Смекни!
smekni.com

Принципы и приемы анализа литературного произведения (стр. 64 из 64)

___________________

* Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М, 1955. Т. 7. С. 144.

Сохранить в себе юношескую свежесть восприятия, дополнив ее обогащающимся год от года опытом – сложная задача, решить которую, однако, необходимо. Это может осуществиться только в одном случае: если литературовед любит свой труд и предан своему предмету, стремясь дойти в этом нелегком мастерстве «до точки», до самой сути. Это – третье непременное качество личности литературоведа-мастера, как, впрочем, и любого другого мастера, о чем хорошо сказал П. Бажов в сказе «Живинка в деле». Поймать и не упустить эту живинку – значит соблюсти и еще одно условие плодотворной работы – непрерывное самосовершенствование, причем не только сугубо профессиональное, но и чисто человеческое.

Ну и наконец, литературовед должен неотступно следовать завету А.П. Скафтымова: «Нужно честно читать». Ни политические конъюнктуры, ни самые авторитетные мнения, ни что-либо иное не должно затмевать, застить главное – объективный смысл художественного текста и его объективные эстетические достоинства.

Личность, обладающая перечисленными качествами, способна уже не просто на добротный, но нередко и на блестящий анализ, на такое глубокое проникновение в художественное произведение, какое никогда не даст «голая» техника.

Так, может быть, эта техника и не нужна вовсе, а достаточно просто обладать уникально-восприимчивой, творческой личностью, чтобы заниматься литературой? Вывод, казалось бы, логичный, однако не все здесь так просто. Литературовед, работающий с художественным текстом «по наитию», надеясь только на незаурядность своей личности и пренебрегая техникой, рискует дать блестящее литературно-критическое произведение... не имеющее ничего общего с анализируемым художественным текстом. Литературоведческая работа превратится в таком случае в способ самовыражения личности, а главная задача – задача понимания чужого останется нерешенной. В этих и аналогичных случаях слишком часто возникает такой естественный и такой опасный соблазн показать во всем блеске самого себя; автор же произведения при этом неизбежно уходит в тень. О достоинствах и недостатках такого подхода к произведению много спорят; наша задача сейчас не ввязываться в эти споры, а лишь оговорить необходимость технической оснащенности для плодотворной работы с текстом и получения надежных результатов.

Таким образом, в литературоведческом труде равно важны обе стороны: и уверенное владение техникой, и богатство исследовательской личности. Только их сочетание гарантирует литературоведу успех и радостное сознание мастера, полностью овладевшего своим мастерством.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ АВТОРА............................................................................................................................................................................................................... 3

I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА

1. Художественное произведение и его свойства..................................................................................................... 3

2. Научное рассмотрение художественного произведения и его задачи........................................ 12

II

СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ЕЕ АНАЛИЗ

1. Содержание и форма литературного произведения......................................................................................... 16

2. Тематика произведения и ее анализ................................................................................................................................ 22

3. Анализ проблематики.................................................................................................................................................................... 27

4. Идейный мир........................................................................................................................................................................................... 38

5. Изображенный мир........................................................................................................................................................................... 49

6. Художественная речь................................................................................................................................................................... 72

7. Анализ композиции......................................................................................................................................................................... 84

III

ЦЕЛОСТНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Анализ и синтез в литературоведении........................................................................................................................ 107

2. Постижение смысла. Интерпретация.......................................................................................................................... 109

3. Познание формы. Стиль............................................................................................................................................................. 118

4. Целостное рассмотрение художественного произведения и проблема

выборочного анализа.......................................................................................................................................................................... 127

IV

ВИДЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

1. Анализ произведения в аспекте рода и жанра...................................................................................................... 138

2. Изучение контекста..................................................................................................................................................................... 152

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ............................................................................................................................................................................... 160

ТЕХНИКА АНАЛИЗА И ЛИЧНОСТЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДА............................................................................................................. 160

А. Б. Есин

ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА

ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Учебное пособие для студентов и преподавателей

филологических факультетов, учителей-словесников

Редактор Е. В. БЕЛОВА

Компьютерная верстка Е. В. ЛЕВИНА. А. Ш. ДЖИОЕВ

Подписано в печать 25.07.00. Формат 60х88/16. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 15,5. Уч. изд. л. 16,65. Тираж 3000 экз. Изд. № 349.

Зак.2329

ЛР № 064625 от 06.06.1996 г,

ООО «Флинта», 117342, Москва,

ул. Бутлерова, 17 Б, комн. 332.

Тел.334-82-65

Тел./факс: 336-03-11

ЛР № 020297 от 23.06.1997 г.

Издательство «Наука», 117864, Москва,

ул. Профсоюзная, д. 90.

Великолукская городская типография

Комитета по средствам массовой информации и связям

с общественностью администрации Псковской области,

182100, Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12

Тел./факс:(811-53)3-62-95

E-mail: VTL@MART.RU