Однако по прошествии времени он опять взял в рот шар, надел маску и сразу почувствовал лютый голод. Кашиндукуа огляделся перед ним ананас! Он схватил
его и сожрал. На этот раз он понимал, что творит. Он больше не мог удержаться и постоянно носил свою маску. Совсем превратившись в ягуара, он стал поедать все
больше и больше женщин.
Ему их даже не приходилось искать. Все знали, что Кашиндукуа замечательный врач, поэтому женщины рассчитывали найти у него исцеление. А он вместо это он
убивал их и ел. Очень часто он пожирал одни только половые органы, хотя бывало и наоборот все остальные части заглатывал, а вульву оставлял в неприкосновенности.
Люди начали замечать, что женщины куда-то деваются, однако Кашиндукуа уверял, будто ничего об этом не знает.
Надо, повторял он, надо искать, выяснять, кто тут виноват, почему пропадают женщины!
А ведь именно он их и ел. Например, однажды спрашивает у какой-то старухи:
Не могла бы твоя дочка помочь мне сегодня на огороде?
А потом пошел с девушкой в огород, надел по дороге маску, взял в рот синий шар и скушал лакомый ананас! В другой раз попросил дать ему служанку помочь обед
приготовить. И ее тоже съел.
Брат Кашиндукуа, Бункуа-се, обо всех этих делах знал, но молчал. Зато некоторые другие люди пришли к Бункуа-се и говорят:
Мы не совсем уверены потому что стояли довольно-таки далеко, но только мы видели, как кто-то напал на женщину и съел ее; так вот нам показалось, что
этот кто-то был Кашиндукуа!
Кашиндукуа услышал о таких разговорах и принялся объяснять:
Да, верно, есть злой убийца, причем он внешностью очень похож на меня. Но ничего, я его постараюсь поймать!
Люди засомневались, пришли в замешательство и оставили Кашиндукуа в покое.
Бункуа-се пытался все же кое-что предпринять. Он зазвал Кашиндукуа в храм, наложил на него строгий пост и принялся увещевать. Он даже взял палочку, которую употребляют жрецы во время приема наркотиков, и этой палочкой ударил брата по голове. Тот свалился без сознания. Потом Бункуа-се подул на лежащее тело, и Кашиндукуа ожил. Однако поведения своего не изменил. У Кашиндукуа на все был один ответ:
Способность превращаться в ягуара дала мне сама Великая Мать, так что в советах я не нуждаюсь!
И хотя Бункуа-се несколько раз призывал свои колдовские способности, пробуя исправить брата, результат оставался прежним Кашиндукуа не слушал советов и
продолжал поедать женщин. В конце концов Бункуа-се ударил брата так сильно, что тот перестал подавать какие-либо признаки жизни. Войдя снова в храм через несколько дней, Бункуа-се увидел на полу груду костей ягуара. Он страшно перепугался, подул на кости и Кашиндукуа ожил. И снова пошел пожирать женщин.
После всего этого Кашиндукуа отправился в Небби-гелуке, где расположены три селения ягуаров, и оставался там десять месяцев. А затем вернулся и опять принялся пожирать людей. И не только он сам многие из его последователей тоже сделались злыми. Днем выглядели по-человечески, а по ночам надевали ягуарьи маски и ели людей. Для всех них женщины выглядели как ананасы.
Люди третьего сына Великой Матери, Амбуамбу, жили на морском побережье. Хотя они и бывали у Людей Ягуара в гостях, однако очень их опасались. Если во время посещения горных селений обитатели побережья воздерживались от приема пищи, то все сходило благоприятно. Но стоило им взять из рук коги какую-нибудь еду, как люди-ягуары их самих пожирали.
В конце концов Бункуа-се приказал сделать ловушку. Сейчас ее остатки видны близ берега реки Дон Диего, где большая скала. Днем ловушка имела вид увешанного плодами дерева, а ночью выглядела как женщина. Бункуа-се велел принести ловушку прямо в дом к Кашиндукуа. Тот вошел ночью в помещение: смотрит женщина! Он сразу же взял камень в рот, маску на голову и прыгнул, однако дерево упало на него и придавило, хотя и не задавило насмерть. Подбежали люди. Копьями и стрелами они поразили Кашиндукуа в рот, в зад, в живот, в глаза. Тогда Кашиндукуа произнес:
За каждую болезненную рану, нанесенную мне, я отплачу болезнью, которая начнет косить вас. Боль, страдания и недуги станут отныне вашим уделом и будет вам так плохо, как плохо сейчас мне!
Едва он это сказал, люди отрезали ему его ягуарью голову с большими белыми клыками, отрезали когти, а потом спрятали все это в горной пещере.
Но Кашиндукуа не сгинул бесследно. Когда придет конец мира, он оживет, выскочит из пещеры и станет носиться от селения к селению, пожирая мужчин и
женщин, индейцев и белых.
Кашиндукуа добр ведь он наш отец, ибо наш народ коги есть Народ Ягуара, а Кашиндукуа есть Праотец Ягуара. Это его земля, у него просили мы разрешения жить на ней. Ему должны мы платить за нее и для него танцевать, надевая на себя маски ветра, воды и земли! 57. Смола
Жил шаман, а с ним мать, жена и двое братьев один юноша, другой совсем мальчик. Жена ненавидела мужа, не разговаривала с ним и не кормила его. Она была
влюблена в молодого брата шамана и заботилась только о нем.
Если ты не изменишь своего поведения, предупреждал муж, я превращусь в ягуара!
Но женщина смеялась на всеми угрозами.
Однажды шаман уединился и стал пить свое шаманское зелье аяуаску. Когда шаман пьет аяуаску, он встречается с птицей зонки-винти, владеющей всеми наркотиками. Зонки-винти сама пьет колдовской отвар и становится ягуаром. Этот ягуар ощупывает шамана, а тот шевелится. Если шевельнется пропал, ягуар его съест.
Настала ночь, шаман проснулся, еще раз выпил аяуаски, стал петь и тоже принял образ ягуара. А весь следующий день проспал. Опять наступила ночь, опять он пел, а вернулся домой, грызя какие-то кости.
Знаете, чьи это кости? торжественно спросил он. Воинственных женщин, амазонок, которых можно встретить в лесу!
Думаешь, мне станет страшно от того, что ты грызешь женские кости? отвечала жена.
Утром женщина пошла со своим любовником на реку. Они плескались в воде и громко смеялись. Сзади подкрался ягуар и загрыз обоих. Свекровь слышала крики невестки и бросилась будить сына:
С женой твоей что-то случилось!
Ох, и устал же я! пробормотал шаман, просыпаясь.
Как только он раскрыл рот, мать заметила на зубах свежую кровь и женские волосы. В ужасе он спряталась в своей хижине.
Шаман-ягуар подозвал малолетнего брата и говорит:
Теперь будешь моим помощником. Каждый день подавай мне горячий отвар сахарного тростника!
А вокруг происходило что-то особенное. Со всех сторон собирались ягуары. Они принялись ловить индейцев и убивать всех подряд. Скоро деревня была пуста, если не считать спрятавшейся матери шамана и мальчика-помощника.
Утром женщина решилась выглянуть из укрытия. Она увидела двух незнакомых ребятишек. Это были духи, посланные каким-то добрым шаманом.
Вот тебе смола, сказали они, разогрей ее и залей своему ягуару в ноздри. Смола застынет и он задохнется. Торопись: если его сейчас не умертвить, никому не будет спасения!
Женщина вскипятила смолу и подошла к сыну. Ягуар спал, но вдруг послышался его голос:
Не медли, выливай быстро!
Женщина испугалась, ее рука дрогнула, и смола залила лишь одну ноздрю. Мать убежала и спряталась под кучей фасоли. А шаман встал и спросил маленького брата:
Кто это сделал со мной?
Не знаю, ответил тот.
А я знаю, заревел шаман, это моя мать!
Однако мальчик возразил:
Как это может быть ведь ты ее уже съел, разве не помнишь? Это наверное пчелы залепили тебе ноздрю!
Нет, мать!
Нет, съел ты ее!
Нет, не ел!
Да откуда ты знаешь? Была бы она одна, тогда понятно либо съел, либо нет. А ты пережрал уже столько народа, как можешь помнить?
А ну-ка, посмотри там под кучей фасоли сдается мне, мать там спряталась.
Мальчик побежал, посмотрел и вернулся:
Нет ее там, говорит. Сколько раз можно повторять: съел ты ее, съел, ну, почему не веришь!
Вскоре шаману стало худо: смола растеклась и полностью залепила ноздри. Тогда он позвал всех других злых шаманов, которые превратились вместе с ним в ягуаров, и велел привести к себе большого дятла пусть пробьет смоляную корку клювом. Большого дятла нашли, но пробить смолу он не смог. Стали звать на помощь прочих птиц и зверей: цаплю, ящерицу, обезьяну. Шаману-ягуару делалось хуже с каждой минутой. Умри он и все ягуары исчезли бы, так как он был их хозяином и вождем. Наконец, явился малый дятел. Принявшись за работу, он продолбил-таки отверстие в смоляной корке. Ягуар втянул воздух, пытаясь проглотить своего спасителя, но тот увернулся и улетел.
Мальчик-помощник сказал ягуару:
Пошли, ведь надо найти пещеру!
Погоди, отвечал тот, сперва я должен доесть людей и прежде всего разыскать и сожрать мою мать!
Нет больше человечины, возражал мальчик, ты все уже доел, пошли скорее! Останешься тут, опять попадешь в беду, залепят пчелы тебе снова ноздри, и ты
задохнешься!
И вот они двинулись в путь мальчик впереди, шаман-ягуар за ним, а следом один за другим остальные ягуары. Мальчик сам был тоже шаманом. Время от времени он возвращался в селение. Здесь он готовил брату сок сахарного тростника и рассказывал матери, как обстоят дела. Сперва он просил ее соблюдать осторожность и сидеть тихо, затем разрешил выйти помыться. К тому времени ягуары уже ушли далеко. Было видно, как они шествуют длинной цепью за вожаком, больше похожие не на ягуаров, а на огромных свиней. Наконец, ягуары поднялись на гору и достигли пещеры, но она им не понравилась и они миновали ее. Следуя дальше, они отыскали другую пещеру, внутри которой словно бы находился огромный дом. Туда они согласились войти. Мальчик-помощник пришел к матери и сказал:
Ягуары заходят в пещеру. Отправляйся искать оставшихся родственников, а я вернусь к брату. Надо накормить его сладким соком.
Ягуары закрылись в пещере. Осталось лишь небольшое отверстие, через которое помощник подавал им еду.
Однажды мать услышала хруст тростника. Она вышла из дома и увидела младшего сына.