- Вы меня извините, Дмитрий Алексеевич, - тихо сказала она. Вскинула глаза и опустила. - Я очень, наверно, дурная!..
Дмитрий Алексеевич оглянулся по сторонам, чтобы удержать неожиданные слезы. "Черт, что-то стало с нервами", - подумал он. Быстро прижал к себе ее берет, они взглянули друг на друга и счастливо рассмеялись. И с этим счастливым смехом Надя крепко взяла Дмитрия Алексеевича под руку, встряхнула его, и они пошли - быстро, в ногу, молча, из коридора на лестницу, вниз, по улицам, по переулкам. И оба со страхом чувствовали, что в их отношениях произошел какой-то новый сдвиг.
В этот же вечер она написала письмо в Музгу - Валентине Павловне. Письмо начиналось такими словами: "Милая Валентиночка Павловна, я встретила и, кажется, полюбила вашего, вы знаете, кого. Я не знала любви, теперь я знаю и понимаю вас. И знаю, что вы мне простите это - ведь я не виновата. И, кроме того, меня постигла ваша участь - он признает только дружбу..." - тут Надя бросила ручку и покраснела от счастливой надежды, вспомнив, что было три часа назад - свою короткую, дивную прогулку с ним после визита в прокуратуру. 9
Она решила позвать их к себе в гости. Именно их, потому что она знала, что один, без товарища, Дмитрий Алексеевич к ней не пойдет. Ей хотелось сделать так, чтобы было похоже на простой, человеческий выходной день. Посадить их на диван, заварить покрепче чай, поговорить с ними (с ним!) так, чтобы не было поблизости чертежной доски, и, может быть, даже сыграть что-нибудь на пианино.
Эта мысль несколько дней не давала ей покоя. Надя разработала подробный план, но он чуть было не провалился: у Дмитрия Алексеевича тоже был план, где Надин вечер не значился. Выручил профессор - он вспомнил какой-то давний разговор о необходимости _жить_ и о том, как опасна чрезмерная сосредоточенность. Дмитрий Алексеевич нехотя согласился. Он чего-то опасался и, дав согласие, нахмурился.
В назначенный вечер они позвонили - чисто выбритые, молчаливые. Вошли и остановились в передней, не отходя друг от друга даже на полшага - не привыкли ходить по гостям. Веселая, нарядная Надя отобрала у них шляпы, повесила их пальто, и в эту минуту профессор наступил Дмитрию Алексеевичу на ногу и поглядел на вешалку. Там висела хозяйственная сумка, сделанная из множества кожаных треугольничков. Сумка эта произвела впечатление. Дмитрий Алексеевич оглянулся на Надю и сказал: "Гм, да..."
Собственно говоря, он и раньше догадывался кое о чем - еще тогда, когда Надя начала приносить к ним свои обдуманные, недорогие подарки. Но тогда это были неуверенные догадки, подозрения. Сумка - другое дело: даже профессор вытаращил на нее глаза, а он знал цену доказательствам.
- Раз напали на след - хватайте скорее своего шпиона! - тихо прогудел Дмитрий Алексеевич и опять оглянулся - не слышит ли Надя. Но ее не было в передней. Она убежала на кухню и там негромко разговаривала с недовольной, басистой старухой.
Потом Надя вернулась. Гости прошли в ее комнату и рядышком сели на диван. Николашка уставился на них из-за стула круглыми глазами. Дмитрий Алексеевич погрозил ему пальцем, мальчик посмотрел на мать, бровки его поднялись жалобными свечками, и он заплакал.
- Ничего, ничего, милый, - Надя, взяв его на руки, стала успокаивать. - Это хороший дядя.
- Это очень хороший дядя, - подтвердил Евгений Устинович.
Надя посадила сына в кроватку, и он громко заревел, так, что пришлось его опять пустить на пол. Он сразу спрятался за стул, сунул палец в рот и стал смотреть на дядю.
- Надежда Сергеевна, - заговорил профессор. - Мы вот беседовали часто о вас, так сказать, обо всем... и о других некоторых ваших загадочных поступках, которые нам известны, - кто вы такая?
Надя у стола передвигала тонкие, пузатенькие чашки. Он быстро обернулась, некоторое время молча смотрела на старика. И просто ответила:
- Я неоплатная должница Дмитрия Алексеевича.
В это время Николашка, осмелев, вышел из-за стула и даже шагнул в сторону дяди. Дмитрий Алексеевич пальцами показал ему "козу рогатую", и мальчишка, сверкнув глазами, бросился за стул.
Надя стала наливать чай. Первую чашку она, конечно, подала Евгению Устиновичу, и профессор чуть заметным наклоном головы выразил ей свою признательность.
- Вы мне все больше нравитесь, Надежда Сергеевна, - сказал он.
- Накладывайте варенья, оно вкусное, - Надя подвинула к нему вазочку.
- Ах ты, разбойник! - сказал в это время Дмитрий Алексеевич, сделав Николашке грозные глаза. Тот запрыгал, затопал от страха и удовольствия, скрылся и опять выглянул.
- Бесстыдница! - мужским басом сказала старуха в коридоре, прямо как будто бы в замочную скважину. И прошла, шлепая подошвами домашних туфель. Но в комнате никто не дрогнул, не шевельнул бровью - потому, должно быть, что сидели здесь люди, достаточно испытанные жизнью.
- Я люблю такой чай, - сказал старик. - Вы хорошо завариваете. Но я как-нибудь вас научу одному секрету. Правда, крепкий чай опасен: у вас прекрасный цвет лица.
- Если бы вы знали, как я о нем забочусь...
- И не надо! Там, где щедро позаботилась природа, нет нужды в слабых человеческих усилиях, - с рыцарским, чуть заметным поклоном сказал старик и подвинул к чайнику свою уже пустую чашку. Дмитрий Алексеевич весело поднял бровь, а Надя с подобающей учтивостью поблагодарила рыцаря и налила ему крепкого чая.
- Благодарю вас, - Евгений Устинович принял чашку из ее рук и продолжал, не забывая о варенье: - Я часто задумывался о природной, физической красоте человека...
- Такой красоты нет, - проговорил вдруг Дмитрий Алексеевич.
- Мирон, Фидий и Пракситель дали нам прекрасные образцы, которые...
- Вы не ссылайтесь на авторитеты, - смеясь, возразил Дмитрий Алексеевич. - Большинству людей нравятся не красивые, а _симпатичные_. Это слово и появилось для того, чтобы подчеркнуть разницу между правильностью черт лица и внутренней, духовной красотой.
- А почему же мы ошибаемся? - спросила Надя каким-то тихим, упавшим голосом. - Встречаем человека с некрасивой наружностью, он пленяет нас своей внутренней красотой, а потом оказывается, что и ее нет!
Дмитрий Алексеевич сразу понял, о каком человеке она говорит, и задумался. Нужно было ответить так, чтобы Надя не заметила своего нечаянного саморазоблачения, чтобы не смутилась.
- Есть частные отклонения от закона... - ответил он и опять замолчал. - Есть огромная шкала отклонений...
- А мой, мой пример? - спросила Надя. Она поняла осторожность Дмитрия Алексеевича и взглядом разрешила ему говорить все.
- Влюбленный характер надевает брачный, праздничный наряд - играет всеми красками, - сказал Евгений Устинович и с одобрением взглянул на Надю.
- В таких случаях бывает полезно посмотреть, как этот человек ведет себя в отсутствии "ее", - добавил Дмитрий Алексеевич. - Каков он с другими людьми. Многое открывается...
- Да, - сказала рассеянно Надя. - Это верно. Открывается многое.
Потом она подняла глаза и не отрываясь стала смотреть на Дмитрия Алексеевича, как бы проверяя свое отношение к нему. Дмитрий Алексеевич узнал этот взгляд и отвел глаза: в Надю словно переселилась ласка и преданность Валентины Павловны. Он опять взглянул на нее и опять отвел взгляд: она все так же мягко и преданно смотрела на него.
- Этот вопрос иногда бывает неразрешимым даже для весьма тонких людей, - сказал Евгений Устинович, как бы очнувшись. - Или поздно разрешимым... Один такой молодой человек, очень, как мне кажется, внутренне одаренный, однажды ехал в поезде... Нет, начнем не так. Была у меня знакомая, которая мечтала выйти замуж. И вот как-то в поезде в нее влюбился некий молодой человек. Да так решительно, что предложил ей сойти с поезда и ехать к нему, стать его женой. Она: "Как же? Как это так, сразу?" - обывательница и притом москвичка, а тут надо было сойти где-то в Белгороде, на другом конце земли. "Небось там и хлеба-то нет", - подумала она и отказалась. А он ей нравился, и весьма. И так они расстались, и она жалела об этом очень долго. И сейчас, по-моему, жалеет. Между прочим, так и осталась и девах. И он, конечно, жалел. А если бы я его встретил, я сказал бы: "Это ваше счастье, что вам не удалось ее убедить. Вашей женой будет та, которая с радостью, смело прыгнет с вами со своего поезда". Да, кстати, - профессор вдруг подвинулся на диване к маленькой этажерке, сплошь набитой книгами. - Это у вас Бальзак? Ага! - Взяв одну из книг, он раскрыл ее, потом опомнился, поискал близорукими глазами свою чашку, придвинул к себе чашку Нади и отхлебнул глоток. - Ага! Это "Утраченные иллюзии"! Здесь есть чудеснейшие места!
Дрожащими пальцами он стал перелистывать книгу, а Дмитрий Алексеевич и Надя вдруг остались наедине.
- Сыграть вам что-нибудь? - спросила она тихо.
- Да, да, - согласился Дмитрий Алексеевич, словно пригибаясь под ее взглядом.
- Что же вам сыграть?.. - Она подошла к пианино и, открыв его, стала играть. - Вы знаете, что это?
Дмитрий Алексеевич узнал. Это был второй концерт, вторая часть. То место, где начинается грустное раздумье героя, где Шопен, верящий, что есть на свете человек, открытый для звуков, рассказывает ему о том, как иногда бывает нелегко и как прекрасно сочувствие друга...
Если бы Дмитрий Алексеевич в эти минуты поднял глаза, он увидел бы за пианино странное существо, очень похожее на Надю, которое, грустно сияя, смотрело прямо на него. Но он не поднял глаз. Он собрал на лбу резкие морщины и даже опустил голову, глядя словно бы под стол.
- Повторите, пожалуйста, это место, - попросил он.
И Надя повторила - еще и еще раз, потому что и самой ей это место нравилось. Она _размышляла_ для Дмитрия Алексеевича и, с мягкой силой нажимая на клавиши, глядела на него, как бы говоря ему звуками то, чего не могла сказать словами. И он слушал, понимал эти звуки почти так же. Но где-то чувства его и Нади расходились врозь. Ему казалось, что это его умершая в одиночестве мать, забыв о своих горестях, с лаской смотрит на него, роняя слезы, радуясь на своего большого и такого славного единственного сына...