Смекни!
smekni.com

Административно-правовое регулирование оборота оружия в Российской Федерации (стр. 2 из 16)

Базовым нормативным актом, упорядочивающим отношения в исследуемой области, является Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 N 150–ФЗ, анализ которого позволяет выделить в нем ряд признаков, характерных для правовых режимов: очерченный круг регулируемых общественных отношений, выделенных по однородному объекту правоотношений – оружию; целевую направленность – защита жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрана природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия; обеспечение, определен комплекс правовых средств, предназначенных для достижения заданных целей.

Как показывают исследования Д.Н. Бахраха, правовой режим материального объекта (вещи) определяется, преимущественно, закрепленной в законе возможностью (или невозможностью) принадлежности этой вещи тем или иным субъектам, порядком ее приобретения и использования, допустимыми способами и пределами распоряжения ею, особенностями поведения людей и их коллективов по поводу данной вещи, т.е., нормами, составляющими институт права собственности[3].

Административно–правой режим оборота оружия, устанавливаемый для решения, закрепленных в Федеральном законе «Об оружии»от 13.12.1996 № 150–ФЗ целей предполагает определенные ограничения прав и свобод субъектов, – права частной собственности, свободы предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности и др., которые могут устанавливаться не произвольно, а исключительно в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, и согласовано с нормами гражданского законодательства.

Принимая во внимание, установленный Конституцией России общедозволительный характер регулирования указанных прав, следует рассматривать в качестве “режима исключений”, что обусловливает необходимость четкого определения круга предметов, подпадающих под юридическое понятие «оружия», а также действий, составляющих понятие “оборот оружия” и закрепление их в законодательстве в виде исчерпывающего перечня.

Так же отмечается, что закрепленное в статье 1 ФЗ РФ «Об оружии» от 13.12.1996 № 150–ФЗ понятие «оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия – производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации»[4] не раскрывает правовой сущности этого ключевого понятия, а лишь содержит перечисление действий, совершаемых с оружием.

Наибольший интерес представляет дефиниция И.В. Делягина, определившего оборот оружия как «совокупность юридически значимых действий, совершаемых субъектами общественных отношений по поводу оружия, урегулированных административным правом, и в данных исторических условиях требующих такого правового воздействия в целях обеспечения безопасности»[5].Указанное определение, можно взять за основу с некоторыми уточнениями, связанными с тем, что, во–первых, право представляет собой явление социальное, и, следовательно, необходимость правового воздействия обусловлена, прежде всего, не историческими, а социальными условиями, а во–вторых, обеспечение безопасности – лишь одна из, закрепленных в Законе «Об оружии» целей.

В ст. 1 ФЗ РФ «Об оружии» от 13.12.1996 № 150–ФЗ оружие определяется и классифицируется по признаку механизма поражения цели на: огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое, сигнальное.Вместе с тем системный анализ Закона показывает, что здесь определены не все виды устройств, подпадающих под правовой режим оружия. Так, ст. 3 Закона к числу гражданского оружия самообороны относит электрошоковые устройства и искровые разрядники, механизм поражения которыми принципиально отличается от перечисленных видов, и основан на поражающих свойствах электрического тока. Учитывая сказанное, мы полагаем необходимо дополнить перечень видов оружия, определенных в статье 1 ФЗ РФ «Об оружии» от 13.12.1996 № 150–ФЗ еще одним видом – электрическим оружием, которое следует определить как «устройства, конструктивно предназначенные для поражения живой цели путем непосредственного воздействия энергией электрического разряда»[6].

Исследования научных источников показывает, что с момента своего появления и практически до недавнего времени оружие задумывалось и совершенствовалось как средство, предназначенное для нанесения летальных повреждений. Однако в последние десятилетия во многих странах осуществляются исследования и производство устройств, позволяющих вести боевые действия, решать служебные задачи и оборонятся, не нанося необратимых потерь живой силе, которые получили название – «нелетальное оружие». Его поражающее действие основано на следующих изменениях состояния организма: болевой синдром; запредельное раздражение органов чувств; судорожный синдром; явления кратковременного шока с расстройством вегетативной функции. В США уже в 1993 г. на государственном уровне была утверждена Концепция оружия нелетального действия, в 1998 году была создана Европейская рабочая группа по данному оружию, в состав которой в 2002 году приняты представители нашей страны[7].

В последнее время термин «нелетальное оружие», все более уверенно входит в обиход и в России. Вместе с тем в отечественном законодательстве данное понятие не закреплено, хотя оборот некоторых видов оружия поражающие действие которых основано на указанных факторах, регулируется Законом «Об оружии», в том числе: газового, электрошоковых устройств, огнестрельного бесствольного оружия.

Еще одним видом нелетального оружия, не предусмотренным действующим законодательством, но фактически допущенным в оборот, является травматическое оружие: пистолетыИж–79–9Т («Макарыч»), «Эскорт», револьвер «Викинг» и др. Это оружие хотя и сертифицированы в качестве газового, но предназначено для стрельбы травматическими патронами.

Говоря об оружии нелетального действия нельзя не обратить внимание на существующее юридическое противоречие. Согласно ФЗ РФ «Об оружии» от 13.12.1996 № 150–ФЗ все рассмотренные виды оружия, относятся к категории гражданского. Вместе с тем, ряд предметов и устройств, конструктивно предназначенных для нелетального поражения живой цели, действие которых основано на сходных принципах, не попадает под правовой режим оружия: на вооружении правоохранительных органов находятся электрошоковые устройства, устройства, снаряженные слезоточивым газом, а также резиновые палки, разрешенные к использованию и в частной детективной и охранной деятельности. Данные приспособления законодатель относит к юридически неопределенной категории «специальные средства».

Согласно закону об оружии РФ, право на приобретение травматического оружия самообороны имеют граждане России, достигшие 18 лет, не имеющие судимостей и прошедшие медицинское освидетельствование. Для приобретения травматического оружия самообороны необходимо предварительно получить специальный документ – лицензию на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны. Выдачей этих лицензий ведают местные отделы по лицензионно–разрешительной работе (ОЛРР) МВД, причем обращаться для получения лицензии на оружие нужно по месту регистрации (прописки). После получения лицензии гражданин имеет право приобретать оружие самообороны в специализированных оружейных магазинах. После приобретения оружия оно в течение 10 дней должно быть поставлено на учет в подразделении ОЛРР МВД, выдавшем лицензию[8].

В настоящее время в России возникли объективные предпосылки, и все более уверенно признается необходимость разработки и других видов нелетального оружия для использования в мероприятиях по пресечению террористических актов, массовых беспорядков, задержанию правонарушителей, освобождению заложников, охране объектов. Это требует формирования соответствующего правового режима, включая легализации в статье 1 Закона «Об оружии» понятия «нелетальное оружие» и детальной регламентации его оборота.

Согласно ст. 2 Закона «Об оружии» подразделяет оружие «в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам» на: 1) гражданское, 2) служебное, 3) боевое ручное стрелковое и холодное, тем самым вместе с положениями ст. 1 Закона «Об оружии», по сути, очерчивает круг предметов, попадающих под правовой режим оружия. Подобная классификация обладает рядом недостатков. Так, значительное число предметов, являющихся оружием фактически, но не относящихся к указанным трем группам (боевое оружие иностранного производства, не принятое на вооружение, оружие, снятое с вооружения, старинное и др.) находится за рамками правового регулирования. Кроме этого подобная классификация нарушает один из основных принципов систематизации – единство классификационных признаков, поскольку базируется одновременно на трех критериях: 1) цели использования; 2) субъекте использования; 3) основных параметрах (характеристиках) оружия. Вследствие этого одна и та же модель оружия, в зависимости от цели его использования, либо субъекта использования, может быть отнесена к различным видам, что порождает терминологическую путаницу и приводит к затруднениям при применении Закона «Об оружии».[9]

Одним из возможных путей устранения имеющихся противоречий является систематизация оружия в законе на основе единого критерия, что предполагает разграничение таких признаков, как назначение оружия и субъекта его использования. При этом в основу классификации оружия целесообразнее, было бы положить назначение оружия, как наиболее стабильный признак, так как именно назначением оружия и определяются его конструктивные особенности, параметры и характеристики. С этой позиции предлагается в Законе распределить оружие по шести группам: 1) боевое, 2) полицейское (милицейское), 3) служебное, 4) оружие самообороны, 5) спортивное, 6) охотничье.