Смекни!
smekni.com

Проблемы взаимодействия литературы и экономики в творчестве и жизни Николая Алексеевича Некрасов (стр. 1 из 8)

На правах рукописи

Макеев Михаил Сергеевич

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭКОНОМИКИ

В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ

Н. А. НЕКРАСОВА 1838 – 1869 ГОДОВ

Специальность 10.01.01 – русская литература

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Москва – 2009


Работа выполнена на кафедре истории русской литературы филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Официальные оппоненты доктор филологических наук А.П. Ауэр
Доктор филологических наук Г.А. Шпилевая
Доктор филологических наук Н.Л. Вершинина
Ведущаяорганизация Институт русской литературы РАН

Защита диссертации состоится 20 октября 2009 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д-501.001.26 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова

Адрес: 119992, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Автореферат разослан «__» ________ 2009 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук,

доцент А.Б. Криницын


Темой настоящей диссертации является взаимодействие литературы и экономики в творчестве и жизни Николая Алексеевича Некрасова. «Двойственность» Некрасова, его способность сочетать в себе поэта с успешным предпринимателем хорошо известна. Однако до сих пор эта двойственность не стала объектом содержательного анализа. В лучшем случае она вызывала удивление современников поэта, а также его поздних биографов и исследователей, и интерпретировалась ими как «противоречие» его личности.

Оставляя в стороне вопрос о «личности» Некрасова, мы исходим в нашей работе из противоположных предпосылок, из представлений о том, что практики (поэтическая и коммерческая), в которые одновременно был вовлечен Некрасов, не были отделены у него друг от друга непроходимой пропастью, не противоречили одна другой, но органично взаимодействовали. Учет этого взаимодействия позволяет во многих случаях решать историко-литературные проблемы, не поддающиеся разрешению в рамках имманентного подхода к творчеству поэта. Случаи такого взаимодействия не описываются одной формулой, единым алгоритмом, они разнообразны и разнонаправленны. Тем не менее, механизмы этих взаимодействий могут и должны быть изучены, создание их научной типологии – задача, поддающаяся решению. Это и есть те положения, которые мы выносим на обсуждение и доказательству которых посвящена наша работа.

Некрасововедение к настоящему времени накопило очень большой фактический материал, касающийся не только творчества, но и издательской деятельности, коммерческих проектов Некрасова. Этот материал представлен в «некрасовских» томах «Литературного наследства» (49-54), в 14-ти «Некрасовских сборниках», а также в полном собрании сочинений Некрасова в 15-ти томах (Л.; СПб., 1981-2000), прежде всего в томах XIII -XV, содержащих массив документов, далеко не всегда находящих себе место в академических изданиях: таких как редакционные объявления, ведомости, расписки.

Тем не менее, концептуально этот материал почти не разработан. Некрасову-издателю, Некрасову-предпринимателю посвящено очень мало научных работ. Обычно мы имеем дело с «упоминаниями» или общим «обзором» его издательской и предпринимательской деятельности в монографиях, посвященных жизни и творчеству поэта (например у Н.Н. Cкатова или В.Н. Жданова), или небольшими статьями, предваряющими публикацию деловых документов Некрасова или короткими комментариями к ним. Едва ли не единственной монографией, посвященной деятельности Некрасова как издателя и литературного предпринимателя, является книга Б.В. Мельгунова «Некрасов-журналист. Малоизученные аспекты проблемы» (Л., 1989).

Еще меньше исследований, прямо касающихся нашей темы – взаимодействия экономики и творчества, коммерции и поэзии у Некрасова. Чаще всего они представляют собой размышления о «противоречиях» в личности Некрасова. Это относится и к «классической» статье К.И. Чуковского «Тема денег в творчестве Некрасова», долгое время остававшейся единственной, прямо посвященной этому вопросу. В последнее время эта проблема стала привлекать некрасововедов (нужно назвать в этой связи недавние работы Н.Н. Пайкова), однако и современные исследователи не избегают «психологического подхода» к проблеме, стремятся объяснить «противоречия» личности Некрасова.

Отсутствие серьезных достижений в разработке вопросов, касающихся Некрасова поэта и предпринимателя, на наш взгляд, связано с слабой теоретической разработкой общей проблемы взаимодействия литературы и культуры с коммерцией. Эта слабость свойственна, прежде всего, отечественной науке о литературе. Немногочисленные работы, созданные в рамках формальной школы в конце ее существования (например, Гриц Т., Тренин В., Никитин М. Словесность и коммерция. М., 1929), представляют подбор материала, но не содержат метода работы с ним. Неудачей закончились поиски методов исследования такого взаимодействия, предпринятые школой, получившей прозвище «вульгарно-социологической» (таких ее представителей, как Д.Д. Благой, В.Ф. Переверзев и др.) в значительной степени из-за слабости ее теоретических предпосылок. Представителям этого направления было свойственно слишком буквальное и упрощенное понимание связи между материальными интересами человека и его творческой деятельностью, негибкое использование понятий классов и классовой борьбы, понятия «обусловленности», трактуемого ими слишком прямолинейно.

В результате (хотя имеются и другие причины этого) не только метод, но и сама проблематика была до некоторой степени скомпрометирована в отечественном литературоведении. Всякое стремление связать каким-то образом высшую культурную деятельность человека сферой материальных интересов вызывали устойчивую ассоциацию с философской традицией марксизма, а значит идеологическое неприятие, нежелание связывать себя с «скомпрометированной» традицией.

Существенно ближе к пониманию механизмов взаимодействия литературы и экономики подошла западная филология. Прежде всего, это касается другого вида марксистской критики – так называемого западного марксизм, получившего распространение в сороковые-пятидесятые годы 20-го века. Прежде всего, нужно выделить работы Дьердя Лукача и его последователя Люсьена Гольдманна. Эти критики искали более сложные и опосредованные связи между культурой и экономикой, менее жестко понимая термины «экономический интерес» и «классовое сознание». Однако их подход характеризуется обычным для марксизма «объективизмом», верой в существование классовых противоречий, в литературу как «отражение» этих противоречий. Эти черты присущи и работам англо-американских неомарксистких критиков, таких как Терри Иглтон и Фредрик Джеймисон.

Важный шаг к пониманию реально сложного взаимодейсвтия экономики и литературы был сделан в трудах французского социолога Пьера Бурдье и его последователей. Главное достоинство их работ в том, что они не только показали писателя, критика, издателя как равноправных и активных (а не пассивно подчиняющихся идеологическим, классовым, экономическим детерминациям) агентов литературного процесса, но и вернули интерес к специфике поля литературы, обратив внимание на то, что взаимодействие экономики и культуры не может быть понято без учета того, что литература существует по своим правилам, что у нее есть своя специфика «ценообразования», что в какой-то момент именно позиция бескорыстия, незаинтересованности художника может быть воплощением вполне четкой экономической стратегии. Бурдье показал, что в культурном поле существуют свои особые стратегии и свои особые цели, экономический характер которых не виден «с первого взгляда». Однако его недостаток заключается в том, что он придал этой специфике слишком большое значение. Его модель «культурного поля» избыточно сложна и в своей полноте непригодна для исследования взаимодействия экономики и литературы.

Все выше оисанные подходы учтены и их теоретические достижения до некоторой степени использованы в диссертации. Однако методологической основой работы стали подходы, разрабатываемыенаучной школой, в настоящее время складывающейся в западном (прежде всего, англо-американском) литературоведении и получившая название «новой экономической критики». Не будучи ни в каком смысле «неомарксистами», избегая жесткого детерминизма, обусловленности, критики, работающие в этом направлении, показали, насколько многообразно воздействие, которое экономика оказывает на литературу. Исследователями, принадлежащими к этой школе, в текстах, совершенно не касающихся экономики, обнаруживаются экономические метафоры, принципиально важные для их содержания (например, в работах П. Делани). Такие критики демонстрируют воздействие, которое оказывает, например, изменение рыночной цены печатной продукции и величины авторского гонорара на поэтику литературных произведений (от объема и жанра до языка и стиля) (См. работы М. Вудманзи); показывают влияние экономических условий существования писателя на его искусство (Марк Шелл); делают успешные попытки увидеть в тропах, риторических фигурах аналог экономических инструментов, а в художественных структурах – аналог экономических систем обмена и рынка (Марк Остин). Сделан ряд работ, в которых исследуется воздействие института авторского права на формирование философской эстетики (Вудманзи), влияние становления системы персонального кредита на художественное воображение (Брентлингер), воздействие экономического понятия цены на понятие эстетических ценностей (Горвиц). Критиками, работающими в этом направлении, очерчено проблемное поле, в котором нужно исследовать взаимодействие экономики и литературы. Несмотря на разнообразие конкретных способов и направлений этого взаимодействия, оно, как показала «новая экономическая критика», может быть сведено к двум основным видам: