Осуждение декабризма в «14 декабря 1825» получилось столь двусмысленным, что внешне охранительное стихотворение, написанное на злобу дня, было опубликовано лишь спустя 56 лет после своего создания, через восемь лет после смерти его автора, когда движение дворянских революционеров—романтиков давно уже отошло в историю, а дворянская революционность оказалась исчерпанной.
Мне кажется, что в отличие от революционного движения поэзия Тютчева никогда не окажется исчерпанной, ведь каждый, читая его стихи, открывает для себя что—то свое. Г.К.Щенников в статье о Тютчеве сказал: «Поэзия Тютчева — наследие живое, служащее людям и в наши дни. Тютчев в особенности близок нашим современникам своей верой в безграничные возможности человека. Лирика Тютчева рождает напряжение чувств и мысли».
И завершить свой доклад мне хотелось бы высказыванием Ю.М.Лотмана, который удивительно точно определил отличие Ф.И.Тютчева от А.А.Фета, с которым его часто сравнивают: «Пользуясь кинематографическими терминами, фетовскую лирику можно уподобить остановленным кадрам или панорамной съемке, между тем как Тютчев любит монтаж точек зрения».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Горелов А.Е.
Три судьбы.—Л.:Советский писатель, 1980. — 625 с.
2. Тютчев Ф.И.
Собрание сочинений/Сост.предисловия Г.К.Щенникова.
— Свердловск: Средне—Уральское книжное
издательство, 1980. — 224 с., ил
3. Коровин В.И.
Русская поэзия XIX века.—М.:Знание, 1983.— 128 с.
4. Литература: Справочник школьника
/Сост. Н.Г.Быковой.—М.:Филологическое общество
«Слово», 1995.— 576 с.
5. Лотман Ю.М.
О поэтах и поэзии.—СПб.:«Искусство—СПб», 1996. —848
с.