СТЕНДАЛЬ (Stendhal; псевд., наст. имя – Анри Мари Бейль, Beyle) (1783–1842), французский писатель.. Когда в 1814 Наполеон отрекся от престола, Бейль едва ли не с радостью отправился в Италию, чтобы заняться литературным трудом.
Книга Рим, Неапольи Флоренция (1817) вышла под псевдонимом Стендаль и обнаружила его восторженный дилетантизм; путевые впечатления перемешаны здесь с легковесной социальной и эстетической критикой. Однако позже, в трактате О любви (1822), проявилась склонность Стендаля к самоанализу. Как и в его великих романах, откровенная мечтательность сопровождается здесь сухим разоблачительным анализом безумной склонности к мечтам. Живя в Париже он зарабатывает на жизнь работой в газетах и журналах, в то же время печатает памфлет в защиту романтиков «Расин и Шекспир»1823г Первой его попыткой в беллетристике стал роман Арманс (1827). Следующий роман, Красное и черное (1831), полностью раскрыл его писательские возможности. Прототипом Жюльена Сореля был молодой провинциал Антуан Берте, который в 1827 был осужден и казнен за убийство своей любовницы. Эпизод уголовной хроники предстал у Стендаля трагедией талантливой личности, не нашедшей применения своим способностям и энергии в эпоху Реставрации (время действия в книге – примерно 1826–1830). Люсьен Левен (1834–1836; опубл. полностью в 1929) – по имени главногогероя. Ламьель (1839–1842; опубл. полностью в 1928), комический роман о воспитании чувств замечательной девушки, также не был завершен, осталось несколько его редакций. Стендаль издал множество Итальянских хроник (1837–1839) на основе ренессансных рукописей и памфлетов, найденных им в Риме Записки туриста (размышление во время своих путешествий по европе 1838). Наконец, в чудесном порыве вдохновения, он за 52 дня создал свой шедевр – Пармскую обитель (1839). Одним из величайших открытий романа стали батальные сцены. Битва при Ватерлоо увидена глазами почти случайного ее участника, неискушенного, растерянного юноши, неспособного связать и осмыслить ее отдельные эпизоды. Толчок сюжету романа дали итальянские хроники, описывавшие ранние годы А.Фарнезе, позднее папы Павла III, а также некоторые обстоятельства жизни скульптора и писателя Б.Челлини. Однако это глубоко современный роман (его действие завершается в начале 1830-х годов), рисующий послереволюционное возрождение деспотии.
Взгляды Стендаля( в творчесве)
Стендаль был убежденным атеистом, его мировоззрение складываось под влиянием материалистической философии Нового времени (Гельвеций, Гоббс, Руссо Стендаль был убежденным атеистом, его мировоззрение складываось под влиянием материалистической философии Нового времени (Гельвеций, Гоббс, Руссо). В юности Стендаль увлекся математикой. Эти увлечения не были случайны - с детских лет Анри обнаружил пытливый ум, стремление во всяком явлении обнаружить его причину и предугадать его последствия. В согласии с материалистическим учением, Стендаль стал считать, что в основе всех поступков человека лежит эгоизм, но нравственное чувство и воля должны обуздывать эгоистические интересы.
Творчеству Стендаля свойственно органическое сочетание трезвости взгляда и воодушевляющей романтики, элементов критики и психологической глубины. Вся его литературная деятельность была подчинена стремлению отразить драматизм жизни, создать пластически объёмные, полнокровные образы, в которых запечатлены мысли и страсти породившей их эпохи. В поисках цельных характеров, пламенных страстей и героических деяний, которым, по убеждению С., не было места в современной ему Франции, писатель обращается к старинным хроникам и эпизодам национально-освободительной борьбы итальянского народа против австрийских поработителей. Толчком для создания романа "Пармская обитель" (1839) послужило как изучение хроник семейства Фарнезе, так и восстание, на самом деле происшедшее в герцогстве Моденском и спровоцированное самим герцогом. Перенеся место действия в Парму, С. превращает изображение нравов этого крохотного полицейского государства в символическую картину всей Европы периода реакции после Наполеоновских войн. В романе с огромной силой звучит тема свободолюбия, тема борьбы гордых и самоотверженных патриотов за освобождение и воссоединение Италии. Свидетельством активного участия С. в спорах о романтических и классических направлениях в литературе служат две версии памфлета "Расин и Шекспир" (1823 и 1825), в которых он, противопоставляя глубокое и страстное искусство У. Шекспира обветшалым догмам эпигонов классицизма, требует отказа от пресловутых "трёх единств", создания новой драматургии, современной по духу. Защищая романтизм, С. в то же время отвергает установки консервативных романтиков с их бегством от действительности и идеализацией средневековья, мишурной экзотикой и, по сути дела, закладывает основы реалистического направления в литературе. Историзм в подходе к событиям, правдивая обрисовка положений и характеров, глубокий анализ тончайших переживаний человека, сатирическое изображение мирка светской черни - все эти черты реалистического метода С. наметились уже в его первом, ещё не свободном от некоторого схематизма романе "Арманс" (т. 1-3, 1827). В новелле "Ванина Ванини" (1829) сочувственно обрисован итальянский патриот-карбонарий.
Психологический роман Стендаля (мало)
В литературе Стендаль видит своей задачей рассмотреть этапы становления человеческого характера. Создавая литературные характеры, Стендаль опирается на существующий опыт, как правило, всякий персонаж Стендаля имеет прототип. Одним из определяющих качеств души человека Стендаль считает любовь. При этом Стендаль устанавливает своеобразную классифика-цию видов любви. Любимые герои писателя проходят эволюцию под влиянием сильного чувства - от любви-честолюбия к любви-страсти. Любовь-страсть Стендаль считал высшим проявлением духовных сил человека. Именно любовь выявляет многосторонность человеческого характера, его непредсказуемость, что является основой психологизма в литературе. Человеческая душа не поддается без остатка делению на разум. Жюльен Сорель, следуя заветам Тартюва (любимого героя), желает из тщеславия влюбить в себя г-жу де Реналь. Это удается ему. Но не-предсказуемость его характера проявляется в том, что сам незаметно для себя он влюбляется в г-жу де Реналь и совершает поступки, которые сам в иное время осудил бы разумом. В то же время герои Стендаля - безу-пречно здравомыслящи. Если посмотреть, как структурируется внутрен-ний монолог в романе "Красное и черное", мы увидим, что по большей части он строится по законам логики.
«Шекспир и Расин» Стендаля
Первая половина 20-х годов ознаменована для Стендаля выходом в свет двух выпусков его памфлета - литературного манифеста «Расин и Шекспир» (1823; 1825), подводившего итоги борьбы романтиков с классицистами и предначертавшего программу будущего реалистического искусства. Вскрывая сложную взаимосвязь автора памфлета с романтиками, необходимо прежде всего отметить общность, выразившуюся в его негативном отношении к классицизму. Развивая мысли об «идеале прекрасного», он утверждает, что искусство эволюционирует вместе с обществом и изменением его эстетических запросов. И поколению, прошедшему через Великую французскую революцию, горнило республиканских войн и Бородинского сражения, ставшему свидетелем Ста дней и битвы при Ватерлоо, нужны уже иные произведения, отражающие специфику его эпохи, общественные бури и политические заговоры, столкновения могучих характеров и страстей. Сегодняшней Франции, доказывается в памфлете, более созвучна поэтика Шекспира - автора исторических хроник и трагедий, являющая собою полную противоположность театру Расина с его утонченными героями и камерными переживаниями. Выявляется специфика термина «романтизм» в интерпретации Стендаля. «Романтизм - это искусство давать народам литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наивысшее наслаждение...- декларирует он.- В сущности, все великие писатели были в свое время романтиками. А классики - это те, которые через столетие после их смерти подражают им, вместо того, чтобы раскрыть глаза и подражать природе». Таким образом, ратуя за романтизм, Стендаль имеет в виду не столько какую-либо определенную эстетическую систему, сколько творческий принцип, предполагающий созвучность произведения эпохе, его породившей. Отсюда на первый взгляд парадоксальный тезис, объединяющий Расина и Шекспира. Пытаясь выявить специфику и назначение искусства нового времени, которое по своему уровню могло бы сравниться с шекспировским и расиновским, Стендаль, по существу, формулирует принципы реализма, называя это искусство романтическим, так как термина «реализм» в ту пору еще не существовало. Стендаль настаивает на его применении в разработке не только исторических, но и современных сюжетов, требуя правдивого и естественного изображения действительности. В противовес экзотике и преувеличениям романтиков Стендаль подчеркивает: в драме «действие должно быть похоже на то, что ежедневно происходит на наших глазах». Новая литература, утверждает Стендаль, должна выработать свой стиль - «ясный, простой, идущий прямо к цели», не уступающий в своих достоинствах французской классической прозе XVIII в.