Кроме цветовой гаммы, создаваемой конкретными эпитетами (лиловая, серая), переданы и другие впечатления - слуховые, осязательные: длинные облака, сухой ручей, густые кусты орешника, душный жар, влажный холод.
Приемы аллитерации и ассонанса в описании леса и грозы позволяют читателю слышать, как «ракиты тревожно шевелились и лепетали», «капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям», «гроза разразилась».
Это описание природы сопоставимо с человеческим миром. Метафорические образы и олицетворения (гроза надвигалась, ра-
Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»
153
киты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя зашлепали по листьям) одушевляют лес.
Пейзажные зарисовки у Тургенева не только фон, на котором происходит действие, но и важнейшее средство характеристики персонажей рассказа. Они помогают раскрыть переживания героев, оттенить их настроения, чувства, выявить авторскую позицию. Здесь важно обратить внимание на детали, которые помогают максимально полно и точно определить воздействие грозы на самочувствие человека и его поведение.
IV. Анализ образа Бирюка
1. Общая характеристика героя, основанная на комментированном чтении описания избы, портрета и слова повествователя;
2. Анализ эпизода столкновения Бирюка и мужика. Каждый этап анализа образа-персонажа предваряется заданиями.
1). Найти в тексте и прочитать описание обстановки избы лесника, его портрет и авторскую характеристику героя. 2). Ответить на вопросы:
— При каких обстоятельствах рассказчик встречается с лесником?
— Какие черты характера раскрывают поведение Бирюка в грозовую ночь?
— Почему героя зовут Бирюком? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер?
— Каковы условия жизни Бирюка?
— В чем особенность портретной характеристики героя (на какие детали обращает внимание автор)?
— Каково отношение к Бирюку крепостных мужиков? Комментарии:
Бирюк появляется неожиданно «при блеске молнии», автор сразу отмечает его высокую фигуру и звучный голос. Поведение героя в эту ночь раскрывает ряд ведущих черт его характера: внутреннюю силу, спокойствие, сдержанность, контрастирующие с описанием грозы. «Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остановился. «Вот мы и дома, барин», - промолвил он спокойным голосом». Несмотря на то что первое появление Бирюка сопровождает некий романтический ореол: «Белая молния озарила лесника с головы до ног», — в описываемой далее жизни героя нет ничего романтичного, напротив, она обыденна и даже трагична. «Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: невесело войти ночью в мужицкую избу».
Описание обстановки избы, «закоптелой, низкой и пустой», говорит о бедности и убожестве. Но среди этого печального и безотрадного существования теплится жизнь двух маленьких детей героя, изображение которых усугубляет общую безрадостную картину и настраивает читателя на жалость по отношению к Бирюку.
Если в описании избы - социальная характеристика героя, то художественный портрет помогает выразить его индивидуальные черты: высокий рост, могучие мышцы, черная курчавая борода, суровое мужественное лицо, широкие брови и небольшие карие глаза. В восприятии читателя рассказ о леснике как о «грозе» мужиков связывается с картиной грозы.
Для создания характеристики героя автор использует высказывания о нем мужиков: «Вязанки хворосту не даст утащить», «нагрянет, как снег на голову», «силен ... и ловок как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». Автор подчеркивает, что лесник грозен и непреклонен не потому, что чужд своему брату-мужику, а просто Бирюк - человек долга и считает себя обязанным беречь ему доверенное. «Должность свою справляю ... даром господский хлеб есть не приходится». Безжалостный по долгу службы, он охраняет лес хозяина наподобие солдата. «Он, обладающий слухом достаточно тонким, чтобы услышать, как где-то в отдалении падает на папоротник береза, он бывает глух к самым отчаянным мольбам».
3). Найти в тексте и прочитать описание столкновения Бирюка с мужиком.
4). Ответить на вопросы:
- В чем причина конфликта мужика с Бирюком?
— На фоне каких пейзажных зарисовок разворачиваются события?
— Как меняются крестьянин и Бирюк в кульминационной сцене?
- Какие чувства вызывают у автора и у нас, читателей, образы лесника и мужика?
Комментарии:
Картина грозы подготавливает центральный эпизод рассказа: столкновение между Бирюком и пойманным им мужиком-вором. Сцена борьбы - сначала физической, потом моральной - не только выявляет взгляды, чувства, интересы, волю героев, но и углубляет психологически их образы. Автор подчеркивает, что физически мужик явно проигрывает Бирюку во время их схватки в лесу, однако в дальнейшем по силе характера, внутреннему достоинству они становятся равными друг другу.
Создавая образ мужика, Тургенев запечатлел черты нищего крестьянина, изможденного барщиной, полуголодным существованием: «При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза...». Но именно такой мужик от мольбы переходит к угрозам.
Тургенев при помощи ярких художественных деталей показывает, как меняется внешний облик и внутреннее состояние крестьянина. Сначала мужик молчит, затем «голосом глухим и разбитым», обращаясь к леснику по имени-отчеству «Фома Кузьмич», просит отпустить. Но когда чаша его терпения переполнилась,
Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»
155
мужик «внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска». Голос мужика стал свирепым, и речь стала иной: вместо обрывистых фраз - «Отпусти... приказчик... разорены, во как... отпусти!» — зазвучали ясные грозные слова: «А мне что? Все едино - пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби -один конец; что с голоду, что так — все едино. Пропадай всё: жена, дети — околевай всё.. А до тебя, погоди, доберемся!».
V. Слово учителя
Рассказ «Бирюк» — один из немногих рассказов «Записок охотника», в котором затронут вопрос о крестьянском протесте. Но из-за цензурных ограничений Тургенев не мог прямо изобразить протест крестьян, поэтому в рассказе он использует прием замещения. Олицетворением помещика является Бирюк, наделенный некоторой долей ненавистной для мужика власти. Образ Бирюка в кульминационной сцене психологически углубляется, он выступает перед нами как образ трагический: человек честный, суровый, жестокий, как собственная его судьба, он весь проникся принципом неуклонного служения долгу. При всей своей правоте он чувствует и правоту крестьянина, которого в барский лес привело нищенское существование: «Ей-богу, с голодухи... детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится». Бирюк отпускает крестьянина не из-за страха перед его угрозами: «Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!», — а из сочувствия ему. Бирюк не выдерживает того беспросветного отчаяния, которое охватывает мужика при мысли о дальнейшей судьбе.
— Почему вся эта сцена, чрезвычайно эмоциональная и напряженная, проходит как бы под аккомпанемент дождя? Зачитаем фрагменты эпизода.
(«Дождик начал опять накрапывать и скоро полил ручьями. С трудом добрались мы до избы»; «Дождик стучал по крыше и скользил по окнам; мы все молчали»; «Бедняк потупился... Дождик всё не переставал. Я ждал, что будет». В самом конце рассказа, когда Бирюк обращается к охотнику, вновь говорится о непогоде. «Да уж я лучше вас провожу, - прибавил он, — знать, дождика-то вам не переждать...». Так картины природы углубляют смысл рассказа, напоминают о том, что ненастье — ненастье в душе героев рассказа, всего русского народа — еще продолжается.)
- Как вы оцениваете поступок Бирюка? Почему он отпускает крестьянина именно так, грубовыталкивая?
(Одновременно и злится на него, и жалеет. Автор достоверно передает душевный конфликт Бирюка между долгом и чувством сострадания.) _
Домашнее задание
1. Подготовить пересказ «Бирюка» от лица одного из персонажей.
2. Решить кроссворд «И.С. Тургенев. «Бирюк» (пособие «Читаем, думаем, спорим», стр. 123-124).
рочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной
Информация для учителя
Критика о «Записках охотника»
«В «Записках охотника Тургенев постепенно довел до уровня высокого мастерства... косвенный психологизм. Он стремится к отбору таких деталей портрета, поведения героя и обстановки, которые как бы опредмечивают в себе определенные движения души; психологический анализ предстает в этом цикле Тургенева преимущественно как предметное, внешнее выражение отдельных процессов внутренней жизни - в мимике, жестикуляции, в портретной палитре (покраснел, побледнел и т.п.)»
«В пейзажах Тургенева многоцветье, переливы красок и света являются непосредственным выражением эстетического богатства природы и средством поэтизации ее. Тургеневские пейзажи в подавляющем большинстве представляют воплощение авторского, собственно тургеневского восприятия природы, либо восприятия его героев, которые в этом отношении ему близки и выступают в произведении как бы его представителями» (СЕ. Шаталов. «Проблемы поэтики Тургенева».)