Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Зарубежной литературе 19 века (стр. 5 из 16)

Американский романтизм развивался в первой половине 19 века. Он явился откликом на события, связанные с ам.революцией 70-ых годов 18века и франц.рев-ей 1789-1794г. В ам.лит-ре первой половины 19в. отразились существенные явления жизни страны. Значительных успехов ам.ром-м достиг в период с 20-30 ых.г. 19века. Видное место в лит-ре тех лет занимают Ф.Купер и Ирвинг. Их тв-во отразило характерные особенности америк.ром-ма на раннем этапе развития. Ир. и К. на начальном этапе своего тв-ва были вдохновлены идеями ам.революции и борьбы за независимость. Вместе с тем в тв-ве ранних романтиков уже вполне определенно звучат настроения недовольства широких народных масс, вызванные жестокостью капиталистических порядков. Тв-во ранних ром-ков перекликается с демократической лит-ой 18века. Большое положительное значение имели созданные ими образы сильных, мужественных людей, противопоставленные корыстолюбивым бурж.дельцам. Поэтизация человека, живущего на лоне природы, поэтизация его мужественной борьбы с нею составляют одну из характерных особенностей раннего ам.ром-ма. В своих ранних юмористических очерках Ирвинг выступал против истребления индийских племен. Характерно противопоставление идеализируемой им старины картинам жизни современной Америки. Также важное место занимает переплетение элементов фантастики с фольклорной традицией. В тв-ве писателей –романтиков более позднего периода 30-50г. преобладающими становятся настроения разочарования и неверия в будущее (Э.По).

Джордж гордон ноэль байрон. 1788-1824

Родился в лондоне в обедневшей аристократической семье. Пишет первый сборник стихов, и в ответ на критику обсирает всех великих, включая кольриджа и вордстворта за реакционность и религиозность. Он не примешивает религии к эстетике, он атеист, приверженец разума. 1809 - 1811 путешествует в португалию, испанию, грецию, албанию, турцию, мальту. 1812 - "паломничество..". типичный образ. Выразитель разочарования в итогах фр. революции. Новатор: соединял различные жанры, эпос и лирику, совершенствовал описания душевных эмоций. Новая мысль, что массы творят историю. Встрачаются абстрактно - философские символы. Например, впервой песне возникает ужасный кроваво-красный гигант Война, гибельный и стремительный колосс сирокко. На реакцию везде откликнулся восточными поэмами - могчие, титанические характеры бунтовщиков. Выступают во имя абстрактных идеалов свободы, равества,счастья, годятся для индивидуального бунта и анархии. 1812 выступает против торийских властей, за луддитов. Навлекает на себя гнев, развод. Уезжает в 1816 в швейцарию, кризис, пишет манфреда и тьму. Манфред - мировая скорбь. Герой страдает от страшных мук одиночества, им овладевает отчаяние от сознания совей вины перед людьми, которых он погубил и тп. Все переживания мага облясняются исторически: скорбит от того, что гуманистические идеалы просвещения в фр. рев. Обратились в противоположность: волчью мораль и преступления собственников. Признается, что и сам переродился, стал ндивидуалистом, эгоистом, способным уничтожить всякого, кто становится на пути. Новое в тво-ве - развенчивает идеального героя. Изобличает эгоизм, высокомерие, презрение к черни. Каин - драма идей, отсутствует действие, заменено страстными романтическими монологами. Дон Жуан, Два Фоскари - новый принцип организации жизненного материала. Реализм иного типа. Грандиозная панорама евр. Жизни, история, быт, нравы, накануне фр. бурж рев. В многочисл. Отступлениях - оценка соц. И олитич. Жизни европы. Здесь царят зхозяева-банкиры, войны из-за выгоды. Лирич. Произведения близки к фольклору. Простота стиля, задушевность, напевность. Прощание с Ньюстедским аббаотством. Отрывок, написанный вскоре после замужества мисс Чаворт. Хочу я быть ребенком вольным. Ода автоам билля против разрушителей станков. В альбом. Песня греческих повстанцев. Дочь Иефая. "Душа моя мрачна". У вод вавилонских, печалью томимы. Прометей. Тьма. Сон. Стансы к Августе. ИЗ дневника в Кефалонии. "Ты кончил жизни путь, герой…". Паломничество Чайльд Гарольда. Корсар, Мафрде, Дон Жуан.

Поэзия Скотта - это и важный начальный период его развития, охватывающий в целом около двадцати лет, если считать, что первые опыты Скотта были опубликованы в начале 1790-х годов, а "Уэверли", задуманный в 1805 году, был закончен только в 1814 году; это и важная сторона всего творческого развития Скотта в целом. Эстетика романов Скотта тесно связана с эстетикой его поэзии, развивает ее и вбирает в сложный строй своих художественных средств. Вот почему в настоящем собрании сочинений Скотта его поэзии уделено такое внимание. Есть все основания предполагать, что интерес к национальной поэтической старине у Скотта сложился и под воздействием немецкой поэзии конца XVIII века, под влиянием идей Гердера. В 1802-1803 годах тремя выпусками вышла большая книга Скотта "Песни шотландской границы". К славной плеяде английских и шотландских фольклористов, занимавшихся собиранием и изучением народной поэзии, прибавилось еще одно имя. Книга Скотта, снабженная содержательным введением, рядом интересных заметок и подробным комментарием, а иногда также и записью мелодий, на которые исполнялась та или иная баллада, стала событием не только в европейской литературе, но и в науке начала XIX века.

Поэмы. он, по существу, окончательно победил старую классицистическую эпопею, представленную в английской литературе конца XVIII века необозримой продукцией стихотворцев-ремесленников. Девять поэм Скотта {"Песнь последнего менестреля", 1805; "Мармион", 1808; "Дева озера", 1810; "Видение дона Родерика", 1811; "Рокби", 1813; "Свадьба в Трирмене", 1813; "Властитель островов", 1814; "Поле Ватерлоо", 1815; "Гарольд Бесстрашный", 1817.} - целый эпический мир, богатый не только содержанием и стихотворным мастерством, строфикой, смелой рифмой, новаторской метрикой, обогащенной занятиями народным стихом, но и жанрами. Так, например, в поэме "Песнь последнего менестреля" воплощен жанр рыцарской сказки, насыщенной веяниями европейской куртуазной поэзии, великим знатоком которой был Скотт. Поэма "Дева озера" - образец поэмы исторической, полной реалий и подлинных фактов. В основе ее действительное событие, конец дома Дугласов, сломленных после долгой борьбы суровой рукою короля Иакова II, главного героя поэмы Скотта. Этот жанр исторической поэмы, богатой реалистическими картинами и живыми пейзажами, полнее всего воплощен в поэме "Мармион", которая, как и "Властитель островов", повествует о борьбе шотландцев против английских завоевателей, и особенно в поэме "Рокби". От "Рокби" открывается прямой путь к историческому роману Скотта. Несколько вставных песен из этой поэмы помещены в настоящем томе и дают представление о многоголосом, глубоко поэтическом звучании "Рокби". В 1830 году Скотт переиздал свой сборник "Песни шотландской границы", снабдив его пространным предисловием под заглавием "Вводные замечания о народной поэзии и о различных сборниках британских (преимущественно шотландских) баллад"

Новеллы По

ПО, ЭДГАР АЛЛАН (Poe, Edgar Allan) (1809–1849), американский поэт, прозаик, критик, создатель жанра «новеллы ужаса». Так же он является основоположником детективного жанра. Его влияние ощутимо в произведениях таких разных авторов, как Ш.Бодлер, А.Теннисон, Ф.М.Достоевский, А.Конан Дойл. Литературные наставления По, касавшиеся жанра новеллы, не возымели бы действия, если бы он не реализовал их столь блестяще на практике. В рассказе Сердце-обличитель (The Tell-Tale Heart) По добивался впечатления, что его герой безумен, и отрицая свое безумие, он лишь подтверждает его: «Ну да! Я нервен, нервен ужасно – дальше уж некуда; всегда был и остаюсь таким; но откуда вы взяли, что я – сумасшедший? Болезнь лишь обострила мою восприимчивость, а не нарушила, не притупила ее. Особенно же изощрился мой слух. Я слышал все сущее в небесах и в недрах. Я слышал многое в преисподней. Какой же я сумасшедший? Вот послушайте только! Да заметьте, как здраво и гладко поведу я свой рассказ». По не было равных в умении так изобразить место действия и создать такую атмосферу, что читателем овладевает страх. Тревожная обстановка, воссозданная в самом начале новеллы Падение дома Ашеров, уже предвещает последующие жуткие события: «В течение всего унылого, темного, глухого осеннего дня, когда тучи нависали гнетуще низко, я в одиночестве ехал верхом по удивительно безрадостной местности и, когда сумерки начали сгущаться, наконец обнаружил в поле моего зрения Дом Ашеров». Главные свои новеллыБереника (Berenice), Лигейя (Ligeia) и свой шедевр Падение дома Ашеров По напечатал в 1830-е годы. Новеллы, демонстрирующие аналитические способности ума и опубликованные в 1842–1845 (Убийства на улице Морг, Золотой жук, Украденное письмоThe Purloined Letter), заложили основы детективного жанра. Маска КраснойСмерти (The Masque of the Red Death, 1843), Черный кот (The Black Cat, 1843), Сердце-обличитель (1843) и Бочонок амонтильядо (The Cask of Amontillado, 1846) – классические образцы «новеллы ужаса».

Поэзия По

Поэзия П. не оторвана от всего остального творчества; недаром несколько его стихотворений включены в его же рассказы. Любимый герой П. ощутимо присутствует в этой лирике тонких чувств и переживаний, окрашенных в мрачные тона, внося раздвоение чувства и сознания, пожирающую сердце скорбь и бессилие познать таинственное. Как и в прозе, П. стремится достигнуть своими стихами определенного эффекта. Тема любви и смерти, в к-рой любовь подчеркивает ужас смерти, а смерть — силу и непобедимость любви, развертывается в ряде стихов П. Мрачная подавленность и раздвоение сознания, идущего к безумию, в поэме «Ulalume» перекликаются с безнадежной скорбью «Ворона»( лучшая его поэма)«Ворон» — это отображение страшного в естественном, это поэма о безысходности скорби, о безнадежности горя». Мрачный тон «Старого моряка» с его потрясающей сердца людей предопределенностью, простотой и в то же время грандиозностью образов, условным реализмом непостижимого, фантастические образы «Кубля-хан» — все это оказало большое влияние на творчество П.П. сознательно стремился найти в технике английского стиха новые средства — он вводит новые сочетания размеров и строф, он тщательно разрабатывает внутреннюю рифму, аллитерации, звукоподражание, достигая неумирающей, по выражению Брюсова, ритмичности и музыкальности. Эта поэтическая техника достигает своей вершины в стихотворении «The bells» (Колокола), в к-ром переданы все оттенки колокольного звона.