Смекни!
smekni.com

Поэты Серебряного века. Марина Цветаева (стр. 1 из 4)

МУМОСШ №1

Реферат

По теме: "Поэты Серебряного века. Марина Цветаева"

Выполнила: ученица 11 класса

Мищенко Юлия

Проверила: Вершинина

Людмила Павловна

Медвежьегорск

2010 г.

Оглавление:

1.Вступление. Серебряный век и его особенности………………………...3

2.Личность поэта……………………………………………………………..5

3.Художественный мир………………………………………………………9

4.Анализ стихотворения……………………………………………………..14

5.Заключение…………………………………………………………………15

6.Список используемой литературы………………………………………..16

7.Приложение………………………………………………………………..17

Вступление.Серебряный век и его особенности.

В конце девятнадцатого — начале двадцатого века Россия переживала интенсивный интеллектуальный подъём, особенно ярко проявившийся в философии и поэзии. Философ Николай Бердяев называл это время русским культурным ренессансом. По словам бердяевского современника Сергея Маковского, именно Бердяеву принадлежит и другое, более известное определение этого периода — «Серебряный век». По другим данным, словосочетание «Серебряный век» было впервые употреблено в 1929 году поэтом Николаем Оцупом. Понятие это не столько научное, сколько эмоциональное.. "Серебряный век"-условное название периода в русской литературе с начала 20 века до Октябрьской революции 1917 г. Оно перекликается с пушкинской эпохой, именуемой "золотым веком".Литературный процесс начала столетия отмечен формированием трех направлений в искусстве слова: символизм, акмеизм, футуризм. Они и составили эстетический контекст "Серебряного века".Однако свою лепту в наследие этой эпохи внесли и явления русского авангардизма, модернизма и декаданса. Авторов объединяли стремление освободиться от влияния канонов предшествующей литературы, поиски новых эстетических принципов творчества, понимание того, что искусство-это явление метафизическое, то есть сверхчувственное, поэтому в поэтическом слове они воплощали религиозные мотивы, навеянные христианством, культами античности, восточными религиями, темы любви и красоты, счастья и горя, жизни и смерти.

Культура излучала яркий, солнечный свет, освещая им весь мир, поражая его своей силой, блеском и великолепием. Искусство тогда активно вторгалось в общественную жизнь и политику. Оно в полной мере соответствовало известной формуле Е. Евтушенко: "поэт в России - больше, чем поэт". Напротив, искусство серебряного века стремится быть только искусством. Излучаемый им свет предстает лунным, отраженным, сумеречным, таинственным, магическим и мистическим..

Поэзия серебряного века отразила в себе сложный и противоречивый процесс социально-политического, духовно-нравственного и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войны и особенно страшной для нас -войной внутренней, гражданской. Серебряный век создал свое собственное миросозерцание, важнейшими характеристиками его, как считают исследователи, являются ницшеанство, мистицизм, кризис веры, духовности, совести. Поэтому поэзию этого периода называют поэзией душевного недуга, психологической дисгармонии, внутреннего хаосе и смятения. Но, несмотря на сложнейшие условия, в которых развивалось искусство серебряного века, этот период принято традиционно считать прежде всего русским культурным ренессансом, одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры, эпохой пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания. Этот двойственный лик серебряного века отразил особенности русского философского и поэтического ренессанса.

Поэзия серебряного века характеризуется сложностью и многообразием тенденций и явлений, составляющие главные особенности и отличающих этот литературный период от предыдущего. При наличии четко сформировавшихся литературных школ и течений(символизм, акмеизм, футуризм и прочие) очевидно тяготение поэтов серебряного века к творческой независимости, свободе от эстетической нормативности.

Происходит изменение тематического диапазона, смещение поэтических акцентов: не социальное, а вечное становится главным мотивом творчества поэтов.

Изменяется тип лирического героя: герой многолик. Проявление лирического" я " происходит посредством многочисленных перевоплощений осуществляемых в различных пространственно-временных сферах.

Основным объектом художественного исследования в лирике становится сложный и противоречивый мир человеческой души. Поэтому так внимательны художники к мимолетным, мгновенным ее проявлениям, иногда даже не успевшим оформиться. Ощущение зыбкости, неопределенности, непроясненности ситуаций и состояний, в которых действует лирический герой, -характерная особенность поэзии этого периода.

Эволюция, происшедшая на содержательном уровне, определила основные направления в изменении поэтики. Поэзия серебряного века философична, суггестивна, метафорична, ассоциативна и музыкальна в своей основе. Расширяется ритмический и метрический диапазон: поэты используют широчайший спектр размеров ритмов от классических сверхдлинных до вариантов тонического стиха и верлибра, используется "рвущийся" стих, проводятся графические эксперименты: функционально значимым становится перенос в лирике Цветаевой, многоточия у Анненского и т.д.

Ренессанс-это расцвет мысли, талантов, возможностей, заложенных всемогущей природой в великих современников, свидетелей рождающегося 20 века, которым посчастливилось прожить свою творческую жизнь на переломе времен, на гребне великой и трагической исторической волны, изменившей состояние русского мира и русской культуры.

Личность поэта. Марина Цветаева.

Цветаева Марина Ивановна [26 сентября (9 октября) 1892, Москва - 31 августа 1941, Елабуга], русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.. Родилась в Москве. Родителями Цветаевой были Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн).(см.приложение 1) Отец, филолог-классик, профессор, возглавлял кафедру истории и теории искусств Московского университета, был хранителем отделения изящных искусств и классических древностей в Московском Публичном и в Румянцевском музеях. В отце Цветаева ценила преданность собственным стремлениям и подвижнический труд, которые, как утверждала, унаследовала именно от него. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом. Несмотря на духовно близкие отношения с матерью, Цветаева ощущала себя в родительском доме одиноко и отчужденно. Юная Марина жила

Марина Цветаева начала писать стихи в шестилетнем возрасте, причем не только на русском, но и на французском и немецком языках. В литературе ей были особенно дороги произведения А.С. Пушкина и творения немецких романтиков, переведенные В.А. Жуковским.

В печати произведения Марины Цветаевой появились в 1910, когда она издала на собственные средства свою первую книгу стихов – «Вечерний альбом». «Вечерний альбом» был очень доброжелательно встречен критикой: новизну тона, эмоциональную достоверность книги отметили В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, М.С. Шагинян. Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет». Также на раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (который стал одним из самых близких ее друзей).

Зимой 1910-1911 Волошин пригласил Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) провести лето 1911 в Коктебеле, где он жил. Там Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном. В Сергее Эфроне Цветаева увидела воплощенный идеал благородства, рыцарства и вместе с тем беззащитность. Любовь к Эфрону была для нее и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой. Встречу с ним Цветаева восприняла как начало новой, взрослой жизни и как обретение счастья: В январе 1912 произошло венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. 5 сентября у них родилась дочь Ариадна (Аля). (см. приложение 2,3)

Вторая книга Цветаевой «Волшебный фонарь» (1912) был воспринят как относительная неудача, как повторение оригинальных черт первой книги, лишенное поэтической новизны. Сама Цветаева также чувствовала, что начинает повторяться и, выпуская новый сборник стихов, — «Из двух книг» (1913), она очень строго отбирала тексты: из двухсот тридцати девяти стихотворений, входивших в «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь», были перепечатаны только сорок.

На протяжении 1913-1915 совершается постепенная смена цветаевской поэтической манеры: место трогательно-уютного детского быта занимают эстетизация повседневных деталей (например, в цикле «Подруга», 1914-1915, обращенном к поэтессе С.Я. Парнок), и идеальное, возвышенное изображение старины (стихотворения «Генералам двенадцатого года» (1913) «Бабушке» (1914) и др.). Начиная с этого времени, стихотворения Цветаевой становятся более разнообразными в метрическом и ритмическом отношении (она осваивает дольник и тонический стих, отступает от принципа равноударности строк); поэтический словарь расширяется за счет включения просторечной лексики, подражания слогу народной поэзии и неологизмов. В 1915-1916 складывается индивидуальная поэтическая символика Цветаевой, ее «личная мифология». Эти особенности поэтики сохранятся и в стихотворениях Цветаевой позднейшего времени.

Свойственные Цветаевой демонстративная независимость и резкое неприятие общепринятых представлений и поведенческих норм проявлялись не только в общении с другими людьми, но и в оценках и действиях, относящихся к политике. Первую мировую войну Цветаева восприняла как взрыв ненависти против дорогой с детства ее сердцу Германии. Она откликнулась на войну стихами, резко диссонировавшими с патриотическими и шовинистическими настроениями конца 1914. Февральскую революцию 1917 она приветствовала, как и ее муж, чьи родители (умершие до революции) были революционерами-народовольцами. Октябрьскую революцию восприняла как торжество губительного деспотизма. Известие о ней застало Цветаеву в Крыму, в гостях у Волошина. Вскоре сюда приехал и ее муж. 25 ноября 1917 она выехала из Крыма в Москву, чтобы забрать детей — Алю и маленькую Ирину, родившуюся в апреле этого года. Цветаева намеревалась вернуться с детьми в Коктебель, к Волошину, Сергей Эфрон, вставший на сторону Временного правительства, решил отправиться на Дон, чтобы там продолжить борьбу с большевиками. Вернуться в Крым не удалось: непреодолимые обстоятельства, фронты Гражданской войны разлучили Цветаеву с мужем и с Волошиным. С Волошиным она больше никогда не увиделась. Сергей Эфрон сражался в рядах Белой армии, и оставшаяся в Москве Цветаева не имела о нем никаких известий. В голодной и нищей Москве в 1917-1920 она пишет стихи, воспевающие жертвенный подвиг Белой армии. К концу 1921 эти стихотворения были объединены в сборник «Лебединый стан», подготовленный к изданию. (При жизни Цветаевой сборник напечатан не был, впервые опубликован на Западе в1957). Цветаева публично и дерзко читала эти стихотворения в большевистской Москве.