Смекни!
smekni.com

Образ Катерины в Грозе (стр. 3 из 6)

Критики этого периода пытаются анализировать идейно - эстетическое своеобразие пьес, а также роль писателей в отечественной драматургии. В советской литературе образ Катерины трактуется довольно типично и одинаково.

3.1 Образ Катерины в восприятии А.И.Ревякина (из книги «Искусство драматургии А.Н.Островского»)

Своеобразие драматургии Островского, ее новаторство, считает критик, особенно отчетливо проявляется в типизации. Если идеи, темы и сюжеты раскрывают оригинальность и новаторство содержания драматургии Островского, то принципы типизации характеров касаются уже и ее художественной изобразительности, ее формы. Островского же, считает Ревякин, привлекали, как правило, не исключительные личности, а обычные, рядовые социальные характеры большей или меньшей типичности. Своеобразие типичности образов Островского состоит в их социально – исторической конкретности. Драматург рисовал в высшей степени законченные и выразительные типы определенного общественного положения, времени и места. Своеобразность типичности образов Островского состоит в их социально – исторической конкретности. Драматург, как утверждает критик, рисовал в высшей степени законченные и выразительные типы определенного общественного положения, времени и места. Он и с величайшим искусством рисует и трагедийные переживания Катерины Кабановой. «Она охвачена впервые пробудившимся в ней чувством любви к Борису»,[18] - пишет Ревякин, тем самым противопоставляя ее чувства к Тихону. Ее муж в отъезде. Все это время Катерина встречается с любимым. По возвращении мужа из Москвы у нее возникает чувство виновности перед ним и обостряются раздумья о греховности своего поступка. «И вот как убедительно, сложно и тонко мотивирует драматург этот кульминационный эпизод пьесы»[19] - восхищается критик. Кристально чистой, правдивой, совестливой Катерине тяжело таить свой поступок перед мужем. По словам Варвары, она «дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает»[20]. Зная характер Катерины, Варвара боится, что она «бухнет мужу в ноги, да и расскажет все»[21]. Смятение Катерины усугубляется приближением грозы, которой она и вовсе страшиться, повествует критик. Ей кажется, что эта гроза несет наказания на ее грехи. А тут и Кабаниха допекает ее своими подозрениями и поучениями. Ревякин довольно с состраданием рассказывает трагическую историю Катерины, он сочувствует ей. Тихон же, хотя и шутя, призывает ее кается, а тут из толпы выходит Борис и раскланивается с ее мужем. В это время в народе идет устрашающий разговор о грозе: «Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет.… Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит… потому, смотри, какой цвет необыкновенный»[22]. Еще сильнее встревоженная этими словами Катерина говорит мужу: «Тиша, я знаю, кого убьет… Меня убьет. Молитесь тогда за меня!»[23] Этим самым она делает для себя приговор на смерть, на самоубийство. В этот же момент, как будто случайно появляется полусумасшедшая барыня. Обращаясь к прячущейся испуганной Катерине, она выкрикивает трафаретные и тоже судьбоносные слова о красоте – соблазне и погибели: « В омут лучше с красотой – то! Да скорей, скорей! Куда прячешься, глупая! От бога – то не уйдешь! Все в огне гореть будете в неугасимом!»[24] Нервы измученной Катерины напрягаются до придела, пишет критик. В полном изнеможении Катерина говорит о своей смерти. Пытаясь успокоить ее, Варвара советует ей отойти к сторонке и помолиться. Катерина послушно отходит к стене галереи, опускается на колени, чтобы помолиться, и мгновенно вскакивает. Оказывается, она оказалась перед стеной росписью страшного суда. Эта роспись с изображением ада, поясняет критик, и наказываемых за свои преступления грешников стала последней каплей для исстрадавшейся Катерины. Все сдерживающие силы ее оставили, и она произносит слова покаяния: « Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!..»[25] Удар грома прерывает ее исповедь, и она падает без чувств на руки мужа. Мотивировка покаяния Катерины может показаться, на первый взгляд излишне подробной и затянутой, считает исследователь. Но Островский показывает в душе героини мучительную борьбу двух начал: рвущегося из сердечных глубин стихийного протеста и погибающих ее предрассудков «темного царства». Побеждают предрассудки мещанско-купеческой среды. Но, как видно из последующего развития пьесы, Катерина находит в себе силы не смириться, не покориться требованием царства, хотя бы ценою своей жизни.

Так, скованная цепями религии, Катерина кается всенародно в том, что было в ее жизни проявлением самого радостного, светлого, истинно человеческого, такой делает вывод об образе Катерины критик Ревякин. Из его статьи можно сделать вывод о том, что образ Катерины он воспринимает скорее как положительный, сострадает и сочувствует ему. По мнению критика, конфликт пьесы - это конфликт человеческих чувств и предрассудков мещанско-купеческой среды, а сама пьеса – реалистическое изображение типичных купеческих нравов. Роковую роль в судьбе Катерины, по мнению исследователя, играет ее религиозность, которая и доводит ее до самоубийства. Это восприятие образа главной героини пьесы «Гроза » характерно для советского литературоведения.