Смекни!
smekni.com

Формирование государственных основ Российской Федерации (стр. 1 из 11)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В КОНСТИТУЦИИ РФ

§1. Возникновение идеи правового государства

§2. Понятие правового государства

§3. Правовое государство как принцип конституционного строя РФ

ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

§1. Основы федеративного устройства Российской Федерации

§2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации

§3. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

конституционный правовой государство федеративный

Идеи и ценности правовой государственности – идейной основы демократических преобразований, стали одним из главных ориентиров для процесса преодоления тоталитарного политического режима, исчерпавшего свои возможности.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, выполнила главную задачу – направить конституционное развитие российского государства по пути построения демократического федеративного правового государства. В то же время проявились недостатки, имеющиеся в отдельных положениях Конституции РФ, касающихся основ конституционного строя, федеративного устройства, органов государственной власти.

Согласно ст. 1 Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Аксиомой правового государства является тот факт, что формирование и существование правового государства в любой стране предполагает установление не только формального, но и реального господства правового закона во всех сферах жизни общества. Особую роль институт правового государства в этом аспекте играет в Федеративном государстве, каковым является Российская Федерация. Господство права, диктатуру правового закона может обеспечить только сильное, эффективное государство. Именно в этом направлении проводил свои реформы Президент РФ В.В. Путин.

Проведенные и проводимые в настоящее время реформы, затрагивающие конституционные основы Российской Федерации, вызвали всплеск публикаций монографий и журнальных статей, что вызвано противоречивостью и спорностью содержания ряда реформ. Таким образом, актуальность нашей работы определяется необходимостью теоретического анализа сложившейся в государстве ситуации на пути формирования правового федеративного государства с целью определения положительных и отрицательных тенденций и перспектив развития.

Объект исследования – конституционное право.

Предмет – государственные основы Российской Федерации.

Цель работы – исследовать компоненты конституционных основ Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью мы решали следующие задачи:

1. Изучить зарождение и развитие идеи правового государства.

2. Определить сущность понятия «правовое государство».

3. Охарактеризовать содержание принципа правового государства согласно Конституции РФ.

4. Рассмотреть основы федеративного устройства РФ.

5. Определить конституционно-правовой статус РФ.

6. Рассмотреть особенности конституционно-правового статуса субъектов Федерации, а также влияние федеральных реформ, проводимых с 2000 г., на изменение содержания их конституционного статуса.

Нормативно-правовой базой нашей работы послужила Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, иные нормативно-правовые акты.

В качестве литературы нами использовались учебные пособия, специальные исследования, статьи специализированной периодической печати.

Среди исследований выделим монографию А.Н. Соколова «Правовое государство: от идеи до ее материализации», в которой автор, опираясь на большой фактический материал о развитии правового государства в Германии в идее, теории и практики с конца XVIII в. и до наших дней, представляет развитие классического правового государства за 200 лет. Раскрываются проблемы, противоречия и перспективы формирования правового государства в России.

Работа И.А. Умновой «Конституционные основы современного российского федерализма» представляют для нашей работы интерес в связи с тем, что в издании рассматриваются основные вопросы становления, функционирования и совершенствования конституционных основ современного российского федерализма. Автор анализирует положения Конституции РФ и актуального во время издания работы федеральных и иных законов.

Современное состояние российского федерализма рассматривается в работе этого же автора «Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития».

Помимо этой работы анализ изменений в конституционно-правовом положении субъектов РФ содержится в работах Е.С. Аничкина «Российское конституционное законодательство: парадигмы современного развития», В. Иванова «Путинский федерализм», М.В. Столярова «Теория и практика федерализма», а также в статьях А.Н. Кокотова «Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации», А. Малчинова «Конституционно-правовые механизмы укрупнения субъектов Российской Федерации» и других работах.


ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В КОНСТИТУЦИИ РФ

§1. Возникновение идеи правового государства

Конституции ряда современных государств закрепили их характеристику в качестве правовых. Но идея правового государства не является порождением лишь нынешних обществ. Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкой или ограниченной приверженности господствующего класса принципам демократизма, свободы, господства права и закона прослеживается еще в рассуждениях передовых для своего времени мыслителей – философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и ряда других стран. Именно в этот период, указывает В.С. Нерсесянц, «начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей и согласованного взаимодействия права и власти»[1].

Аристотель, Ульпиан, Гай, Антифонт, Цицерон, Аврелий Августин, Калликла, Сократ, Шан Ян, Исократ и другие древние философы так или иначе подходили к идее правового государства. Как считали Аристотель и Цицерон, государство должно быть ограничено правом и тогда государство можно считать справедливым.

Взгляды древних философов явились важными элементами будущей доктрины правового государства и сыграли роль в многовековом движении теоретического правосознания к постижению тесных связей права и государства, однако теория правового государства как внутренне согласованная разветвленная система идей оформляется в новое время.

В период феодализма к идее справедливости к идее справедливости добавляется требование равенства. Эти исходные категории человеческого существования, как предполагалось, в целом позволили бы обеспечить права и свободы человека.

Важными предпосылками формирования доктрины правового государства стали концепции договорного происхождения государства, разделения властей и неотчуждаемых прав и свобод человека, отраженные в трудах Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Э. Роттердамского, А.Я. Каменского.

Главное в либеральной концепции правового государства – это приоритет прав и свобод личности, которые обеспечиваются с помощью права, и служебная роль государства, главная задача которого – охрана этих прав и свобод. В этой трактовке, восходящей еще к Дж. Локку, государство как бы противостоит гражданскому обществу, которое выступает оборотной стороной правового государства. Данная трактовка в наибольше степени соответствует эпохе свободной конкуренции и раннелиберального государства.

Как целостное интеллектуальное построение, учение о правовом государстве оформилось у И. Канта. И. Кант понимал государство (civitas) как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Он утверждал, что государство – это правовая организация, не что иное, как организационное и материальное выражение и средство обеспечения правил правомерного поведения, совокупность средств, институтов, обеспечивающих правовое регулирование. В природе государства ничего другого нет. Если появляется что-то ещё, то это – случайное. Природа государства – правовая[2]. Таким образом, И. Кант вплотную подошел к понятию правового государства.

Вообще выражение «правовое государство» (derRechtstaat) является специфическим, чисто немецким словообразованием. А.Н. Соколов обращает внимание на то, что «языки других наций не имеют подобного словосочетания, где бы так емко соединялись понятия права и государства. Вместе с тем, языки других наций, безусловно, включают этот институт… Тем не менее, нельзя сказать, чтобы эти словообразования в полном объеме являлись идентичными»[3].

Сам термин «правовое государство» впервые появился в первой трети XIX в. в трудах К.Т. Велькера, Р. фон Моля, Ф.Ю. Шталя и других. Так, например, в своей работе «Наука о полиции согласно принципам правового государства», опубликованной в 1832 г., Р. фон Моль признавал правовую государственность характерной для высшей стадии государственного развития, связывал ее с приоритетной защитой прав и свобод всех и каждого государством и наличием системы государственной организации, обеспечивающей достижение этой высшей цели. Моль понимал правовое государство «как новый тип конституционного государства, которое должно основываться на закреплении в конституции прав и свобод граждан, на обеспечении механизма судебной защиты индивида»[4].

В это время формируется иная, отличная от либерального понимания, трактовка взаимоотношений государства и общество, выраженная в концепции Г. Гегеля. Гегель выделяет правовое государство и гражданское общество – как две стороны одной медали, но позитивным организующим началом у него является правовое государство. Для Гегеля любое государство является правовым уже по определению, т.к. государство вообще – это реализация всего рационального, идеи разума, свободы и права, и в этом смысле оно противостоит гражданскому обществу. Поэтому государство стоит выше общества[5].