Смекни!
smekni.com

Формирование государственных основ Российской Федерации (стр. 2 из 11)

Подобную этатистскую трактовку понятия «правовое государство» разделяют и некоторые современные теоретики. Они считают, что государство, в котором есть законы (а это признак государства), уже является правовым, и не разделяют тезис о необходимости «формирования» правового государства.

К вопросам теории правового государства обращались крупнейшие русские юристы, в том числе Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Г.Ф. Шершеневич. Специальные исследования посвятили этой теме А.С. Алексеев, В.М. Гессен, С.А. Котляревский и другие отечественные государство- и правоведы.

Особую роль в определении значения права в жизни общества, повлиявшего на исследователей правового государства в России, имели работы С.А. Муромцева «Определение и основное разделение права» и «Что такое догма права?». В этих трудах была последовательно изложена стройная социально-научная теория права, ставшая основой общепризнанной концепции российского либерализма конца XIX – начала XX в.

Сторонником теории С.А. Муромцева одним из первых выступил профессор Киевского университета Б.А. Кистяковский. Взяв за основу социально-научную теорию, он определил правовое государство как «правовую организацию народа». Соглашаясь с близостью понятий «правовое» и «конституционное» государство, Б.А. Кистяковский уточнял, что «правовое государство есть вполне и последовательно развитое конституционное государство»[6].Основными предпосылками правового государства Б.А. Кистяковский считал неотъемлемые права и свободы человека.

Оппонентами концепции Б.А. Кистяковского выступали сторонники естественного права, например, С.А. Котляровский, который отмечал, что правовое государство «выражает только известный уклон, устремление, запечатлевшееся в государственном строении и деятельности. Правовое государство относится к миру идей, но идей, неизменно осуществляющихся и преобразующих факты»[7]. В этом смысле нельзя поставить знак равенства между ним и государством конституционным. Правовое государство осуществимо только через конституционный строй.

Определенное внимание в плане развития идей правового государства в данный период отечественными авторами уделялось вопросам законности и качества права.

Государственная власть, писал, например, в связи с этим И. Михайловский, имеет право, а нередко и обязана применять силу для воздействия на нарушителей правопорядка. Это применение права может принимать «самые резкие формы». При этом, пояснял автор, предпринимаемые меры «ни на волос не должны выходить из границ строгой законности», должны быть «обставлены всеми надлежащими гарантиями» и, наконец, «должны применяться для охраны юридических норм в настоящем, высоком смысле этого слова»[8].

Свои позиции в понимании правового государства отстаивали и другие представители естественного права – П.И. Новгородцев, И.А. Ильин и др. Однако диаметрально противоположной точки зрения придерживались сторонники марксистской школы. Они считали правом возведенную в закон государственную волю. Право – это установление официальной власти, а отличительный признак права – его принудительность, благодаря которой нечто неправовое впервые становится правовым. Таким образом, в соответствии с марксистско-ленинской теорией, государство – первично, а право – вторично.

При этом правовым считалось только социалистическое государство. Более того, подчеркивает М.Н. Марченко, в 1960-1980-е гг. в нашей стране проводились дискуссии о соотношении права и закона, где подвергался сомнению издавна сложившийся тезис о том, что право и закон есть идентичные явления и понятия[9].

Значительный шаг в развитии идей правового государства в России был сделан за период с 1985 г. по настоящее время. Именно в это время были расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных, не всегда приятных для властей тем. В принятой Конституции Российской Федерации 1993 г. были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, верховенства закона, разделения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей и др. Наконец, нельзя не упомянуть о том, что в Конституции РФ 1993 г. впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому Российское государство представляется не иначе как социальное, правовое государство.

Итак, учитывая очевидную взаимосвязь трактовок правового государства с правопониманием, можно констатировать, что основные линии исторической эволюции правопонимания закладывали основы соответствующего понимания правового государства.

§2. Понятие правового государства

В современных условиях возникли новые трактовки понятия «правовое государство». С одной стороны, большое значение приобретает государственное регулирование экономической и социальной жизни общества, государство становится все более социальным; а с другой – появление такого феномена, как «политическая система общества», свидетельствует о том, что государство утратило свое монопольное положение как единственный инструмент политики.

Поэтому некоторые современные исследователи придерживаются мнения, что сама идея разделения социальной системы на правовое государство и гражданское общество применима лишь к ранней стадии развития капитализма и в наше время вообще не актуальна. А правовому государству в его классической либеральной трактовке противопоставляется концепция «социального государства».

Раскроем значение понятия «правовое государство» через характеристику его общих и специфических признаков.

Характеризуя правовое государство, следует учитывать, что, несмотря на специфические особенности, оно оставалось и остается государством. Это значит, что, во-первых, государство не отождествляется с обществом или системой других общественно-политических организаций и не растворяется в них. Во-вторых, правовое государство, помимо своих собственных специфических признаков и черт обладает, как и любое государство, общеродовыми признаками и чертами.

Правовое государство обладает публичной властью и располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Кроме того, правовое государство располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять всеми отраслями экономики, эффективно воздействовать на все общественные отношения. Обладая государственно-властными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые акты, но и обеспечивают их реализацию.

Правовое государство, так же как и все другие, обладает суверенитетом. Суверенность государственной власти правового государства заключается в её верховенстве по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и в построении отношений с другими государствами[10].

Названные черты являются общими как для правовых, так и для неправовых государств, поэтому в науке выделяются и специфические признаки правового государства. Чаще всего выделяют четыре основных признака правового государства: господство права во всех сферах жизни общества; незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность личности и государства; принцип разделения властей. Раскроем каждый из указанных признаков.

Господство, или верховенство, права предполагает: во-первых, правовую организацию государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона; во-вторых, правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона; в-третьих, связанность государства им же созданными законами, т.е. ограничение государственной власти посредством права; в-четвертых, верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов, поскольку именно Конституции закрепляют основополагающие устои конституционного строя страны.

Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчуждаемых государственной властью.

Взаимная ответственность государства и личности проявляется в том, что:

– государство гарантирует исполнение прав человека всеми юридическими и идеологическими средствами;

– личность располагает правом требовать от государства обеспечения реализации своих прав и обращаться за помощью для их защиты или восстановления;

– в случае несоблюдения прав или невыполнения обязанностей любой из сторон другая сторона имеет реальную возможность привлечь к ответственности нарушителя[11].

Правовой характер взаимоотношений личности и государства заключается в следующем:

– государство и личность должны выступать не противниками, а партнерами, имеющими взаимные права и обязанности, нести обоюдную юридическую ответственность;