейшего произведений русской драматургии – бессмертный комедии «Горе от ума», А.С. Грибоедов близок к нам как передовой деятель и мыслитель своего времени, оказавший глубокое и плодотворное влияние национальной русской культуры.

Комедия «Горе от ума» сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружила их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры.

Свою нравственно-воспитательную силу комедия не утратила и в наше время. Я, как и моя семья, восхищаемся художественным совершенством комедии, блеском грибоедовского языка, поразительно ярким изображением быта и нравов. Всей совокупностью своих тем, идей и образом комедии была направлена против мракобесья, умственного застоя духовного ничтожества косного и своекорыстного общества, против фамусовского мира, где действуют “знатные негодяи” подхалимы, мошенники и плуты, доносчики и “зловещие старухи”, глашатаем которых выступает Чацкий. С громадным темпераментом Грибоедов сорвал маску внешнего благолепия с отвратительного истинного облика этого пошлого мира, где меняли людей на собак, грабительством добывали почести и богатство, “разливались в пирах и мотовстве”, а ученье считали “чумой”.

Пушкин, прочитав «Горе от ума», написал А.А. Бестужеву: “В комедии «Горе от ума» кто умное действующие лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведшие несколько времени с очень умным человеком и напитавшийся его мыслями (Грибоедова), острыми и сатирическими замечаниями”. Действительно, в комедии Грибоедова есть незримое и в тоже время главное действующее лицо – сам автор.

Поэтому, для того чтобы шире раскрыть исторический смысл комедии «Горе от ума», нужно рассматривать её как в связи с личностью и характером Грибоедова, так и в свете русской действительности начала XIX века, в условиях которой сложилось общественное и художественное мировоззрение писателя.

Александр Сергеевич Грибоедов родился 4 января 1794 году в Москве в старинной и обеспеченной дворянской семье. Отец его, отставной секундант-майор, он умер в 1815 году. Домом управляла мать Грибоедова – Наталья Фёдоровна, женщина крайне властная и резкая в обхождении. Она крепко любила сына, и сын платил ей такой же любовью; однако её тяжёлый характер нередко порождал между ними споры. Со слов сестры Грибоедова известно, что Наталья Фёдоровна “никогда не понимала глубокого, сосредоточенного характера Александра и всегда желала для него блеска и внешности”. Сам Грибоедов в 1818 году с огорчением писал приятелю: “За ужином матушка с презрением говорила о моих стихотворных занятиях”.

Грибоедов получил прекрасное домашнее воспитание и очень рано проявил замечательные способности. В возрасте семи-восьми лет он был зачислен в Московский университет пансион – одно из лучших в ту пору средних учебных заведений. В пансионе Грибоедов учился около трёх лет и в январе 1806 года поступил в Московский университет на словесное отделение филологического факультета. В начале XIX века среди слушателей университета часто встречались молодые люди, подростки, но одиннадцатилетний студент Грибоедов даже в те времена был редким исключением. Известно, что Грибоедов “учился страстно”. Летом 1808 года он уже получил степень кандидата словесных наук, но не оставил университета, перешёл на этико-политическое отделение, которое и окончил в два года со степенью кандидата прав. Он в совершенстве овладел основными иностранными языками, знал древние языки, много читал по самым различным вопросам. За шесть с половиной лет он прошёл курс трёх факультетов и в 1812 году готовился к экзаменам на получение учёной степени доктора наук.

В 1814 году он впервые выступил в печати с небольшими статьями. Одна из них была посвящена описанию офицерского праздника; в другой рассказывалось о формировании кавалерийских резервов для действующей армии. Тогда же Грибоедов начал писать для театра. По совету А.А. Шаховского он перевёл с французского одну весёлую комедию в стихах. Впрочем, он не переводил, сколько переделывал французский текст. Переработанная комедия получила название “Молодые супруги”, в сентябре 1815 года была представлена на петербургской сцене.

В 1816-1817 годах в Петербурге образовался литературно-театральный кружок, душой и сердцем которого был Грибоедов. Участники этого кружка выдвигали на первый план задачу создания народного, самобытного национального искусства, насыщенного богатыми общественно-значимым идейным содержанием. Они боролись за освобождение русской литературы от западноевропейских влияний, за утверждение самобытного строя, за верность изображения действительности. Литературу, искусство вообще они рассматривали как могущественное средство общественно-политического и нравственного воспитания в духе передовых идей века.

В конце 1817 года произошло событие, сыгравшее в жизни Грибоедова немаловажную роль. Из за балерины А.И. Истомины между приятелями Грибоедова – Шереметьевом и Завадовским разгорелась ссора. Грибоедов вмешался в ссору, взяв сторону Завадовского. Взбешённый Шереметев вызвал на дуэль Завадовского, а его приятель Якубович вызвал Грибоедова, как участника “интриги”. Дуэль состоялась 12 ноября 1817 года. Шереметев был смертельно ранен и на другой день скончался. Дуэль между Грибоедовым и Якубовичем не состоялась, так как его арестовали и выслали на Кавказ. Этот поединок произвёл на Грибоедова очень тяжёлое впечатление.

А.С. Грибоедов вошёл в литературу в 1815-1817 годы. В истории России это были знаменательные годы. Победа русского народа в отечественной войне 1812 года показала всему миру его могучую силу и волю к свободе и независимости.

Поднявшаяся на вершину славы, освободившая Европу от тирании Наполеона, Россия осталась страной, где господствовали деспотизм и произвол. Крепостное право сковывало творческие силы русского народа, препятствовало дальнейшему экономическому и культурному развитию России.

Лучшие люди страны, проникнутые благородны чувством тревоги за судьбу Родины и русского народа, вступила на путь революционной борьбы. В России образовалась целая сеть тайных обществ, из которых вышли бедующие декабристы.

А.С. Грибоедов был участником и современником двух великих исторических Событий в России – отечественная война 1812 года и революционного движения декабристов, которые сыграли огромную роль в его идейно-творческом развитии.

Содержание пьесы, закрепившееся в четырех авторизованных ее текстах, сам Грибоедов считал только частичным выполнением изначального замысла. Сохранился черновой отрывок по поводу «Горя от ума», набросанный поэтом после того, как завершились все работы над текстом комедии. «Первое начертание этой сценической поэмы, — читаем мы здесь, — как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его. Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить мое создание, сколько можно было. Такова судьба всякому, кто пишет для сцены...» 7. Но это были именно замыслы, т. е. акты сознания, а не творчества. Ни в одной из сохранившихся редакций комедии, даже в самой ранней, Музейной (что особенно показательно), мы не встречаем и намека на то «высшее значение», которое Грибоедов хотел придать содержанию своей пьесы и на которое, по-видимому, намекает первоначальное название: «Горе уму». С начала до конца пьеса была и осталась бытовой и сатирической, но отнюдь не философской комедией. Вся идейность пьесы вращается в круге социально-политическом и психологическом, хотя она и не имеет того политического пафоса и политических заданий, какие могли бы придать ей значение настоящего политического памфлета. Зато в этом круге материал очень богат и дает произведению такую содержательность, какой не имеет ни одна современная русская комедия. В «Горе от ума» заявлены смелые по-тогдашнему суждения о крепостном праве, о русском барстве, о екатерининских вельможах и придворных нравах, о бюрократии, о скалозубовщине, о реакционной политике и поверхностном радикализме, о национальном достоинстве и внешнем западничестве, о новых людях и вражде к ним косного общества. Многое из идейного состава «Горя от ума» было настолько правдиво, смело, ярко, глубоко, что быстро было воспринято русской общественной мыслью в ее постоянный обиход. Это обстоятельство красноречиво говорит об идейном богатстве и общественной значимости пьесы. Политическая содержательность «Горя от ума» значительнее, чем, например, «Ревизора», и несравненно богаче, чем во всей драматической поэзии грибоедовских времен. Только сатира Салтыкова может равняться в этом с «Горем от ума». Но Салтыков писал гораздо позже, в более свободных условиях, и пользовался более удобной формой не стихотворной комедии, а эпической прозы.