При этом полагаю, что Закон «Об оружии» должен вводить ограничительный режим на более широкий круг разновидностей боевого оружия. Это касается оружия, которое по терминологии ООН относится к категории «легкого вооружения» (тяжелые пулеметы, минометы, гранаты, гранатометы, зенитные пулеметы и противотанковые ружья, и переносные ракетные комплексы и т.д. – это средства, предназначенные для группового обслуживания несколькими лицами, составляющими расчет). Незаконное распространение таких вооружений по данным ООН, создают все возрастающую угрозу безопасности, поскольку часто это оружие оказывается в распоряжении организованных преступных группировок. Принятие более жестких мер законодательного характера на национальном уровне и более тесное международное сотрудничество будут способствовать установлению контроля за его распространением[10].
Министерство внутренних дел РФ предлагает ограничить доступ к травматическому оружию наркоманам, людям, страдающим алкогольной зависимостью, а также тем, кто неоднократно привлекался к уголовной ответственности.
Конструкторы позаботились о том, чтобы лишить владельцев соблазна заменить резиновую пулю металлической. Для этого в стволе установлены специальные выступы.
Преступники, как правило, стреляют в упор в пах, шею и лицо, хотя по инструкции полагается производить выстрелы лишь в грудь, руку или колено, причем с расстояния не менее двух метров. Последним громким преступлением стало убийство подполковником милиции Анатолием Мауриным водителя снегоуборочной машины, который скончался от потери крови после ранения из травматического пистолета[11].
За последние пять лет совершено полторы тысячи преступлений с применением травматического оружия. В то же время, например, охотничье оружие использовалось лишь десятки раз. За этот же период от травматики погибли более 60 человек.
В этой связи предлагается сделать обязательным специальный контрольный отстрел гильзы газового оружия и помещение ее в федеральную пулегильзотеку.
Также намерены ужесточить административную и уголовную ответственность за неправомерное применение и ненадлежащее хранение травматического оружия. Оборот травматического оружия предложат приравнять к обороту огнестрельного. Также, возможно, будут введены ограничения и на ношение оружия самообороны. И самое главное, в законодательстве появится четкая понятийная формулировка, что же такое травматическое оружие. Сейчас это понятие в законе отсутствует[12].
Исследуя вопросы классификации оружия, необходимо выделение в самостоятельную группу полицейского (милицейского) оружия. В настоящее время Закон «Об оружии» в рамках одной группы – «боевое оружие» объединяет оружие, предназначенное как для ведения боевых действий, так и решения оперативно–служебных задач, под которыми по смыслу закона понимаются, прежде всего, задачи охраны обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. До недавнего времени правоохранительные органы, включая МВД РФ, были вооружены преимущественно армейскими образцами боевого оружия. При этом практика показала, что использование такого оружия, имеющего высокую начальную скорость пули, для решения задач обеспечения правопорядка неэффективно, и может представлять серьезную опасность, поскольку применяется оно в основном в населенных пунктах, на коротких расстояниях, в ограниченном пространстве. Вместе с тем статья 15 Закона РФ «О милиции» запрещает «принимать на вооружение огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска». Исследования показывают, что специальное оружие уже достаточно давно состоит на вооружении правоохранительных органов большинства стран. В настоящее время в РФ также ставится вопрос о перевооружении правоохранительных органов образцами «полицейского оружия», в том числе нелетального травматического. Эти обстоятельства обусловливают необходимость выделения в Законе самостоятельной группы полицейского (милицейского) оружия, нормативного определения его параметров и характеристик, а также порядка оборота. К этой категории следует отнести также и те предметы и устройства, которые в настоящее время подпадают под категорию «специальные средства»[13].
К числу недостатков Закона «Об оружии» относится и то, что за пределами его регулирования осталось оружие, имеющее культурную ценность. При этом фактически оборот такого оружия в настоящее время имеет место не только в музейных, но и в частных коллекциях, осуществляется без необходимого контроля, что нередко приводит к его порчи, хищению, незаконному вывозу за пределы страны. С учетом мнения специалистов, к оружию, имеющему культурную ценность, следует отнести и законодательно определить оружие, представляющее историческую, художественную и (или) научную ценность: антикварное; историческое; авторское художественное. На такое оружие должен распространяться специальный режим, сочетающий в себе наряду с правовым режимом оборота оружия режим охраны культурных ценностей[14].
В силу того, что под понятие «оружие» подпадают устройства и предметы, обладающие неодинаковыми свойствами и степенью опасности, правовое регулирование их оборота требует дифференцированного подхода, поэтому о едином понятии «административно–правовой режим оборота оружия» можно говорить с известной степенью условности. Структуру этого режима составляют комплексы самых различных правовых средств, порядков регулирования (подчас являющихся частью других режимов). Анализ законодательства позволяет выделить в структуре исследуемого режима пять основных типов (порядков) правового регулирования: дозволительный; регламентационный; разрешительный; запретительный, поощрительный. При этом преобладающими и наиболее эффективными являются режимы, основанные на разрешительном типе регулирования, в числе которых выделяются: лицензирование, режим разрешений, регистрация, стандартизация; сертификация.
Сущность режима лицензирования, состоит в особом порядке возникновения, реализации, изменения, прекращения специальной правоспособности субъектов, а также контроля за осуществлением лицензируемого вида деятельности: первоначального – при выдаче разрешения, и последующего – за соблюдением лицензионных условий.
С принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» режим лицензирования оборота оружия в значительной степени трансформировался. Так, если до вступления его в силу порядок лицензирования устанавливался исключительно законодательством об оружии, то после – произошло разделение режимов: лицензирование приобретения оружия осуществляется в порядке, установленном Законом «Об оружии»; лицензирование иных видов деятельности – в порядке определенном Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно этому Закону лицензионные требования и условия должны устанавливаться исключительно Правительством РФ путем утверждения положений о лицензировании; компетенция лицензирующих органов ограничивается рамками правоприменения и контроля. Однако в настоящее время утверждено лишь Положение о лицензировании производства оружия; лицензирование экспонирования, коллекционирования и торговле оружием осуществляется на основании инструкции, утверждено Приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814» (далее – Приказ МВД России № 288) т.е. лицензирующего органа, что противоречит закону[15].
Необходимо обратить внимание на то, что, несмотря на существование в структуре исследуемого режима, режима разрешений, легального определения понятия «разрешение» нет. При этом разрешение, как и лицензия, является компонентой разрешительного порядка регулирования: субъект в установленных Законом «Об оружии», случаях обязан получить дозволение от государства на совершение определенных действий. Однако разрешения предоставляются на основе уже имеющихся правомочий, приобретенных в рамках лицензирования и, по сути, являются средствами контроля за осуществлением действий, находящихся за границами регулирования лицензионных режимов. Эти действия и виды разрешений определены в Законе «Об оружии». Вместе с тем Правилами оборота гражданского и служебного оружия вводится еще два вида разрешений, а Приказом МВД РФ № 288 перечень непредусмотренных Законом разрешений еще более расширяется, т.е. подзаконными актами на субъектов фактически налагаются дополнительные, не предусмотренные законом обременения, затрагивающие их права и свободы. В связи с этим обосновывается необходимость закрепления в Законе: легального определения понятия «разрешение», четкого исчерпывающего перечня видов необходимых разрешений, условий и порядка их получения[16].
С лицензированием и режимом разрешений жестко увязан регистрационный режим, однако отличающийся от них методом административного воздействия, поскольку при регистрации не принимается акт разрешительного характера. Суть регистрации – в проверке законности фактов, их официальном признании и последующем учете. Она состоит из процедуры внесения соответствующих сведений в реестр, иной установленный законодательством документ и выдачи документа свидетельствующего о регистрации. Регистрационные режимы устанавливаются как Законом «Об оружии», так и Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». При этом отмечается, что порядок регистрации оружия, регламентированный инструкцией, утв. Приказ МВД РФ от 12.04.1999 № 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814" входит в противоречие с принятыми позже нормами законодательства о лицензировании.