- Привычная мизансцена! - воскликнула Евдокия Савельевна. - Все вместе, а она - в стороне.
Классная руководительница очень любила, чтобы все были вместе. И с ней во главе!.. Я был уверен, что в искусстве ей ближе всего хор и кордебалет.
В классе она прежде всего замечала незаметных и выделяла тех, кто ничем абсолютно не выделялся.
Характер у нее был вулканического происхождения. Говорила она громко, то восторгаясь, то возмущаясь, то изумляясь.
- Наша безумная Евдокия! - сказала о ней Оля.
С тех пор у нас дома ее так и стали называть: "безумная Евдокия".
- Костя Белкин еще недавно не мог начертить прямую линию, а теперь у него по геометрии и черчению твердые тройки! - восклицала она на родительском собрании. - Учительница математики предполагает, что в будущем он может добиться четверки. Это радостное событие для нас всех.
- Люсю Катунину включили в редколлегию общешкольной стенной газеты. Она умеет писать заголовки. Это приятно для нас всех!
"Все", "со всеми", "для всех" - без этих слов не обходилось ни одно ее заявление. Она хвалила тех, кто смог наконец начертить прямую линию, и тех, кто умел писать заголовки. Но о нашей дочери, которая училась в художественной школе для особо одаренных детей, она вспоминала лишь в связи с тем, что Оленька в чем-то не приняла участия и куда-то не пришла "вместе со всеми".
Когда Оле было семь лет, у нее обнаружили искривление позвоночника. Мы повезли ее к Черному морю, в Евпаторию. Там к Оленьке впервые пришло признание. Весь пляж поражался ее умению лепить фигуры людей и зверей, рисовать на мокром песке пейзажи и лица. "Чем сегодня порадует ваша Оленька?" - спрашивали у нас с Надей.
Но "безумную Евдокию" Оленька никогда и ничем не радовала. Она ее огорчала. Хотя за девять лет, которые минули после нашей поездки в Евпаторию, дочь добилась больших успехов. Они-то и раздражали классную руководительницу. Про Оленьку нельзя было сказать, что она "как все". Но разве она в этом была виновата?
Кроме Оли, никто в 9-м "Б" не собирался стать скульптором или художником. Но Евдокия Савельевна уважала людей других профессий.
- Вася Карманов оправдал мои надежды. Полностью оправдал! - восклицала она. - Стал директором троллейбусного парка! А начал с того, что сидел за баранкой.
- Прошел путь от водителя до руководителя, - сказала нам дома Оленька. - 'Точнее сказать, проехал!
- Вот Леша Лапшин... Полностью оправдал мои ожидания! - шумела на родительском собрании "безумная Евдокия". - Теперь он старший диспетчер. Старший! Я хочу, чтоб и ваши дети были такими.
Более дерзких задач она перед нами не ставила.
Она постоянно воспитывала учеников нынешних на примере учеников бывших, для чего устраивала встречи и собеседования. А Оленька в это время занималась в художественной школе. Да еще изучала итальянский, чтобы прочитать о гениях Возрождения на их родном языке.
Иногда после родительских собраний Евдокия Савельевна упрямо пыталась познакомить меня с моей собственной дочерью. "Лицом к лицу - лица не увидать!" - процитировала она в одной из таких бесед. "Есенин имел в виду временные расстояния", - отпарировал я.
На всех бывших учеников у Евдокии Савельевны была заведена картотека. Как в читальнях и библиотеках на книги... В карточках, помимо адресов, телефонов и библиографических сведений, было отмечено, когда проведена встреча с бывшим учеником и сколько ребят присутствовало.
- Их отрывает от дела. Нас отрывает, - вздыхала Оля. -
Ну если бы сутки были в два раза длиннее! Тогда бы уж пусть.
- Ты абсолютно права, - соглашалась Надя. - Но будь снисходительной. У нее нет семьи, ей некуда торопиться.
Надюша жалела "безумную Евдокию", но еще больше опасалась за Оленьку.
- Не надо конфликтов, - просила она.
Этот страх преследовал нас обоих со дня рождения дочери: а вдруг с ней что-то случится?
В семье, состоящей из трех человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо мужчина, либо женщина. У нас в меньшинстве были мы с Надей: центром семьи и ее лицом стала дочь. Она заслужила это право. И мы были счастливы.
Когда-то, очень давно, я посылал свои фантастические рассказы в редакции толстых и тонких журналов. Мне присылали ответы на гладкой плотной бумаге с названием журнала вверху. Выразив уважение в начале и в самом конце письма, в середине мне объясняли, что мои литературные опусы лишены самобытности. Похожесть была моей главной бедой. Учись я у Евдокии Савельевны, она бы меня обожала!
А Оля даже посуду мыла каким-то своим способом: бесшумно и быстро.
- Не остри по поводу этих встреч с бывшими учениками, - просила Надюша. - И ничего не рифмуй. Я прошу тебя.
- Нет, я хочу понять, - отвечала Оля, - почему все мы должны тратить время и силы на то, что доставляет радость одной Евдокии. Эти люди ей дороги? Пусть и встречается. Но ведь так можно устраивать вечера в честь любого из жильцов нашего дома. Каждый кому-нибудь дорог. Разве я не права?
- Ты права... Но все-таки, пожалуйста, не рифмуй.
- Я рифмую бездарно. Евдокия Савельевна должна радоваться таким рифмам!
- И все-таки я прошу тебя...
От бывших учеников "безумная Евдокия" требовала, чтобы они подробно рассказывали о своих "трудовых буднях": бухгалтер - про бухгалтерию, начальник ЖЭКа - про ЖЭК, шеф-повар - про кухню.
- Как это было интересно! Как поучительно! - восторгалась Евдокия Савельевна.
И ученики, которых она своим громким голосом как-то тихо сумела прибрать к рукам, послушно вторили, что им было действительно интересно. А Оля молчала... Потому что в час встречи нынешних с бывшими она десятый раз перерисовывала какого-нибудь "Старика с телеграммой в руке" или мучилась от того, что фигура собаки получилась статичной, а собачий взгляд не выражает собачьей верности и ума.
Евдокия Савельевна обожала выставки и вернисажи. Но, устраивая экскурсию в музей, она на первое место по значению ставила все же слово "экскурсия".
Увидев как-то по телевидению Олины рисунки и скульптуры, завуч предложила организовать в школе показ этих работ. Поинтересовалась мнением классной руководительницы... Но оказалось, во-первых, что у "безумной Евдокии" нет телевизора. А во-вторых, она предпочла устроить выставку произведений всех, кто умел держать в руках кисточку и карандаш. У Оли она взяла два рисунка, чтобы было не больше, чем у других.
В 9-м "Б" замыслили разыграть на английском языке сцены из шекспировской "Двенадцатой ночи". "Безумная Евдокия" преподавала историю, но тем не менее стала режиссером спектакля. И хотя было известно, что Оленька владеет английским лучше всех в классе, ей довелось произнести на сцене всего несколько фраз. Главные роли исполняли любимые Евдокией посредственности.
- Она нам все время напоминала, что нет маленьких ролей, а есть маленькие актеры, - рассказывала потом Оленька. - Подавляла нас опытом Станиславского!
- Но он вряд ли имел в виду, что маленькие актеры должны исполнять большие роли, - сказала Надюша.
- С маленькими спокойнее, - объяснила нам Оля. - И вообще, они ей гораздо ближе. Привыкните к этому. И смиритесь.
- Увы, нелегко придется нашей талантливой дочери в мире людей обыкновенных, - сказал я Надюше.
- Мы с тобой тоже обыкновенные, - ответила она. - Но разве мы страшимся талантов?
Классная руководительница и в самом деле руководила умами и поступками учеников 9-го "Б". И вслед за ней они не желали замечать того, что было для них непривычным. Яркое не радовало, а ослепляло их. Как бы надев защитные очки, они сквозь них и смотрели на нашу Оленьку.
В один миг я вспомнил все это, глядя на шляпу "безумной Евдокии", которая скрывала ее лицо.
Что же там произошло, в этом походе? Как еще унизили там нашу девочку? Почему не выдержала она? И где же она теперь?
За моей спиной была Надя... с ее больным сердцем.
"Оленька исчезла вчера вечером. Если она вот-вот не появится, - думал я, - невозможно представить себе, что будет с нами! Невозможно себе представить".
- Говорят, что самые опасные недруги - это бывшие друзья, - сказала нам Оля. - Я убедилась, что это так. Помолчала и добавила:
- О ком я говорю, спроси. И я отвечу: о Люси!
Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси. "Как в доме Ростовых! - пояснила Оленька. - Или Болконских".
Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи. Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. Какая женщина устоит перед таким обожанием? Оленька стала дружить с Люси. Хотя времени на дружбу у нее было мало.
Да и у Люси его было не очень много. Люсина мама в течение долгих лет не поднималась с постели. За ней ухаживала незамужняя Люсина тетка, сестра отца. Но Люся то и дело звонила домой - даже когда была в школе или у нас в гостях.
Стремясь доставить матери радость, она восклицала:
- Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля! Я весь вечер говорю шепотом: вдруг он проснется?
Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме. И взяла слово, что, когда мама поднимется (а на это появилась надежда!), Оля нарисует ее портрет.
Люся и сама потихоньку рисовала. Но мы видели только ее заголовки в школьном юмористическом журнале, который по предложению Оли носил название "Детский лепет".
Неожиданно все изменилось.
Первые тучи появились в тот день, когда в художественной школе организовали встречу со знаменитым мастером живописи. Люся высоко чтила этого мастера. Но чтили его и все остальные, поэтому школьный зал был переполнен. И Оленька не смогла провести туда подругу.
- Я не нашла для Люси места в зале, - рассказывала в тот вечер Оля. - У дверей стояли церберы. А она обиделась... И за что?! Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит. Я сказала ей: "Ты знаешь его работы. Значит, ты с ним знакома. Художник - это его творчество".