Таким образом, норма постановления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о том, что департамент государственного имущества и промышленной политики от имени субъекта Российской Федерации выступает учредителем и вносит имущественные вклады в уставный капитал (фонд) любых форм собственности, признана незаконной.
Возможность участия государственных органов в учреждение АО разъясняется в Письме Госкомимущества РФ от 9 января 1997 г. N АР-19/74 "Об участии комитетов по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации в учреждении хозяйственных обществ"[4].
Подчеркнем, что исключение, когда государственные и муниципальные органы могут участвовать в учреждении АО составляют только случаи учреждения комитетами по управлению государственным имуществом акционерных обществ в процессе приватизации в соответствии с законодательством о приватизации в Российской Федерации.
Также в вышеназванном письме поясняется, что т.к. ст. 124 ГК РФ предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. А ст. 125 ГК РФ устанавливает, что от имени соответствующих образований осуществляют имущественные права органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На уровне Российской Федерации полномочиями по управлению федеральной собственностью в соответствии со ст.114 Конституции Российской Федерации наделено Правительство Российской Федерации. Таким образом, участником (учредителем) хозяйственных обществ, созданных не в процессе приватизации, с внесением в качестве вклада федеральной собственности от имени Российской Федерации может выступать Правительство Российской Федерации. Госкомимущество России, либо другой, определенный Правительством орган, может выступать в качестве учредителя (участника) такого общества лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации по их специальному поручению от имени Российской Федерации.
На уровне субъекта Российской Федерации его Конституцией (Уставом), либо законом должен быть определен орган государственной власти, наделенный полномочиями по управлению собственностью субъекта (Администрация, Правительство и др.). Такой орган, в порядке, установленном нормативными актами субъекта, может дать специальное поручение комитету по управлению государственным имуществом области выступить учредителем (участником) хозяйственного общества от имени соответствующего субъекта Российской Федерации.
Аналогичный порядок принятия подобных решений должен существовать при учреждении хозяйственных обществ от имени муниципальных образований.
Возвращаясь к самому началу вопроса субъектного состава, отметим, что законодатель устанавливает, что число учредителей открытого общества не ограничено, число же учредителей закрытого общества не может превышать пятидесяти (п.2 ст.10 Закона об АО). Кроме того, АО не может иметь в качестве единственного учредителя другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Однако необходимо учитывать, что правоспособность общества в полном объеме возникает не просто с момента государственной регистрации. Дополнительным и необходимым условием выступает необходимость оплаты 50% акций общества распределенных среди его учредителей (абз.2 п.3 ст.2 Закона об АО). Учредители общества обязаны оплатить не менее половины уставного капитала акционерного общества в течение трех месяцев с момента его государственной регистрации, а оставшуюся часть - в течение года с момента регистрации общества, если договором о создании общества не предусмотрен меньший срок (п. 1 ст. 34 Закона об АО). Статьей 26 Закона об АО определен минимальный размер уставного капитала для открытых акционерных обществ - не менее тысячекратной суммы, а для закрытых акционерных обществ - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества.
До момента государственной регистрации акционерного общества в качестве юридического лица его учредители выступают в гражданско-правовых и иных отношениях каждый от своего имени, но для достижения общей цели - создания акционерного общества.
Учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным документом общества (п.5 ст.9 Закона об АО). (Приложение 1)
Отдельные исследователи, такие какКиперман Г.Я. предлагают данные отношения между учредителями рассматривать как отношения товарищей в простом товариществе, создаваемом и действующим согласно ст.ст. 1014-1054 ГК РФ. Поэтому авторы комментария советуют использовать содержащиеся в указанных выше статьях ГК РФ нормы, регламентирующие права и обязанности товарищей, характер их взаимоотношений с другими лицами и т.д., включив их в договор о создании общества. Вместе с тем необходимо помнить, что договор о создании общества должен отвечать требованиям, содержащимся в главах 27-29 ГК РФ.
Стоит согласиться с вышеназванной позицией, тем более что в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997 г., акцентируется внимание, что заключаемый учредителями договор о создании АО является договором о совместной деятельности по учреждению общества.
Важно акцентировать внимание на том, что в связи с вступлением в особые правоотношения ответственность учредителей по обязательствам, связанным с созданием общества, законодателем признается солидарной, но при условии, что данные обязательства возникли до государственной регистрации акционерного общества. Если, например, какой-либо из учредителей акционерного общества после государственной регистрации общества в качестве юридического лица на свой риск примет на себя обязательство в интересах общества, то другие учредители уже не могут быть привлечены к солидарной ответственности по этому обязательству на основании п. 3 ст. 10 Закона об АО[5].
Решение учредителей акционерного общества об его учреждении - это решение собрания учредителей. Такое решение может быть оформлено письменно в качестве самостоятельного документа, являющегося приложением к протоколу учредительного собрания, или содержаться непосредственно в протоколе. В случае, когда у общества один учредитель, он должен письменно оформить решение о создании акционерного общества и подписать его, а если такой учредитель является юридическим лицом - также и удостоверить решение круглой печатью. Требования к содержанию решения об учреждении общества в случае учреждения общества одним лицом установлены во втором абзаце п. 5 статьи 9 Закона об АО.
Пункт 2 статьи 9 Закона об АО определяет требования к содержанию решения об учреждении общества для случая, когда акционерное общество создается более чем одним учредителем. Данный перечень требований к содержанию решения не является исчерпывающим и дополняется сведениями, указанными в п. 3 ст. 9 Закона об АО. Поэтому при подготовке решения об учреждении акционерного общества нужно руководствоваться п. 2 и 3 данной статьи 9 Закона об АО.
Помимо этого решение должно содержать сведения о лицах (лице), его принявших, а также их подписи.
Пункт 3 статьи 9 Закона об АО определяет количество голосов, поданных учредителями за принятие решений по вопросам, указанным в этом пункте, необходимое для придания решению юридической силы. Имеется в виду, что данные решения считаются принятыми, если за них проголосовали все учредители (физические лица и (или) представители юридических лиц), участвовавшие в учредительном собрании, независимо от количества голосующих акций, которые намеревается оплатить тот или иной учредитель. Иными словами, при принятии решений по вопросам, указанным в п. 3 ст. 9 Закона об АО, голосуют лица, а не акции.
Исходя из смысла комментируемой нормы представляется, что учредительное собрание считается правомочным (имеется кворум), только если в нем участвуют (лично или через своих представителей) все учредители акционерного общества. Такое правило в свое время было прямо установлено Положением об АО, что представляется вполне обоснованным (см. п. 22 Положения об АО).
При оценке имущественных прав, вносимых в качестве оплаты акций общества, учредители должны иметь в виду, что в соответствии с п. 17 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 в качестве вклада в имущество хозяйственного общества могут вноситься имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Поэтому объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ, и т.п.) или "ноу-хау" таким вкладом быть не может. Однако в качестве вклада возможно признание права пользования таким объектом, передаваемое обществу в соответствии с лицензионным договором, зарегистрированным в порядке, предусмотренном законодательством[6].