3. Высокий уровень умственного и культурного развития Евгения Онегина позволяет ему подняться над средой, усомниться в истинности некоторых жизненных ценностей, утверждаемых этой средой, возникает проблема: может ли человек противостоять среде, т.е. проблема внутренней свободы. Но был ли Онегин свободен от своей среды ?
Именно мысль об отсутствии внутренней свободы проходит через все повествование о его юности.
4. Но возможно ли воскресение души? В последующих главах (2-4) изображена иная среда - среда поместных дворян; подчеркивается духовное и умственное превосходство Евгения Онегина над окружающими, чуждость его этой среде. С другой стороны, это жизнь на фоне природы, в единстве с живой, настоящей, естественной жизнью, и это благотворно влияет на героя: повышается потребность живого общения, возникает чувство привязанности к Ленскому; деревня сформировала потребность размышлять, проживать жизнь, наслаждаясь ее величием и красотой.
5. В сцене бала у Лариных показано, что герой не сумел войти в мир патриархальной жизни, овеянной вековыми народно-патриархальными традициями. События вырываются из-под контроля Онегина. Легкого, остроумного розыгрыша не получилось , случилась катастрофа. По тем же причинам в привычной ситуации дуэли Онегин принимает вызов на поединок.
6. Герой к дуэли отнесся не как к форме защиты дворянской чести, т.е. формально не задумываясь, а как к нарушению нравственной основы жизни - это показатель возможности дальнейшего развития характера Онегина.
7. Любовь, как считает А.С. Пушкин, может пробудить к новой жизни. Но относится ли это к Онегину?- Хотелось бы верить, что это произойдет.
Библиография.
А.С. Пушкин “Евгений Онегин”
Н. Долинина “Прочитаем Онегина вмести” Л.,1968
“Литература” (Приложение к газете “Первое сентября”, №5, 1994)