Смекни!
smekni.com

История одного города 2 (стр. 29 из 43)

Происшествие это произвело сильное впечатление на глуповцев. Стали

доискиваться, откуда явилась Пфейферша. Одни говорили, что она не более

как интриганка, которая, с ведома мужа, задумала овладеть Грустиловым,

чтобы вытеснить из города аптекаря Зальцфиша, делавшего Пфейферу сильную

конкуренцию. Другие утверждали, что Пфейферша еще в вольном городе Гам-

бурге полюбила Грустилова за его меланхолическ вид и вышла замуж за Пфейфера единственно затем, чтобы соединиться с Грустиловым и сосредото- чить на себту чувствительность, которую он бесполезно растрачивал на так пустые зрелища, как токованье тетеревов и кокоток.

Как бы то ни было, нельзя отвергать, что это была женщина далеко не

дюжинная. Из оставшейся после нее переписки видно, что она находилась в

ошениях со всеми знаменитейшими мистиками и пиетистами того времени и

что Лабзин, например, посвятил ей те ираннейшие свои сочинения, кото-

рые не предназначались для печати. Срх того, она написала несколько романов, из которых в одном, под названием "Скиталица Доротея", изобра- зила себя в наилучшем свете. "Она ла привлекательна на вид, - писалось в этом романе о героине, - но хотя многие мужчины желали ее ласк, она оставаласхолодною и как бы загочною. Тем не менее душа ее жаждала непрестанно, и когда в этих поисках встретилась с одним знаменитым хими- ком (так называла она Пфейфера), то прилепилась к нему бесконечно. Но при первом же земном ощущении она поняла, что жажда ее не удовлетворе- на"... и т. д.

Возвратившисдомой, Грустилов целую ночь плакал. Воображение его ри-

совало греховную бездну, на дне которой метались черти. Были тут и ко- котки, и кокодессы, и даже тетерева - и все огненные. Один из чертей вы- лез из бездны поднес ему любимое его кушанье, но едва он прикоснулся к нему устами, как по комнате распространился смрад. Но что всего более ужасало его - так это горькая уверенность, что не один он погряз, но в лице его погряз и весь Глупов.

- За всех ответить или всех спасти! - кричал он, цепенея от страха, -

иконечно, решился спасти.

На другой день, ранним утром, глуповцы были изумлены, услыхав мерный

звон колоко, призывавший жителей к заутрене. Давным-давно уже не раз-

давался этот звон, так что глуповцы даже забыли об нем. Многие думали, что где-нибудьорит; но вместо пожара увидели зрелище более умили- тельное. Без шапки, в разодранном вицмундире, с опущенной ду головой и бия себя в перси, шел Грустилов впереди процессии, состоявшей, впрочем, лишь из чинов полицейсй и пожарной команды. Сзади процессии следовала Пфейферша, без кринолина; с одной стороны ее конвоировала Аксиньюшка, с другой - знаменитый юродивый Парамоша, заменивший в любви глуповцев не менее знаменитого Архипушку, который сгорел таким трагическим образом в общий пожар (см. "Соломенный город").

Отслушав заутреню, Грустилов вышел из церкви ободренный и, указывая

Пфейферше на вытянувшихся в струнку пожарных и полицейских солдат ("кои

и во время глуповского бпутства втайне истинному богу верны пребыва-

ли", присовокупляет летописец), сказал:

- Видя внезапное сих людей усердие, я в точности познал, сколь быст-

рое имеет действие сия вещь, которую вы, сударыня моя, внутренним словом справедливо именуете.

И потом, обращаясь к квартальным, прибавил:

- Дайте сим людям, за их усердие, по гривеннику!

- Рады стараться, ваше высокородие! - гаркнули в один голос полицейс-

кие и скорым шагом направились в кабак.

Таково было первое йствие Грустилова после внезапного его обновле-

ния. Затем он отправился к Аксиньюшке, так как без ее нравственной под- держки никакого успе в дальнейшем ходе дела ожидать было невозможно. Аксиньюшка жила на самом краю города, в какой-то землянке, которая ско- рее похожа была наротовью нору, нежели на человеческое жилище. С ней же, в нравственном сожитии, находился и блаженный Парамоша. Сопровождае- мый Пфейфершей, Грустилов ощупью спустился по темной лестне и едва мог нащупать дверь. Зрелище, представившееся глазам его, было поразительное. На грязном голом полу валялись два полуобнаженные человеческие остова (это были сами блаженные, уже успевшие возвратиться с богомолья) кото- рые бормотали и выкрикивали какие-то бессвязные слова и в то е время вздрагивали, кривлялись и корчились, словно в лихорадке. Мутный свет проходил в нору сквозь единственное крошечное окошко, покрыт слоем пы- ли и паутины; на стенах слоилась сырость и плесень. Запах был до того отвратительный, что Грустилов в первую минуту сконфузился и зажал нос. Прозорливая старушка заметила это.

- Духи царские! духи райские! - запела она пронзительным голосом, -

неадо ли кому духов?

И сделала при этом такое движение, что Грустилов наверное поколебался

бы, если б Пфейферша не поддержала его.

- Спит душа твоя... спит глубоко! - сказала она строго, - а еще так

недавно ты хвалился своей бодростью!

- Спит душенька на подушечке... спит душенька на перинушке... а бо-

женька тук-тук! да по головке тук-тук! да по темечку тук-тук! - визжала блаженная, бросая в Грустилова щепками, землею и сором.

Парамоша лаял по-собачьи и кричал поетушиному.

- Брысь, сатана! петух запел! - бормотал он в промежутках.

- Маловерный! Вспомни внутреннее слово! - настаивала с своей стороны

Пфейферша.

Грустилов ободрился.

- Матушка Аксинья Егоровна! извольте меня раешить! - сказал он

твердым голосом.

- Я и Егоровна, я и тараторовна! Ярило - мерзило! Волос - без волос!

Перун - старый... Парамон - он умен! - провизжала блаженная, скорчилась

и умолкла.

Грустилов озирался в недоумении.

- Это значит, что следует поклониться Парамону Мелентьичу! - подска-

зала Пфейферша.

- Батюшка Парамон Мелентьич! извольте меня разрешить! - поклонился

Грустив.

Но Парамоша некоторое время только корчился и икал.

Нижени поклонись! - командовала блаженная, - не жалей спины-то!

не твоя сна - божья!

- Извольте меня, батюшка, разрешить! - повторил Грустилов, кланяясь

ниже.

- Без працы не бенды кололацы! - пробормотал бланный диким голосом

и вдруг вскочил.

Немедленно вслед за ним вскочила и Аксиньюшка, и начали они кру-

житься. Сперва кружились медленни потихоньку всхлипывали; потом круги начали делаться быстрее и быстрее, покуда, наконец, не перешли в совер- шенный вихрь. Послышался хохот, визг, трели, всхлебывания, подобные тем, которые можно слышать только весной в пруду, дающем приют мириадам лягу- шек.

Грустилов и Пфейферша стояли некоторое время в ужасе, но, наконец, не

выдержали. Сначала они вздрагили и приседали, потом постепенно начали

кружиться и вдруг завихрилиси захохотали. Это означало, что наитие

свершилось и просимое разрешение получено.

Грустилов возвратился домой усталый до изнеможения; однако ж он еще

нашел в себе достаточно силы, чтобы подписать распоряжение о наипоспеш-

нейшей высылке из города аптекаря Зальцфиша. Верные ликовали, а причет- ники, в течение многих лет питавшиеся одними негодными зками, закололи барана, и мало того что съелиго всего, не пощадив даже копыт, но дол- гое время скребли ножом стол, на котором лежало мясо, и с жадносю ели стружки, как бы опасаясь утратить хотя один атом питательного вещества. В тот же день Грустилов надел на себя вериги (впоследствии оказалось, что это были просто помочи, которые дотоле не были в Глупове в употреб- лении) и подвергнул свое тело бичеванию.

"В первый раз сегоя понял, - писал он по этому случаю Пфейферше,

- что значит слова: всладце уязви мя, которые вы сказали мне при первом

свидании, дорогая сестра моя по духу! Снала бичевал я себя с некоторою

уклончивостью, но, постепенно разгораясь, позвал под конец денщика и

сказал ему: "Хлещи!" И что же? даже сие оказалось недостаточным, так что

я вынужденным нашелся расковырять себе на невидном месте рану, но и от

того не страдал, а находился в восхищении. Отнюдь не больно! Столь меня

сие удивило, что я и доселе спрашиваю себя: полно, страдание ли это и не

скрывается ли здесь какой-либо особливывид плотоугодничества и само-

восхищения? Жду вас к себе, дорогая стра моя по духу, дабы разрешить сей вопрос в совокупном рассмотрени.

Может показаться странным, каким образом Грустилов, будучи ои из

гривуазнейших поклонников мамоны, столь быстро обратился в аскета. На

это могу сказать одно: кто не верит в волшебные превращения, тот пусть

не читает летописи Глупова. Чудес этого рода можно найти здесь даже бо-

лее, чем нужно. Так, например, один начальник плюнул подчиненному в гла- за, и тот прозрел. Другой начальник стал сечь неплательщика, думапрес- ледовать в этом случае лишь воспитательную цель, и совершенно неожиданно открыл, что в спине у секомого зарыт клад25. Если факты, до такой степе- ни диковинные, не возбуждают ни в ком недоверия, то можно ли удивляся превращению столь обновенному, как то, которое случилось с Грустило- вым?

Но, с другой стороны, этот же факт объясняется и иным путем, более

естественным. Есть указания, которые заставляют думать, что аскетизм

Грустилова был совсем не так суров, как это можно предполагать с первого

взгляда. Мы уже видели, что так называемые вериги его были не более как

помочи; из дальнейших же объяснений летописца усматривается, что и про-

чие поиги были весьма преувеличены Грустиловым и что они в значи- тельной степе сдабривались духовною любовью. Шелеп, которым он бичевал себя, был бархатный (он и доселе хранится в глуповском архиве); пост же состоял в том, что он к прежним кушаньям прибавил рыбу тюрбо которую выписывал из Парижа на счет обывателей. Что же тут удивительного, что бичевание приводило его в восторг и что самые язвы казали восхити- тельными?

Между тем колокол продолжал в урочное время пзывать к молитве, и

число верных с каждым днем увеличивалось. Сначала ходили только поли-

цейские, но потом, глядя на них, стали ходить и посторонние. Грустилов, с своей стороны, подавал пример истинного благестия, плюя на капище Перуна каждый раз, как проходил мимо него. Мет быть, так и разрешилось бы это дело исподволь, если б мирному исхо его не помешали замыслы не- которых беспокойных честолюбцев, которые уже и в то время были известны под именем "крайних".