Смекни!
smekni.com

Лирический герой Н. А. Некрасова 2

Лирический герой Н. А. Некрасова

Автор: Некрасов Н.А.

Для лирики, самого субъективного рода литературы, главное — состояние души человека. Это чувства, переживания, размышления, настроения, выраженные непосредственно через образ лирического героя, выступающего как бы доверенным лицом автора.

Некрасовский лирический герой, обладая многими чертами автора (гражданственность, демократизм, страстность, честность), воплощает в себе черты времени, передовые идеалы и нравственные принципы «новых людей».

Если сам поэт, «ненависть в душе постыдно притая», бывал помещиком в своей деревне, то его лирический герой очищен от этих слабостей, свойственных человеку. Если Некрасов считал, что ему

...борьба мешала быть поэтом,

Песни... мешали быть бойцом,

что он «к цели шел колеблющимся шагом,//Для нее не жертвовал собой», то лирический герой его стихов, задыхаясь вместе с народом «без счастья и воли», справедливо отвергая эти мысли, призывает бурю:

С этой ненавистью правою,

С этой верою святой

Над неправдою лукавою

Грянешь божьею грозой...

Именно лирический герой говорит нам о том, какой могучий революционный дух жил в Некрасове, делал его музу «музой мести и печали», какая жажда борьбы горела в нем, какой честности, чистоты, требовательности к себе был этот человек!

В творчестве Н. А. Некрасова можно выделить определенные темы: изображение тяжелой трудовой жизни русского народа, сатирическое разоблачение всякого рода угнетателей, создание возвышенных образов «народных заступников», темы любви, природы, назначения поэта и поэзии.

Лирический герой каждого из этих циклов глубоко сочувствует народу, видит жизнь его глазами, призывает к борьбе: «Ты проснешься ль, исполненный сил?» Цель его — «толпе напоминать, что бедствует народ». Даже в интимной лирике, в рассказах о трудной, горькой, порой трагической любви, не перестают звучать гражданские мотивы («Зине», «Еду ли ночью...», «Застенчивость»),

Таким образом, лирический герой всех произведений Некрасова — это гражданин. «...Не будет гражданин достойный//К отчизне холоден душой...» Поэтому так полны боли за угнетенных и несправедливо обиженных многие стихотворения. Некрасов, «редким чутьем чуявший русскую жизнь» (Н. С. Лесков), видел везде вопиющую несправедливость, когда каждый, имеющий власть, старается обмануть мужика. И управляющий-немец из «Забытой деревни», и жестокий помещик из стихотворения «Родина», и чиновник из «Размышлений у парадного подъезда», и не только граф Клейнмихель, но и каждый «грамотей-десятник» («Железная дорога»). Поэтому всюду слышится стон мужика: «где народ — там и стон...».

И народ, русские крестьяне, в которых встретишь такую удаль и находчивость при совершенном отсутствии хвастовства, такое трудолюбие, доброту, отзывчивость, остроумие и, главное, мужество, — этот народ терпит. Поэт негодует:

Чем был бы хуже твой удел,

Когда б ты менее терпел!

Он в то же время чувствует боль за это бесконечное терпение русское:

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда...

Все претерпели мы, божий ратники,

Мирные дети труда!..

Сколько горькой любви вложено в образы крестьян! Вот сгорбленный от непосильной работы больной белорус... Нет, он умер, это тень его, обгоняя поезд, заглядывает в окно. Но даже и тень «механически ржавой лопатою//Мерзлую землю долбит». Сам преклоняясь перед чудесными качествами крестьян, Некрасов учит читателя уважать и ценить русского мужика:

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять...

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Не выражение «тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг» должны быть на лицах этих тружеников, а чувство собственного достоинства, гордость за свой великий труд, Но Некрасов, горячо любящий народ, показал жизнь его «без всякого смягчения» (Н, Г. Чернышевский), без идеализации: показал нищету, бесправие, каторжный труд, отсталое хозяйство, темноту, невежество.

Многие писали о народе, вспомним, хотя бы «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, но тема «страданий народа» не стареет. И цель настоящего поэта-гражданина — посвятить «лиру... народу своему». А это значит показать все «свинцовые мерзости жизни»: и бедствия народные, и виновных в этом, тех, кто хищнически наживается на отсталости народа. Таковы стихотворения «Секрет», в котором московский богач рассказывает о своей «воровской жизни», «Нравственный человек», герой которого по своему тиранству сходен с Иудушкой Головлевым: за алтын губит товарища, до смерти засекает крестьянина. Да что говорить о мужиках, коли он родную дочь продал старику, отчего она зачахла и через год умерла!

Действительно, стихи Некрасова — «свидетели живые за мир пролитых слез полны страстности, негодования, едкой сатиры.

Поэт призывает бурю расплескать «чашу народного горя». Он не отделяет себя от народа:

Душно! без счастья и воли

Ночь бесконечно длинна.

Буря бы грянула, что ли?

Чаша с краями полна!

Будто сам поэт задыхается без воли, так близко к сердцу принимает он страдания народные.

Лирический герой и автор едины в цикле стихотворений, посвященных Белинскому, Добролюбову, Писареву, Чернышевскому, Шевченко. Поэт преклонялся пред теми, кто шел «в огонь за честь отчизны,//За убежденье, за любовь». Образ «народного заступника» всегда вдохновлял Некрасова, его лирический герой был таким. «Учителем» для него был Белинский, который многих «гуманно мыслить научил».

«Какой светильник разума угас!//Какое сердце биться перестало!» — так сказал Некрасов о Добролюбове. О «народных заступниках» поэт писал:

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата-человека,

Только тот себя переживет...

Во многих стихотворениях поэт воспел образ русской женщины и Родины. Лирический герой выражал не раз свою любовь к красоте и отваге русской женщины, когда писал о ней: «...коня на скаку остановит, //В горящую избу войдет». И хотя Некрасов видел «убогую» и «забитую» Русь, он глубоко верил:

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Муза Некрасова чувствовала свое кровное родство со страдающим народом («Вчерашний день, часу в шестом...»), поэтому так близка она по выражению к народным песням. Восприняв эти традиции, поэзия Некрасова нередко сливается с песней, в которой «душа русского народа». Многие свои стихотворения поэт прямо называет песнями: «Песня Еремушке», «Песни о свободном слове», «Голодная», «Соленая» (из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»). Трехсложные размеры, придающие стиху гибкость, разговорность, напевность, очень часто встречаются в лирике Некрасова.

Не случайно так восхищался Некрасовым Белинский, называя его «истинным поэтом», а Чернышевский — «гениальным и благороднейшим из всех русских поэтов».

В формировании героя — борца, гражданина, патриота — огромно активное воздействие Некрасова на современников и последующие поколения. Несомненно, что Некрасов оказал влияние на поэзию Блока, Есенина, Маяковского, Твардовского и других современных поэтов. Традиции Некрасова-лирика и эпического поэта — великая школа художественного мастерства борца и гражданина. И как завет звучат слова поэта:

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте, спасибо вас скажет сердечное

Русский народ.