Смекни!
smekni.com

Уроки по творчеству И.С. Тургенева (стр. 2 из 6)

- Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он слу­чайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем?

- Почему рассказ называется «Бежин Луг»?

(В сознании автора есть воспоминания о том, как он заблудил­ся, картины природы в разное время суток, образы мальчишек, судьба Павлуши - все это связано с Бежиным лугом как геогра­фическим местом происшедшего, так и цельным ощущением ав­тора от всех этих событий).

Домашнее задание

1. Найти в тексте рассказа «Бежин луг» картины природы, оп­ределить художественные приемы, с помощью которых Тур­генев рисует пейзаж.

2. Пересказать близко к тексту фрагмент рассказа, где дается описание природы.

3. Ответить на вопросы учебника №№4, 8-10 (стр. 234).

Урок 26. Урок-практикум «Природа и ее роль в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

Цель урока: показать взаимосвязь человека и природы в рас­сказе; определить роль пейзажа; совершенствовать навыки анали­за текста.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, пересказ, анализ текста.

Оборудование урока: репродукции картин В.Е. Маковского «Ночное», К.В.Лебедева «Бежин луг»; иллюстрации к рассказу.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Пересказ близко к тексту фрагмента рассказа, где дается опи­сание природы. П. Анализ текста

Задания:

— Дать названия описаниям пейзажей, встретившихся в рас­сказе.

|оурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

11анример:

1) «Прекрасный июльский день» (с. 212-213).

2) «Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча...» (с. 214-215).

3) У костра: «запах русской летней ночи» (с. 216-217).

4) «Торжественно и царственно стояла ночь» (с. 227).

5) «Недолги летние ночи!» (с. 231).

6) «Утро зачиналось» (с. 232).

7) «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, загово­рило» (с. 232).

- Определите, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы?

Это задание лучше разделить между учениками. Например, одна группа находит тропы в описании неба, солнца, облаков, ветра; дру­гая - в описании леса, растений; третья - в описании животных.

(Примеры тропов.

Эпитеты: «солнце... светлое и приветно лучезарное... мирно всплывает, свежо просияет»; «неприятная, неподвижная сырость», «пустынное поле»; небольшая ночная птица... пугливо нырнула в сторону»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «глу­хо отдавались шаги в застывающем воздухе»; «какой-то зверек сла­бо и жалобно пискнул»; «страшная бездна».

Сравнения: облака, «подобно островам, разбросанным по беско­нечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными ру­кавами ровной синевы, ...почти не трогаются с места»; они «так же лазурны, как небо»; «последние из них, черноватые и неопреде­ленные, как дым»; «ночь приближалась и росла, как грозовая туча»;

Метафоры: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливает­ся кротким румянцем»; солнце... мирно всплывает»; «хлынули иг­рающие лучи»; «трава... белела ровной скатертью»; «даже с выши­ны лилась темнота»;

Олицетворения: «заснувшие верхушки» леса; «звездочки... за­шевелились»; на дне лощины «торчало стоймя несколько больших, белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного сове­щания»; «стремительный, безостановочный бег земли»; «жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею».) - Как на протяжении рассказа писатель показывает связи меж­ду человеком и окружающей его природой? (Это задание тоже можно разделить по группам: группы анализируют раз­ные фрагменты рассказа.) (Герой рассказа вступает с природой в разнообразные отноше­ния. Их описание создает соответствующее настроение - то тре­вожное, томительное, то радостное, бодрое, ясное.

В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной и не­зависимой жизнью. Человек как будто смотрит на нее снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меня­ющимися картинами неба. Человек может лишь уповать на при-

Урок26. Урок-прктикум «Природа и ее роль в рассказе И.С. Тургенева...»

147

роду, как на высшую силу - он зависит от ее расположения: «По­добной погоды желает земледелец для уборки хлеба».

В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила): «Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб»; «летучие мыши уже носились,., таинственно кружась и дрожа»; «какая-то неторная дорожка»; «все кругом бы­стро темнело и утихало»; «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука»; «вдруг очутился над страшной бездной».

Человек чувствует себя частью природы. Ночь у костра: «Слад­ко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и све­жий запах - запах русской летней ночи»; Конец рассказа: «Жид­кий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею. Тело мое ответило ему легкой, веселой дрожью». «Всюду лучисты­ми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чис­тые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принес­лись звуки колокола...» Кстати, и церковь, и звук ее колоколов тоже вписаны в пейзаж, гармонируют с природой.

Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, при­рода, с одной стороны - их жизнь, даже праздник: «Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков». С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют дей­ствием потусторонних сил: в историях о домовом в рольне, о Гавриле и русалке, о Ермиле и барашке, о бучиле, о лешем, о водяном.

Самый отважный из мальчиков, Павлуша, не боится опаснос­тей, которыми полна природа: «Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка». В то же время Пав­луша полностью доверяется судьбе: «Своей судьбы не минуешь».)

III. Итог урока

Слово учителя:

«Бежин луг» — произведение о сложных связях человека и при­роды, у которой, по мысли Тургенева, есть не только «приветно-лучезарное», но и грозно-равнодушное лицо. В письме Беттине Арним в 1841 году Тургенев писал: «Природа - единое чудо и це­лый мир чудес: таким же должен быть каждый человек — таков он и есть... Чем была бы природа без нас, — чем были бы мы без при­роды? И то и другое немыслимо!., как бесконечно сладостна — и горька - и радостна и в то же время тяжела жизнь!..»

Домашнее задание

1. Прочитать стихотворения в прозе (по хрестоматии).

2. Прочитать рассказ «Бирюк» к уроку внеклассного чтения.

3. Составить цитатный план рассказа «Бирюк».

4. Ответить на вопросы и выполнить задания пособия «Чита­ем, думаем, спорим» («Поразмышляем над прочитанным...», стр. 119-121).

Поурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

Урок внеклассного чтения. И.С. Тургенев «Бирюк»

Цель урока: углубить понятие о русском национальном харак­тере, совершенствовать навыки характеристики героя, навыки выразительного чтения.

Методические приемы: объяснение учителя, сообщение учени­ка, выразительное чтение, повторение изученного, комментиро­ванное чтение, элементы анализа художественного текста.

Ход урока I. Проверка домашнего задания

Примерный цитатный план рассказа «Бирюк»:

1. «Гроза надвигалась...»

2. «Невесело войти ночью в мужицкую избу...»

3. «Редко мне случалось видеть такого молодца...»

4. «В лесу шалят...»

5. «Он держал под собою вора...»

6. «Отпусти... Ей-богу, с голодухи...»

7. «Убирайся к черту... Да смотри, в другой раз у меня!..»

П. Подготовка заданий в группах

Группам даются карточки с заданиями и вопросами (на подго­товку достаточно 8—10 минут). Первая группа. Пейзаж.

Подготовить чтение пейзажных зарисовок, прокомментировать их.

Проанализировать фрагмент, начинающийся словами «Гроза надвигалась...» с точки зрения художественных средств изображе­ния (выделить слова, которые передают состояние природы, крас­ки, звуки, запахи).

- Какие части речи преобладают в этом фрагменте? Какова их роль?

- Какую из пейзажных зарисовок можно считать ключевой для понимания образа главного героя?

- Какую роль играет образ-символ грозы?

- Как пейзаж связан с развитием действия рассказа?

- Какие чувства и как передает Тургенев в описании природы? Вторая группа. Интерьер.

Подготовить пересказ описания избы Бирюка.

- Какие слова в описании являются ключевыми?

- С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу?

- Какую роль играет описание интерьера избы?

- Как это описание помогает понять характер героя? Третья группа. Портрет.

- В чем особенности портрета Бирюка?

- Какие детали портрета героя вы считаете главными?