Смекни!
smekni.com

Сопоставительная характеристика трех художников в Портрете.

Сопоставительная характеристика трех художников в "Портрете".

Автор: Гоголь Н.В.

«Портрет» – повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла в душе человека. В этом произведении мы встречаемся с тремя живописцами: это молодой Чартков, иконописец и его сын.

О Чарткове рассказано в первой части. Он предстает перед нами довольно талантливым, но бедным и ропочущим на свою судьбу. Молодой художник обижается на то, что модные живописцы рисуют несколько "картинок" и получают большие деньги, а он вынужден жить в бедности и безызвестности. И вдруг он попадает в небывалую ситуацию: он получает все, о чем мечтает через таинственный портрет. Он не сразу поддается искушению, а сначала решает купить манекенов и гравюр и серьезно заняться искусством. Но в нем заговорили 22 года и юность. Внутренний голос и желания художника противостоят его рассудку. Он бросается покупать ненужные вещи, тратит деньги на недоступные ранее удовольствия. Почему же деньги оказались сильнее таланта художника? Вот слова учителя Чарткова: "У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя что-нибудь одно заманит, оно что-нибудь полюбится - ты им занят... Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец... Рисунок у тебя не строг, линия не видна; ты уж гоняешься за модным освещением... Берегись, тебя уж начинает свет тянуть... Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится талант...". Слово "модный" встречается в его речи три раза и звучит как упрек. То есть у Чарткова есть талант и желание учиться, но другая часть его души жаждет мгновенного успеха и славы. И именно эта часть пересиливает первую. Поводом для этого стали дьявольские деньги, которые толкали Чарткова к славе, но за которые ему пришлось заплатить своим талантом. В итоге человек морально падает. В начале повести о Чарткове Гоголь сказал как о "молодом художнике с талантом", а в конце первой части этот художник покупал лучшие картины и, принеся их домой, с бешенством тигра кидался на них, рвал, разрывал, изрезал на кусочки и топтал их ногами.

Художник, отец рассказчика второй части совершил грех, написав портрет ростовщика. Он уходит в монастырь и становится отшельником. Здесь человек проходит путь не от таланта к гибели, а от совершения греха до восхождения к добру. Проведя долгие годы в молитвах и постах, он наконец берется за кисть и пишет рождество Иисуса. Недаром настоятель, пораженный «необыкновенной святостью фигур» в картине рождества Иисуса, говорит художнику: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоем». Иконописец дает наставление двадцатилетнему сыну, тоже художнику, который собирается в путешествие в Италию. Этот художник Б. такой же молодой как и Чартков, но как мы видим из описания его на аукционе, это был немодно одетый молодой человек, которому чужды все светские потрясения и которого не волновала мода. Он, получив от отца просьбу найти и уничтожить портрет, приходит на аукцион.

В повести судьбы трех художников объединяет портрет ростовщика, который в конце таинственным образом исчезает с аукциона.