Тактика допроса подозреваемых и обвиняемых. В тактике допроса подозреваемых и обвиняемых есть много общего, ибо и те и другие чаще всего допрашиваются в условиях, когда доказательств еще недостаточно или в их совокупности имеются пробелы. Задача их допроса заключается не в том, чтобы они обязательно сознались в совершении преступления (что, конечно, тоже важно), а в установлении с помощью их показаний достоверных фактов по делу (даже независимо от их пожелания помочь следствию). Однако есть и особенности допроса, обусловленные тем, что подозреваемые обычно допрашиваются на первоначальном этапе расследования, нередко «по горячим следам» преступления, а при задержании - фактически немедленно. Доказательств в этот момент бывает особенно мало, сведений о личности подозреваемого также бывает недостаточно, поэтому следователь не всегда в состоянии тщательно подготовиться к допросу. В то же время в данной ситуации и подозреваемый не имеет возможности тщательно продумать защитную версию, тактику противодействия следствию, оценить значение имеющихся у следователя доказательств. К тому же подозреваемый в данный момент часто находится в состоянии сильного эмоционального напряжения, способствующего применению психологического воздействия на него. Вместе с тем при первом допросе подозреваемые, особенно с участием защитника, часто отрицают свое участие в преступлении, используя по большей части надуманные аргументы, ссылки на придуманное алиби, т. е. возникает конфликтная ситуация. Поэтому правильный выбор тактических приемов и умелое их применение нередко приводят к получению правдивых показаний на первых же допросах подозреваемых. К числу таких приемов в конфликтной ситуации относятся уверенная манера допроса, использование рефлексивных рассуждений, дополненных продуманной системой предъявления имеющихся доказательств с подробным объяснением допрашиваемому значения каждого доказательства и улики. Особенно важно при этом показать, что может дать соответствующее экспертное исследование тех или иных вещественных доказательств.
Первоначальный допрос обвиняемого проводится в более подготовленной ситуации. Поскольку обвиняемый может признать себя виновным (полностью или частично) либо не признать себя таковым, допрос может проводиться в бесконфликтных, частично конфликтных и полностью конфликтных ситуациях. В большинстве случаев допросы обвиняемых проходят в конфликтных ситуациях с разной степенью соперничества и оказания противодействия следователю.
Обвиняемый на первом допросе может отказаться от дачи показаний. В соответствии со ст. 133 УПК ПМР в таких ситуациях повторный допрос может проводиться только по просьбе самого обвиняемого. В этих случаях с целью поддержания необходимого контактного общения следователя с обвиняемым целесообразно стараться продолжить указанный контакт в рамках других следственных действий с участием обвиняемого (при проверке показаний на месте, обыске, назначении и проведении судебной экспертизы и др.). И в рамках этих действий следует оказывать на него необходимое психологическое воздействие с целью преодоления его нежелания давать показания в рамках допроса.
При допросе обвиняемых в конфликтных ситуациях следователь может располагать разными объемами имеющихся у него доказательств. От этого и зависит выбор возможных тактических приемов в каждом конкретном случае. Достаточность доказательств еще не гарантирует автоматический успех допроса. Неумелое использование имеющихся доказательств может свести их значимость к минимуму. Поэтому при достаточности доказательств для изобличения обвиняемого не следует торопиться с предъявлением всей совокупности доказательств. Сильные доказательства целесообразно предъявлять порознь, а слабые - в совокупности, желательно предъявлять сначала доказательства, подтверждающие второстепенные моменты, а затем относящиеся к главным обстоятельствам и др. Если в доказательствах имеются пробелы, необходимо не дать возможности допрашиваемому догадаться об этом. Более того, важно создать у него преувеличенное представление об осведомленности следователя и объеме имеющихся против него доказательств и восполнить такие пробелы непосредственно в ходе допроса. Это достигается уверенной манерой допроса, предъявлением доказательств со значительным интервалом, показом своей осведомленности по отдельным моментам с демонстрацией хода событий в них, умелого использования оперативно-розыскной информации и др. Если же доказательств недостаточно, задачи следователя еще более сложны. Здесь помимо вышеуказанных приемов необходимо использовать различные проговорки и противоречия в свободном рассказе, применять приемы косвенного допроса (когда главный вопрос замаскирован, а отвлекающие внимание, наоборот, подчеркиваются), использовать психологические реагенты и др.
При допросе подозреваемых и обвиняемых важно помнить, что в соответствии со ст. 55 УПК ПМР их показания, полученные в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные ими в суде, считаются недопустимыми доказательствами. Поэтому при их допросе в подобной ситуации необходимо от них получить как можно больше данных, могущих получить подтверждение из других средств доказывания.
Особенности тактики очной ставки.
Очная ставка начинается с выяснения следующего: знакомы ли допрашиваемые друг с другом и каковы их взаимоотношения (родственники, друзья, сослуживцы, нет ли между ними вражды и т. д.). Уточнение этих сведений важно для оценки показаний участников очной ставки. Сама же очная ставка проводится в форме предоставления ее участникам поочередной возможности дать показания по интересующим следствие обстоятельствам, а затем постановки им вопросов, выслушивания ответов и их записи в протоколе.
Лица, между которыми проводится очная ставка, могут с разрешения следователя задавать вопросы друг другу.
Допрос на очной ставке целесообразно вести по отдельным эпизодам и фактам. Лишь после того, как оба участника будут допрошены по одному факту, следует переходить к исследованию другого. Если намечается провести очную ставку между соучастниками преступления, особенно важно четко определить круг фактов, по которым следует их допросить. В случаях, когда один из участников дал правдивые показания по некоторым фактам, а второй вообще отрицает предъявленное обвинение, целесообразно на очной ставке допросить их лишь по тем фактам, по которым первый дал правдивые показания, но в четко продуманной, неторопливой манере, с возможными отвлечениями. При названных условиях обвиняемый, отрицающий предъявление обвинения, будет лишен возможности определить, полностью или частично его соучастник раскрыл на допросах обстоятельства совершенного преступления. Более того, чаще всего у такого обвиняемого может сложиться представление о полном признании его соучастника, что может побудить и его дать правдивые показания, боясь, что соучастник свалит всю вину на него.
Не рекомендуется одного участника сразу допрашивать по всем фактам, а другому задавать вопрос: «Подтверждает ли он данные показания». Это помогает участнику, дающему ложные объяснения, лучше планировать свое поведение и продумать контраргументы.
Допрос на очной ставке может сопровождаться предъявлением доказательств, активизирующих память допрашиваемых. Если показания, на очной ставке расходятся с ранее данными на допросах, то прежние показания могут быть оглашены следователем. В ходе очной ставки необходимо внимательно наблюдать за допрашиваемыми и пресекать любые попытки сговора с их стороны.
Фиксация хода и результатов допроса и очной ставки
Основным средством фиксации хода и результатов допроса и очной ставки, как и других следственных действий, служит протокол. Запись показаний должна быть осуществлена в логической последовательности допроса (сначала содержание свободного рассказа, а затем вопросы следователя и ответы на них), от первого лица и по возможности дословно, но нужно избегать нецензурных и оскорбительных слов. Жаргонные выражения должны быть разъяснены в скобках. Литературная обработка, сильно искажающая особенности речи допрашиваемого, не допускается. Необходимо сохранить в основном стиль изложения допрашиваемого. В то же время индивидуальную форму изложения показаний нельзя доводить до логического абсурда и превращать их в формулировки типа «насильно не придумаешь».
В случае необходимости допрашиваемый в ходе допроса может сделать схемы, чертежи и другие графические изображения, поясняющие его показания. Эти обстоятельства отражаются в протоколе, а сами схемы и чертежи, удостоверенные допрашиваемым и следователем, прилагаются к протоколу.
По усмотрению следователя (а также по просьбе допрашиваемых) показания могут быть зафиксированы дополнительно к протоколу и посредством звукозаписи (видеозаписи). Данная фиксация целесообразна при допросе малолетних; малограмотных; обвиняемых по делам об особо тяжких преступлениях; лиц, могущих впоследствии отказаться от своих показаний; находящихся в опасном для жизни состоянии. В протоколе указывается факт применения названных технических средств и делается отметка об уведомлении участников допроса. Записи прилагаются к протоколу допроса. Вместе с тем рекомендуется составлять стенограмму, видео- и звукозаписи и прилагать их к протоколу.