Проблема положительного героя у Диккенса и Теккерея (бред):)
На английский роман 60- года существенное влияние оказал позитивизм того времени, в романе Диккенса «холодный дом»( с 53…) существенно расширяется круг положительных героев, появляется новый персонаж из среды буржуазии - Раунсэвелл, который с пониманием относится к нуждам рабочих и те платят ему уважением и благодарностью. Исследуя корни зла, Диккенс все чаще апеллирует к доброму началу в человеке. В произведениях Теккерея герои становятся больше похожи на героев Диккенса «Крошка Доррит», чем на самих его персонажей, допустим ярмарки тщеславия, где проблема положительного героя представляла для Теккерея неразрешимую трудность. Он не мог найти достойного или достойную среди тех, кого описывал: все они живут по законам "ярмарки", где всё продаётся и всё покупается, где достоинство человека определяется величиной его капитала, всем правят успех и богатство, где деньги намного важнее, чем счастье. Внешность своей героини Диккенс уравновешивает величием ее сердца, целиком отданного другим. Она может показаться «скучной», как, собственно говоря, все положительные герои Диккенса. Но К.Д. героиня не реалистическая. Она абсолютно условна, так же как и знаменитые гротесковые персонажи писателя. Разные, они из одного мира. К.Д. по-своему гротескна. И все же не случайно, что именно К.Д. и идеализированные герои ее типа, а не эксцентрические персонажи с их яркостью, комизмом, агрессивностью и обаянием являются подлинными героями Диккенса. К.Д. стала символом авторской мечты о прочности и надежности в человеческих отношениях
ПАРНАС (фр. Parnasse) – литературное объединение, созданное во Франции во второй половине 19 в. Название «парнасцы» группа получила по аналогии с альманахом «Современный Парнас», выходившего трижды – в 1866, 1869 и 1876. Основные представители: Шарль-Мари Леконт де Лиль (1818–1894), Теофиль Готье (1811–1872), Хозе-Мари Эредиа (1842–1905), Теодор де Банвиль (1823–1891). К группе ненадолго примыкали Ш.Бодлер, П.Верлен, С.Малларме, Ф.Коппе. Первыми произведениями «парнасского» стиля стали поэтические сборники Т.Готье Эмали и камеи (1852) и Ш.М.Леконта де Лиля Античные стихотворения (1852). В предисловии к Античным стихотворениям автор выдвинул новую литературную программу, созданную в противовес романтизму. Взамен контрастов и преувеличенных страстей Леконт де Лиль предлагал ясность и отстраненность изображения, а его объектом вместо собственной души поэта призывал избрать историю древности. Он по-новому определил понятие Прекрасного, говоря, что оно не совпадает с понятием Правды, и утверждая самоценность Красоты и служащего ей искусства. По сути, Леконт де Лиль сформулировал принцип «искусства для искусства», ставший девизом «Парнаса». Небольшой трактат о французской поэзии Теодора де Банвиля (1872) продолжил идеи Леконта де Лиля о необходимости оттачивать поэтическое мастерство, чтобы создать ясное, классическое по своей форме произведение. Характерными чертами парнасцев стали точность и выверенность поэтики вместо вдохновенной небрежности романтиков, заботливое отношение к отделке стиха и внимание к вещи в ее чувственных проявлениях. Любовь к «романтическому пейзажу» сменилась любовью к «искусственной природе». Живое в их поэзии часто сравнивалось с неживым, материя с материалом (нагота женщины – мрамор, листва – медь, небо – голубая эмаль и т.д.). В отличие от романтика, изображавшего мир в его динамике, парнасец стремился остановить мгновение, придать ему законченность и величие. Таково изображение природы у Леконта де Лиля (Варварские стихотворения, 1862). Главным приемом парнасцев стало развернутое описание, создание «словесной картины». Особенно ярко эта черта проявилась в сборнике Эмали и камеи Теофиля Готье, состоящем из стихотворений-экфразисов (жанр экфразиса возник в эллинистической литературе и представляет собой описание предметов, сотворенных человеком, особенно произведений искусства). Здесь «природная» жизнь полностью заменена артефактами. К 1880-м мода на поэзию «Парнаса» уступила моде на символизм. Только Трофеи кубинца Х.-М.Эредиа, выйдя с некоторым опозданием (1893), обозначили конец направления.
Переплетение сказочной фантастики и действительности в повести Гофмана «Золотой горшок».
Герой произведения – студент Ансельм – характерный романтич. образ. Человек с богатой внутр.жизнью, крайне беспомощен и неловок в обыденной жизни. Он живет как бы в двух мирах: во внутр.мире своих переживаний и в мире повседневной реальности. Конфликт мечты и реальности принимает гротескно-комический характер. Ситуация близка к сказке: за душу героя борются светлые и темные силы. Темные – это филистерский мир реальности: ограниченная мещанка Вероника, Паульман, Геербранд – ограниченные чиновники. Но и этот мир связан с мистикой: няня Вероники злая колдунья, стремящаяся насильно женить Ансельма на Веронике.Светлые силы имеют также свое земное и сверхъестественное происхождение; это архивариус Линдхорст, который в то же время оказывается князем саламандр, и его дочь Серпентина – золотисто-зеленая змейка. Победа светлых сил – это победа внутр.мира, мира мечты и поэзии над житейской пошлостью. Победа символизирована женитьбой Ансельма и Серпентины и их жизнь в сказочной стране Атлантиде, которая стала воплощением внутр.мира чел-ка, мира его мечтаний.
Байрон КорсарБайрон «Паломничество Чайльд-Гарольда»
Чайльд-Гарольд устал от веселого и бездумного времяпрепровождения, его тяготят друзья по кутежам, женщины, с готовностью отвечающие на любовь. Разочарованный во всем, признав, что жизнь его пуста и бессмысленна, он решает уехать в незнакомые края. Готовя "Чайльд-Гарольда" к изданию, поэт встретился с препятствиями. Его издатель Меррей требовал исключить из поэмы ряд строф, носивших политический характер, но поэт отказался. "Паломничество Чайльд-Гарольда" - первое произведение Байрона-романтика, романтика нового типа, отличного от всех его предшественников. Отстаивая свободу народов, их право на национально-освободительную борьбу, Байрон не бежал от действительности, а
призывал вмешаться в нее. Ратуя за духовное раскрепощение человека, выступая в защиту его от насилия и унижения, он требовал и от самого человека активных действий, он клеймил его позором за то, что тот подчинился рабству, склонил голову перед тираном. В первой песни поэмы, в которой рассказывается о нашествии наполеоновских войск на Пиренейский полуостров, Война ассоциируется у поэта с правителями государств, развязывающими войны ради захвата чужих земель, Байрону удается создать образ народа в движении, в действии. Во второй песни Чайльд-Гарольд оказывается сначала в Албании, затем в Греции. Народы этих стран под игом Турции. Коварна и изощренна восточная тирания, и печать ее на лицах местных деспотов, наместников султана. Новаторское содержание поэмы диктовало и отказ от общепринятых представлений, каким должен быть язык поэта. Байрон пересматривает весь арсенал художественных средств английской поэзии, отбирая нужное для себя; в частности, при обобщениях он пользуется принципом аллегории, известным со времен английской поэзии средневековья; охотно обращается он и к народному английскому языку. Отсутствие скованности в использовании всего богатства родного языка дало ему широкие возможности для поэтического изложения
беспрерывно меняющегося содержания поэмы. третьей песни Байрон подробно описывает сражение при Ватерлоо и раскрывает в связи с этим свое отношение к Наполеону. Итальянская, то есть четвертая, песнь "Чайльд-Гарольда" по объему самая большая из всех песен поэмы. Основная мысль поэта: Италия не может быть чужой для других народов, ибо ее многовековая история и культура являлись для всего человечества источником духовного богатства, и с ее порабощением народы не должны мириться.
В.Скотт (Айвенго)
Скотт создал новое худ.мышление лит-ры нового времени. Вперед двинулась фил-ия истории. С.совершил перелом, открыл европейцам их собственную историю, прошлое, мир средневековья. Творческий метод – сложное сочетание преобладающего начала романтизма с ярко выраженными тенденциями реализма. Фантастика в романах связана с поверьями народов и особенностями его мировоззрения в каждую из описываемых эпох. Достоинство ист.романа Скотта – прием соединения описания частной жизни с истор.событиями. С. никогда не ставил личность над обществом, подчеркивал зависимость судьбы отдельного чел-ка от хода развития истории. «Айвенго» (1819), действие романа в конце 12 в., борьба между англосаксами и завоевателями нормандцами. Побеждают нормандцы, что исторически закономерно, победа означает победу нового общ.порядка. Рисует реалистическую картину жестоких феод.порядков и нравов. Средневековье в романе – кровавый и мрачный период. Образ короля Ричарда идеализирован, в этом консерватизм Скотта, это повлекло за собой романтизацию. Реалистично передан народ и его вожаки – Робин Гуд (Локсли). Но на мастерски воссозданном истор.фоне, при сравнении с галереей оригинальных и блестящих образов, проигрывают центральные герои – Айвенго, Ровена. Много истор. Деталей, подробности – истор.колорит.